Большая советская энциклопедия

ФОТОГРАФИЯ

ФОТОГРАФИЯ(от фото... и ...графия),совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях (СЧС) путём закрепления фотохимич. или фотофизич. изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом Ф.

Общая последовательность действий в Ф. не зависит от выбора СЧС и процесса получения стабильного изображения на нём и включает след. стадии: создание на поверхности СЧС распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу; появление в СЧС вызванных действием излучения химич. или физич. изменений, различных по величине в разных участках СЧС и однозначно определяемыхэкспозицией,подействовавшей на каждый участок; усиление произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором; стабилизация непосредственно возникших или усиленных изменений, к-рая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для последующего рассматривания или анализа; извлечение информации из полученного изображения - рассматривание, считывание, измерение и т. д. Эта общая схема может быть дополнена (напр., такой стадией, как размножение изображений), отдельные из перечисленных стадий могут быть разделены на более дробные или совмещены, но в целом схема сохраняется во всех процессах Ф.

Первоначально Ф. создавалась как способ фиксации портретных или натурных изображений за периоды времени, много меньшие, чем требуются для той же цели художнику. Однако по мере расширения возможностей Ф. стал увеличиваться и круг решаемых ею задач, чему особенно способствовало появлениекинематографииицветной фотографии;соответственно возрастали роль и значение Ф. в жизни человечества. В 20 в. Ф. стала одним из важнейших средств информации и документирования (фиксация лиц, событий и т. п.), технич. основой самого массового вида искусства -киноискусства,входит в число осн. технич. средствполиграфии,служит орудием исследования во мн. отраслях науки и техники. Это разнообразие задач, решаемых с помощью Ф., позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

Независимо от области применения Ф. можно подразделить на более частные виды по мн. признакам, напр.: по временному характеру изображения - на статическую и динамическую (наиболее важным примером к-рой служит кинематография); по химич. составу СЧС - на серебряную (более строго - галогенидо-серебряную) и несеребряную; по способности передавать только яркостные или также и цветовые различия в объекте - на чёрно-белую и цветную; в зависимости от того, передаются ли изменения яркостей в объекте различиями поглощения света в изображении или различиямиоптической длины путисвета в нём - на амплитудную и фазовую; по пространственному характеру изображений - на плоскостную и объёмную. Последнее разделение, впрочем, требует оговорки: любое фотографич. изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопическойФ.)достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной Ф. можно считатьголографию,но в ней способ записи оп-тич. информации об объекте и его пространственных свойствах принципиально иной, чем в "обычной" Ф., и похож на Ф. только использованием СЧС для записи информации.

Исторический очерк.История Ф. начинается с опытов, в к-рых на бумагу или холст с помощьюкамеры-обскурыпроектировали изображение объекта и зарисовывали его. Эти опыты начались не позднее конца 15 в.; о них знал и сам воспроизводил их ещёЛеонардо да Винчи.Однако Ф. в собственном смысле слова возникла значительно позднее, когда не только стало известно о светочувствительности мн. веществ, но и появились приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах, вызванных действием света. В числе первых светочувствительных веществ в 18 в. были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 Т. Уэджвуд в Великобритании смог получить изображение на слое AgNO3, но ещё не сумел его закрепить. Датой изобретения Ф. считают 1839, когда Л. Ж. М.Дагерсообщил Парижской академии о способе Ф., названном им в собственную честь дагеротипией, хотя авторство его было спорным и мн. важнейшие особенности этого способа являются достижениями Ж. Н.Ньепса,разработанными им единолично или в сотрудничестве с Дагером. Почти одновременно с Дагером о др. способе Ф.- калотипии (от греч. kalos - красивый, превосходный и typos - отпечаток) сообщил в Великобритании У. Г. Ф. Тол-бот (патент на этот способ выдан в 1841). Сходство обоих названных способов ограничивалось использованием Agl в качестве СЧС, различия же велики и принципиальны: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготовлялсянегатив, ск-рого можно было делать любое число отпечатков. В этом отношении калотипия более близка к совр. Ф., чем дагеротипия; кроме того, в первой из них, как и в совр. Ф., проявление использовалось не только для того, чтобы сделатьскрытое фотографическое изображениевидимым для глаза, но и для того, чтобы его усилить.

Из дальнейших открытий, принципиально важных для развития Ф., надо отметить прежде всего переход от камеры-обскуры со случайно выбранным объективом низкого качества к камере со спец. хорошо исправленным съёмочным объективом (его создал венг. оптик И. Пец-валь в 1840; от. н. условии Пецваля см. ст.Кривизна поля)и переход от мокрых СЧС, приготовляемых непосредственно перед съёмкой, к заранее приготовляемым сухим СЧС, способным длительно храниться в темноте без существенных изменений. В этом отношении решающую роль сыграли замена колло-дионных (см.Коллодий)СЧС желатиновыми (желатину в Ф. впервые широко использовал англичанин Р. Мэддокс, 1871), а также применение вместо чистого Agl др. галогенидов Ag, более удобных с практич. точки зрения. Наиболее распространённый вид СЧС - сухие желатиновые слои с диспергированными в них микрокристаллами AgHal (Hal = = С1,Br,Cl + Br, Cl + I, C1 + Вr + I, Вr + I, причём содержание Agl ни в одном случае не превышает неск.%).Именно такие СЧС стали массово выпускаться промышленностью с сер. 1870-х гг. Первоначально их изготовляли на стеклянной подложке (пластинки), а затем также на бумажной и плёночной. Хотя массовый выпуск плёнок начался на полтора десятилетия позже, чем пластинок (после изобретения гибкой нитроцеллю-лозной подложки амер. изобретателем Г. Гудвином, 1887), этот вид материалов постепенно стал преобладающим, чему сильно способствовало создание малогабаритных плёночных камер, со временем вытеснивших громоздкие пластиночные камеры (за исключением спец. репродукционных). К 70-м гг. 20 в. ок. 90% всех выпускаемых AgHal-СЧС составляют плёнки, а на долю пластинок приходится менее 1%. В совр. ассортиментефотографических материаловплёнки обычно являются негативными СЧС (кроме кинопозитивных и обращаемых - см. ниже), бумаги - позитивными (за исключением спец. копировальных), пластинки - только негативными (см.Бумага фотографическая, Пластинки фотографические, Плёнкакино- и фотографическая).

Важнейшую роль в развитии Ф. на AgHal-СЧС сыграло открытие оптическойсенсибилизации(нем. учёный Г. Фогель, 1873), т. е. расширения спектральной области чувствительности СЧС путём введения в них красителей, поглощающих свет больших длин волн, чем AgHal [к-рые поглощают только в ультрафиолетовой (УФ) области и на коротковолновом участке видимой облас-сти, не дальше синей части]. Этим был преодолен крупный недостаток прежних СЧС. Уже в 1880-х гг. большинство выпускаемых СЧС стали ортохроматическими (см.Ортохроматические материалы),чувствительными к жёлтому цвету, а с 1920-х гг. осн. место среди массово выпускаемых СЧС занялипанхроматические материалы,чувствительные к оранжево-красной части спектра. Затем появились и AgHal-СЧС, чувствительные до длин волн 1,2-1,3мкм,соответствующих смежному с видимой областью участку инфракрасной (ИК) области, однако не для любительской съёмки, а только для научно-технич. целей (см.Инфрахроматические материалы).Дальнейшее продвижение чувствительности СЧС в длинноволновую сторону невозможно, т. к. равновесное тепловое излучение окружающих тел сосредоточено как раз в ИК-области. Непрерывно действуя на сенсибилизируемые СЧС в течение всего времени между их изготовлением и использованием, оно вуалирует их до недопустимого уровня (см.Вуаль фотографическая)уже в первые сутки или даже часы их хранения. Преодолеть это ограничение для любого вида Ф. на AgHal-СЧС принципиально невозможно.

Напротив, в коротковолновую сторону чувствительность AgHal-СЧС не ограничена ничем. На AgHal-СЧС оказывают действие не только уже упоминавшиеся излучения видимой и близкой УФ-области, но и более коротковолновые, включая рентгеновское и гамма-излучения, а также ядерные частицы и электронные пучки. Благодаря этому AgHal-СЧС уже давно применяются для получения изображений в рентгеновских лучах и пучках электронов (см.Рентгенограмма, Радиография, Электронная микроскопия);они стали также одним из распространённых средств для регистрации и измерениядозыионизирующих излучений. Более того, нек-рые из этих излучений, как и ряд элементарных частиц, были открыты именно с помощью AgHal-СЧС (см.Ядерная фотографическая эмульсия).

Изготовление светочувствительных материалов на основе AgHal(см. такжеФотографическая эмульсия).AgHal-СЧС получают нанесением (т. н. поливом) светочувствительной эмульсии - взвеси частиц AgHal в желатине или др. защитном коллоиде - на подложку. Наиболее важные характеристики СЧС с такими эмульсиями, кроме физико-ме-ханич. и геометрических, формируются преимущественно до полива. К ним относятся прежде всего параметры, связанные схарактеристической кривой,- светочувствительность,вуаль,контрастности коэффициент,а такжеспектральная чувствительностьи структурные характеристики, обусловленные размерами микрокристаллов (МК) AgHal. Основные этапы изготовления AgHal-СЧС:

1) Эмульсификация и первое (т.н. физическое) созревание. На этом этапе происходит образование и рост твёрдой фазы эмульсии, т. е. МК AgHal. Образование AgHal является результатом реакции между AgNO3и соответствующими галогенида-ми (по б. ч. калия) в растворе, содержащем желатину, к-рая предотвращает слипание образующихся МК. Одновременно с образованием и ростом МК в растворе начинается перекристаллизация, т. е. преимущественный рост более крупных МК за счёт растворения более мелких. На скорость и результаты перекристаллизации существенно влияет наличие желатины. К концу реакции образования AgHal перекристаллизация становится преобладающим процессом. Чёткая граница между эмульсификацией и созреванием существует не всегда, и разделение этапа на 2 процесса иногда является формальным. В результате обоих процессов формирование твёрдой фазы полностью завершается и ни одна из последующих стадий не оказывает почти никакого влияния на размеры МК. Поэтому ряд свойств будущего СЧС (зернистость, отчасти разрешающаяспособностьи др.) задаются именно на первом этапе; заметную роль в их формировании играет также соотношение масс желатины и AgHal: от него зависит рассеяние света в СЧС при экспонировании, а тем самым и краевая резкость деталей изображения, получаемого на СЧС. Вместе с тем сен-ситометрич. характеристики будущего СЧС зависят от условий и результатов первого этапа лишь косвенно (в частности, потому, что МК, сформировавшиеся без дефектов структуры, практически не светочувствительны и мало влияют на светочувствительность фотоматериала даже после дальнейшей его обработки) и формируются в основном на последующих этапах; светочувствительность же эмульсий после первого созревания всегда мала.

2) Второе (т. н. химическое) созревание. На этом этапе эмульсию выдерживают определённое время при повышенной темп-ре, способствующей протеканию реакций на поверхности МК между AgHal и микрокомпонентами желатины - соединениями двухвалентной серы, восстановителями и т. д. Часто в таких реакциях участвуют специально вводимые вещества, прежде всего соединения серы (если их содержание в желатине мало), а также соли золота. В результате этих реакций и второго созревания в целом на поверхностях МК, в первую очередь на поверхностных дефектах, образуются примесные центры - малые частицы веществ, отличных от AgHal; ими могут быть сульфиды Ag, Au, совместные золото-серебряные сульфиды, металлич. частицы Ag и Au и др. Во время экспонирования МК на таких частицах закрепляются подвижные фотоэлектроны; с этого и начинается образование скрытого изображения. Т. о., именно наличие примесных центров в основном определяет способность МК к дальнейшему участию в фотографич. процессе, а природа и размеры примесных центров определяют эффективность этого процесса, т. е., в конечном счёте, светочувствительность всей эмульсии; не случайно их принято наз. центрами чувствительности. То обстоятельство, что они расположены на поверхности МК, чрезвычайно важно; центры скрытого изображения при последующем проявлении сразу вступают во взаимодействие с проявляющими веществами и принимают электроны от их молекул. Однако если проводить второе созревание слишком долго или при излишне высокой темп-ре, реакции желатины с МК заходят слишком далеко, примесные центры становятся избыточно большими и способными принимать электроны от проявляющих веществ без участия скрытого изображения. Такая эмульсия может восстанавливаться в проявителе без экспонирования; в этом случае примесные центры наз. центрами вуали. При умеренном втором созревании центры вуали также образуются, но лишь в слабой мере, на немногих МК. Оптимальным можно считать такое второе созревание, в к-ром достигается макс. светочувствительность при миним. вуали. Это условие выполнимо тем труднее, чем больше различаются между собой отд. МК, и именно здесь сказывается роль предшествующего этапа - первого созревания, определяющего степень разнородности МК по размерам и совершенству кристаллич. структуры. Разнородностью МК, как до, так и после второго созревания, в основном определяется также коэффициент контрастности будущего СЧС, в среднем тем меньший, чем разнородность МК больше.

3) Подготовка эмульсии к поливу. На этом этапе заканчивается формирование сенситометрич. свойств будущего СЧС и задаются его осн. физи-ко-механич. характеристики. С этими целями при подготовке к поливу в эмульсии вводят многочисленные добавки, из к-рых важнейшими являются: оптические красители-сенсибилизаторы, адсорбирующиеся на МК и расширяющие спектральную область чувствительности СЧС; компоненты цветного проявления (только вцветофотографических материалах),участвующие в образовании красочных изображений; стабилизаторы, препятствующие изменению светочувствительности и вуали во время хранения готовых СЧС до экспонирования; дубители, повышающие механич. прочность, упругость и темп-ру плавления желатины, а тем самым и всего СЧС; пластификаторы, снижающие хрупкость СЧС после дубления; смачиватели, улучшающие контакт эмульсии с подложкой при поливе и позволяющие получить более равномерные СЧС.

4) Полив. На этом этапе эмульсию наносят тонким (обычно 5-15мкм)слоем на подложку. Полученный материал высушивают, а затем нарезают на нужный формат. Здесь не только задаются геометрич. характеристики СЧС, но и регулируются нек-рые др. параметры, напр. максимально достижимаяоптическая плотностьпроявленного СЧС.

Освовные виды процессов на AgHal-СЧС.Наиболее распространённым вариантом чёрно-белой Ф. на AgHal-СЧС до недавнего времени были производимые раздельнонегативный процессипозитивный процесс,впервые реализованные ещё в калотипии Толбота. В этом варианте экспонированный СЧС подвергаютпроявлению фотографическому,в ходе которого до металлич. Ag избирательно восстанавливаются только те МК, на которые подействовало (и создало на них скрытое изображение) экспонирующее излучение. На стадиификсирования фотографического,следующей за проявлением, неиспользованные МК растворяются и удаляются из СЧС, а металлич. Ag проявленного изображения остаётся в желатине. Наибольшее почернение образуется на участках СЧС с наибольшим оставшимся количеством Ag, т. е. на участках, соответствующих самым светлым участкам объекта; т. о., распределения света и темноты в подобном изображении (негативе) и объекте противоположны. Затем тот же процесс повторяют на др. СЧС, используя в качестве объекта негатив; тогда после проявления полученное изображение передаёт распределение света и темноты противоположно негативу, но правильно по отношению к объекту первоначальной съёмки. Оно представляет собойпозитив.При этом передача действит. соотношения яркостей участков объекта в его изображении(фотографическое тоновоспроизведение)не обязательно количественно точна: точность передачи ограничивается нелинейностью характеристической кривой AgHal-СЧС и возможна лишь на участке её, характеризуемойфотографической широтой.

После 1950 всё возрастающее распространение получает прямой позитивный вариант чёрно-белой Ф. на AgHal-СЧС, не требующий получения промежуточного негатива, т. н. Ф. на обращаемых материалах (см.Обращениев фотографии). В этом варианте СЧС после экспонирования также проявляют, но затем его не фиксируют, а переводят металлич. серебро изображения в растворимые в воде соединения (см.Отбеливание фотографическое).Если в таком СЧС удалить Ag, созданное первым проявлением, а затем подвергнуть его вторичному экспонированию и повторно проявить, то на каждом участке число проявленных МК будет тем больше, чем меньше их восстановилось при первом проявлении, чем меньшей была экспозиция от объекта на соответствующем участке СЧС, а значит, и чем меньше была яркость изображаемой детали объекта. Т. о., получаемое изображение есть позитив. В принципе подобный вариант обработки применим к любому СЧС, но хорошего тоновоспроизведения достигают лишь на спец. обращаемых материалах. Наибольшее применение этот вариант Ф. получил при изготовлении снимков в видедиапозитивовили фильмов для последующей проекции и рассматривания на экране, тогда как при изготовлении отпечатков на бумаге и размножении изображений раздельный негативно-позитивный вариант значительно удобнее.

Распространение получил также и др. вариант чёрно-белой Ф. на AgHal-СЧС, основанный на т. н. процессе с диффузионным переносом. В СССР для любительской съёмки этот процесс реализован в фотокомплекте "Момент", за рубежом соответствующие комплекты выпускаются в неск. разновидностях по лицензиям впервые разработавшей их фирмы "Поляроид" (США). Комплект включает сравнительно крупноформатную (напр., с размером кадра 9 X 12см)фотокатушечную съёмочную камеру, негативную AgHal-фотоплёнку, вязкий обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования, и приёмный позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному слою при той же перемотке. Обрабатывающий раствор не только восстанавливает экспонированные МК негативного СЧС, формируя в нём обычное негативное изображение, но также растворяет неэкспонированные МК, переводя содержащееся в них Ag в соли или комплексы, и восстанавливает связанное таким образом Ag из неэкспонированных МК на противолежащих участках позитивного слоя после того, как указанные соединения Ag туда продиффун-дируют. При этом не требуется, чтобы позитивный слой был светочувствительным; чаще всего это просто бумажный слой с нанесённым на него покрытием, в к-ром содержатся высокодисперсные (см.Дисперсные системы)зародыши для отложения на них Ag из восстанавливаемых соединений. Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.

Особую группу процессов на AgHal-СЧС составляют процессыцветной фотографии.Их нач. стадии те же, что и в чёрно-белой Ф., включая возникновение скрытого изображения и его проявление; однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количества к-рых на каждом участке СЧС "управляются"проявленным серебром, тогда как само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в чёрно-белой Ф., здесь имеются раздельный негативно-позитивный процесс с печатью позитивов либо на спец. цветной фотобумаге (с увеличением), либо на плёнке (в контакте), и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фотоматериалах. Распространение получил аналог диффузионного процесса, позволяющий изготовлять цветные изображения.

Несеребряная фотография и научно-технические применения фотографии. Материалы и процессы на основе AgHal обладают мн. исключительно ценными особенностями, такими, как чувствительность к самым разнообразным излучениям, способность аккумулировать их действие и тем самым реагировать на предельно слабые их потоки, способность геометрически правильно передавать изображение в целом и его детали. Вместе с тем постепенно стало ясно, что в ряде новых направлений прикладной науки и техники особенности AgHal-СЧС и процессов на них принципиально ограничивают возможности использования Ф. Так, с появлением голографии резко возросшие требования кразрешающей способностиСЧС (порядка нескольких тысяч мм-1) иуровню т.н. фотография, шумов оказались на пределе возможностей AgHal-СЧС вследствие неустранимо присущей им дискретной структуры; поэтому в голографии наряду с AgHal-СЧС получили распространение новые СЧС, прежде всего макроскопически бесструктурные (напылённые слои, полимерные плёнки, стеклообразные вещества и т. д.). Лишь немногим менее жёсткие требования к разрешающей способности СЧС (во всяком случае, выше 1000мм-1)предъявляются впланарной технологиипроизводства микроэлектронных схем, в устройствах оптическойпамяти ЭВМ,в микрофильмировании с большим уменьшением. Ещё одним принципиальным недостатком процессов на AgHal-СЧС является относительно большой промежуток времени между экспонированием СЧС и получением на нём видимого изображения, даже не стабилизированного: ни при каких скоростных методах проявления и исключении большинства др. операций этот промежуток не удаётся сделать меньше неск.сек.Между тем всё чаще бывает необходимо (особенно в информационных системах на основе ЭВМ, технич. телевидении, голографии, при оптической обработке изображений) считывать и обрабатывать записанные на СЧС изображения или последовательности сигналов в т. н. реальном масштабе времени, т. е. за малые доли секунды; в таких условиях любые процессы на AgHal-СЧС слишком медленны, и переход к несеребряным СЧС становится неизбежным.

Немалое значение для наметившейся тенденции заменять, где можно, AgHal-СЧС несеребряными имеет то обстоятельство, что соли Ag становятся всё более дефицитными и дорогими материалами в связи с ограниченностью мировых запасов серебра. Это побуждает, с одной стороны, во всех вновь появляющихся областях применения Ф. сразу ориентироваться на несеребряные СЧС, а с др. стороны -в традиционных областях применения AgHal-СЧС изыскивать возможности их замены. На этом пути возникают значит. трудности, т. к. по уровню чувствительности несеребряные СЧС даже близко не подошли к AgHal-СЧС, во всяком случае, негативным, и едва ли подойдут к ним в обозримые сроки. Поэтому для тех применений Ф., где нужны только высокочувствит. СЧС (профессиональная и любительскаякиносъёмка, аэрофотосъёмка, космическая съёмкаи др.), замена AgHal-СЧС пока неосуществима.

До 1950-х гг. AgHal-СЧС были практически единственным видом промышленно выпускавшихся СЧС; масштабы применения остальных СЧС, таких, как фер-ро-, диазо- и цианотипные (на основе соответственнодиазония солейи соединений трёхвалентного железа) для копировальных работ и светозадубливаемые (с соединениями шестивалентного хрома, т. н.пигментная бумага)для полиграфии, были совершенно несоизмеримы с объёмом использования AgHal-СЧС. Лишь с 1950-х гг. начались в широких масштабах разработка, применение и пром. выпуск несеребряных СЧС. Однако в те же годы стали значительно расширяться и применения Ф., так что новые СЧС с самого начала использовались почти исключительно во вновь возникших областях применения Ф., а производство AgHal-СЧС продолжало расширяться в соответствии с продолжавшимся расширением традиц. применений Ф. Лишь в одной из традиц. областей несеребряные СЧС оказались более или менее полноценными заменителями AgHal-СЧС: в массовой печати кинофильмов. Для чёрно-белых фильмов нашёл применение т. н. везикулярный процесс, в к-ром изображение создаётся светорассеивающими пузырьками газообразного азота, выделяющегося в полимерной плёнке при фотохимич. разложении введённого в неё светочувствит.диазосоединения.Хотя чувствительность везикулярных СЧС низка, их использование позволяет реально сократить расход AgHal-СЧС в кинематографии. При печати цветных фильмов стали использовать др. несеребряный процесс -гидротипию,в к-рой различия подействовавшей экспозиции передаются различиями высоты задубленного желатинового рельефа на спец. СЧС. Рельеф затем окрашивают и применяют как матрицу для печати цвето-делённого (см.Цветоделение)изображения на несветочувствит. приёмном слое (бланк-фильме).

Из новых областей применения Ф., в к-рых используют несеребряные СЧС, раньше других сформировалась как самостоят. область т. н. репрография, объединяющая "малую" полиграфию, т. е. копирование и размножение печатных, графич. и машинописных материалов (текстов, документов, чертежей и т. п.), с микрофильмированием и микрокопированием таких же материалов для архивных целей (т. е. воспроизведением их с большим уменьшением для хранения в компактной форме). Репрография прочно заняла первое место в Ф. по использованию несеребряных СЧС. Из процессов репрографии наибольшее распространение получилаэлектрофотография,где в качестве СЧС используют слои аморфного селена или слои ZnO с полимерным связующим, а в последнее время также слои органич. полупроводника поли-N-винилкарбазола. Электрофотография применяется исключительно при копи-ровально-множительных работах, и на её долю приходится до 80% общего объёма таких работ. Наряду с ней определённое место в копировально-множительной технике занимают др. несеребряные процессы:термография, диазотипия(на СЧС, содержащих диазосоединения), упомянутый выше везикулярный процесс, в к-ром также используется светочувствительность диазосоединений, диффузионные процессы с переносом красителя. Пока масштабы архивного микрорепродуцирования были сравнительно скромными, осн. роль в микрофильмировании и микрокопировании играли высокоразрешающие AgHal-СЧС. В 70-е гг. 20 в. одновременно происходят и бурный рост микрорепродуцирования, и постепенное вытеснение из этой области AgHal-СЧС диазотипными, везикулярными и т. н. фотохромными СЧС (см.Фотохромные материалы),сдерживаемое пока низким уровнем чувствительности перечисленных несеребряных СЧС.

Др. новая область применения, основанная исключительно на несеребряных материалах и процессах, связана с использованием Ф. совместно сэлектроннолучевыми приборами,прежде всего в телевидении. Здесь изображение регистрируется не как целое, а как последовательность сигналов, полученных при поэлементном разложении изображения. Осн. видом материалов для записи таких сигналов являются деформируемые полимерные слои, на к-рых записывающий электронный или световой пучок создаёт или изменяет поверхностное распределение зарядов. При последующем размягчении полимера нагреванием возникшие при облучении электростатические силы деформируют его поверхность в соответствии с распределением потенциала на ней и т. о. создают рельеф. Этот рельеф, модулирующий слой по толщине, и есть запись изображения. Процессы, используемые для получения такой записи, как и форма самой записи (канавки, лунки, беспорядочные структуры типа "изморози"), весьма разнообразны (см., напр.,Термопластическая запись, Фазовая релъефография).Начинают применяться двухслойные системы из деформируемого слоя и фотопроводника (см.Фотопроводимость),что позволяет сочетать запись по методу фазовой рельефографии с электрофотографич. регистрацией. Считывание записанного изображения также ведётся в поэлементной последовательности, причём толщина рельефа записи служит модулятором считывающего светового пучка по фазе, т. е. этот вид Ф. относится к фазовой Ф.

Ещё одна новая область Ф.-фотолитография,возникшая в связи с развитиеммикроэлектроники.Здесь используются не только несеребряные СЧС -фоторезисты,но и AgHal-СЧС высокого разрешения, с помощью к-рых изготовляют фотошаблоны (через фотошаблоны затем экспонируют фоторезисты). В последней трети 20 в. и в этой области началась постепенная замена AgHal-СЧС высокоразрешающими несеребряными СЧС: предложены СЧС на основе солей палладия, подвергаемые физич. проявлению с отложением неблагородных металлов (меди, никеля), разработаны СЧС на основе напылённых слоев гало-генидов свинца и таллия, окислов молибдена и др.

Быстрое развитие ИК-техники, в т. ч. появление разнообразных ИК-излучаю-щихлазеров,поставило вопрос о расширении границ Ф. в длинноволновую сторону. Поскольку для AgHal-СЧС это исключено, то применения Ф. в этой области базируются исключительно на несеребряных СЧС и процессах. Один из методов Ф. в ИК-области спектра -эвапорография,в к-рой в качестве СЧС используют тонкие покрытия летучих веществ на ИК-поглощающих зачернённых подложках. Практически реализованы также такие СЧС, как слои холестери-ческих жидкокристаллических (см.Жидкие кристаллы)веществ и ферромагнитные плёнки с полосовой доменной структурой (см.Магнитная тонкая плёнка).Большими возможностями, ещё не полностью реализованными, располагает полупроводниковая Ф. на основе ИК-чувствительных узкозонных полупроводников, материалов сэлектронно-дырочными переходамииполупроводниковыми гетеропереходами.Для исключения действия рассеянного теплового излучения окружающих тел в таких фотоматериалах "выключают" чувствительность до начала и после окончания экспонирования: возникновение к.-л. записи вне этого временного интервала невозможно потому, что любая запись фотографич. информации на этих материалах требует замкнутой электрич. или электрохимич. цепи, а замыкание цепи либо происходит с участием фотогенерированных носителей тока в полупроводниковом СЧС, либо осуществляется в необходимый момент человеком, производящим запись, синхронно с началом экспонирования (как и последующее размыкание цепи - синхронно с окончанием экспонирования).

Как метод записи оптич. информации в двоичномкоде(сигналы "да" и "нет") Ф. получила применение в устройствах оптич. памяти ЭВМ. Здесь AgHal-СЧС не являются оптимальными ни для долговременной, ни особенно для оперативной памяти: их недостатки - ограниченная информац. ёмкость (плотность записи на единицу площади СЧС), медленность процесса обработки, задерживающая доступ к информации, невозможность стирания записанной информации после полной её обработки и повторного использования СЧС. Поэтому в устройствах памяти ЭВМ начали применяться фотохромные СЧС, при экспонировании обратимо изменяющие спектральную область поглощения, т. е. фотохимически окрашивающиеся. В качестве таких СЧС наиболее употребительны слои органич. красителей класса спиропи-ранов, но началось использование и неор-ганич. фотохромных СЧС из числа щё-лочногалоидных солей (КС1 и др.). Благодаря бесструктурности эти СЧС обладают чрезвычайно большой разрешающей способностью и, как следствие, большой информационной ёмкостью; малая длительность процесса фотохимич. окрашивания обеспечивает требуемое быстродействие, а обратимость окрашивания позволяет путём ‘термич. или оптич. воздействия стирать запись с достаточной скоростью и использовать после этого СЧС повторно.

Приведённые данные не исчерпывают ни имеющихся видов несеребряных СЧС и процессов на них, ни их применений, хотя дают нек-рую общую картину того, как далеко отошла Ф. от своих перво-нач. форм. Несмотря на столь быстрый рост числа видов и применений несеребряной Ф., научно-технич. Ф. на основе AgHal-СЧС полностью сохраняет своё значение, а области её применения также непрерывно расширяются. Примерами таких областей служат исследования высокотемпературнойплазмы,изучение движения тел со сверхзвуковыми скоростями ваэродинамикеибаллистике,исследованияударных волн(в частности, привзрывеидетонации),исследования планет (их поверхности, атмосферы, излучений) наземными приборами и скосмических летательных аппаратов,исследования ядерных излучений иядерных реакций,изучение технологич. процессов и работы механизмов в химич. и механич. оборудовании и т. д. В большинстве случаев в этих исследованиях применяется динамич. Ф.: либо как получение серии последоват. изображений объекта, обычно через очень малые промежутки времени (вплоть до 10-9сек),либо в виде непрерывной записи изображения, получаемой с помощьюразвёртки оптической,в к-рой изменения почернения по длине плёнки содержат информацию о развитии процесса во времени. Значит. распространение получила и статич. Ф., в частности при исследовании биологич. и геологич. объектов; применительно к биологич. объектам используется также динамич. Ф., прежде всего в формецейтраферной киносъёмкимедленно протекающих изменений. В связи с задачами внеземного исследования аст-рофизич. процессов резко расширилось применение Ф. для съёмки в далёкой УФ-области спектра, вплоть до границы с мягким рентгеновским излучением; поэтому потребовалось создание спец. СЧС, содержащих AgHal в качестве чувствит. элемента, но почти или полностью не содержащих желатины, поскольку она в этой части спектра целиком задерживает излучение. Полностью сохранила своё значение Ф. в таких традиц. для неё областях, какастрономияиастрофотометрия,причём для резкого повышения чувствительности к световым потокам от слабейших звёзд здесь получили распространение т. н. электронные камеры, сочетающие AgHal-СЧС с тем или иным электронным усилителем изображения, напримерэлектроннооптическим преобразователем.Фотографич. методы используют вфаксимильной связии во множестве др. процессов в самых различных областях науки и техники (см. такжеОслабление фотографическое, Фотографическая запись, Усиление фотографическое).

Лит.:Раскин Н. М , Ж. Н. Ньепс, Л. Ж. М. Дагерр, В. Г. Ф. Талбот, Л., 1967; МизК., Джеймс Т., Теория фотографического процесса, пер. с англ., Л., 1973; Шашлов Б. А., Теория фотографического процесса, М., 1971; Баршевский Б. У., Иванов Б. Т., Объёмная фотография, М., 1970; Слуцкин А. А., Щеберстов В. И., Копировальные процессы и материалы репрографии и малой полиграфии, М., 1971; Джакония В. Е., Запись телевизионных изображений, Л., 1973; Фотолитография и оптика, М. - Берлин, 1974; Дубовик А. С., Фотографическая регистрация быстропротекающих процессов, 2 изд., М., 1975; Федин Л. А., Барский И. Я., Микрофотография, Л., 1971; Вокулер Ж., Астрономическая фотография, пер. с англ., М., 1975.

А. Л. Картужанский.




  1. фотографияфиксацияstrong автоматический изображение в направлении бумагаstrong фотография автоматическое получение изображений на бумаге.фотограф. фотографировать ся. фотографич...Идеографический словарь русского языка
  2. фотографияФотография была изобретена в первой половине XIX в. Ее появление прямое следствие успехов физики и химии. Сущность фотографического процесса сводится к тому что с предме...100 знаменитых изобретений
  3. фотографияФОТОГРАФИЯ см.также ВНЕШНОСТЬ НАРУЖНОСТЬ Если вы выглядите как ваше фото на загранпаспорте вам вероятно необходимо отдохнуть за границей. Видоизмененный Эрл Уилсон Некот...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. фотографиясниuмка фотограuфия ж...Болгарско-русский словарь
  5. фотографияот Фото. и .графия совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях СЧС путм закрепления фото...Большая Советская энциклопедия II
  6. фотографияж. fotografia цветная фотография fotografia a colori fotocolore m cromofotografia моментальная фотография istantanea перен. точная передача явления fotografismo m ма...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. фотографияж получение изображенийem Fotografieren n Fotografie f цветная фотография Farbfotografie fзаниматься фотографией fotografieren vi снимокem Foto n plem s Aufnahme f Foto...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. фотографияфотография ж . получение изображений Fotografieren n Fotografie f цветная фотография Farbfotografie f заниматься фотографией fotografieren vi . снимок Foto n pl s Aufna...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. фотографияphotography...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  10. фотографияж. fotografa fem toma de vistas фотографированиея фотограuфия fotografa en colores fotocroma fться фотограuфией aprender a fotografiar la fotografa ocuparse en la fotog...Большой русско-испанский словарь
  11. фотографиясущ. жен. рода. действие получение изображений на светочувствительных пластинках или пленках. изображение полученное при отпечатывании с фотопленки на фотобумагу. учрежде...Большой русско-украинский словарь
  12. фотографияж. получение изображенияem photographie f photo f цветная фотография photographie en couleur photochromie kr f заниматься фотографией faire de la photographie снимокe...Большой русско-французский словарь
  13. фотографияПослать фотографиюstrong. См. Послать фото ФОТО.strong Синонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотогр...Большой словарь русских поговорок
  14. фотографияЕсли вам приснилась фотография в реальной жизни вас ктото обманет. Получив во сне фотографию своего возлюбленного знайте что он лишь пытается произвести впечатление верно...Большой универсальный сонник
  15. фотографияж. получение изображенияem photographie f photo f цветная фотография photographie en couleur photochromie fзаниматься фотографией faire de la photographie снимокem phot...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. фотографияor фото.i и .графияi буквально светопись область науки техники и искусства использующая и изучающая методы получения на светочувствит. материалах изображений фотоснимко...Большой энциклопедический политехнический словарь
  17. фотографияот фото. и .графия теория и методы получения видимогоизображения объектов на светочувствительных фотографических материалахгалогеносеребряных и бессеребряных различают ф...Большой энциклопедический словарь II
  18. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото. и .графия теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах галогеносеребряных и бессеребряны...Большой Энциклопедический словарь V
  19. фотографиясм. Криминалистическая фотография кинематография видеозвукозапись Обзорная фотосъемка Ориентирующая фотосъемка Узловая фотосъемка.Синонимы астрофотография аэрофотография ...Большой юридический словарь
  20. фотографияесли на фотографии вы то это говорит о льстеце в вашем окружении если ктото другой о лжи....Еврейский сонник
  21. фотографияотфото.i и .графикi теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствит. фотогр. материалах галогеносеребряных и бессеребряных различают Ф. чрнобелую...Естествознание. Энциклопедический словарь
  22. фотографияот фото. и .графия буквально светопись теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных материалах галогеносеребряных и бессеребряных. Разл...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. фотографияВидеть во сне фотографию знакомого человека означает ваше желание укрепить отношения с ним сделать их более устойчивыми и стабильными. Скорее всего это касается не интимн...Интимный сонник
  24. фотографияФОТОГРАФИЯ и ж. photographie f. strong. Получение изображения кого чегол. на светочувствительных материалах с помощью оптического аппарата под действием световых лучейem....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  25. фотографияв разн. знач. фотография....Киргизско-русский словарь
  26. фотографияфотография...Коми (зырянский)-русский словарь
  27. фотографиячернобелое или цветное изображение полученное путем фотографирования и служащее издательским оригиналом отрасль науки изучающая теорию фотопроцессов и фотоматериалов. Кра...Краткий толковый словарь по полиграфии
  28. фотографияФотография photographia icon photographica photographemaatis n...Латинский словарь
  29. фотографияНаиболее распространенный ныне тип визуального изображения основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефора Ньепса и...Лексикон нонклассики
  30. фотографияи ж.em Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата.Фотография это прекрасное изобретени...Малый академический словарь
  31. фотографиякорень ФОТО корень ГРАФ окончание ИЯ Основа слова ФОТОГРАФВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ФОТО ГРАФ ИЯ Слово Фотография содержит с...Морфемный разбор слова по составу
  32. фотографияНачальная форма Фотография единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. фотографияПервые странствующие дагеротиписты появились в Москве в конце . Они арендовали помещения в самых модных и многолюдных торговых районах Москвы улица Петровка Тверская улиц...Москва (энциклопедия)
  34. фотографияфотография ж. а Получение изображения предметов посредством фотографирования. б Искусство воспроизведения когол. чегол. таким способом. а Изображение отпечаток полученн...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. фотографияфотография фотография и...Орфографический словарь
  36. фотографияu жu Р.u Д.u Пр.u фотографии мн.u фотографии Р.u фотографий астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография...Орфографический словарь русского языка
  37. фотографияфотосурет...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  38. фотография.Фотография исполнители оказывающие услуги по фотосъемке химикофотографической обработке полученных фотоматериалов и фотопечати с них. Источникstrong УСЛУГИ БЫТОВЫЕ . Ф...Официальная терминология
  39. фотографияphotographie photo...Политехнический русско-французский словарь
  40. фотографияфотография фотографии фотографии фотографий фотографии фотографиям фотографию фотографии фотографией фотографиею фотографиями фотографии фотографиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. фотографияОрфографическая запись слова фотография Ударение в слове фотография Деление слова на слоги перенос слова фотография Фонетическая транскрипция слова фотография [фатаграфа...Полный фонетический разбор слов
  42. фотографияот нем. photographie гр. photos свет grapho черчу пишу чернобелое или цветное изображениеi полученное путем фотографирования и служащее издательским оригиналомi сов...Реклама и полиграфия
  43. фотографияфотография иСинонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография микрофотография мобилография морда мор...Русский орфографический словарь
  44. фотографияfoto eo fotografao...Русский-африкаанс словарь
  45. фотографияЖ fotoqrafiya . foto il kil km . foto il kilmi kil . fotoqrafxana ksxana....Русско-азербайджанский словарь
  46. фотографияphoto photograph область науки и техникиem photography фотография ж.u .strong still photography .strong фотоснимок still photograph still picture .strong фотоателье phot...Русско-английский политехнический словарь
  47. фотографияфотография ж.i. получение изображенияi photography заниматься фотографией take up photography go in for photography go in for photography он занимается теперь фотографие...Русско-английский словарь
  48. фотографияфотография ж. . искусство photography заниматься фотографией go in for photography цветная фотография colour photography . снимок photograph . ателье photographers studi...Русско-английский словарь II
  49. фотографияphotograph...Русско-английский словарь по нефти и газу
  50. фотографияж. съмкаem photography снимокem photograph астрономическая фотография бессеребряная фотография высокоскоростная фотография интегральная фотография инфракрасная фотограф...Русско-английский словарь по физике
  51. фотографияphotography shot snap snapshot...Русско-английский словарь по электронике
  52. фотографияphotograph picture...Русско-английский словарь политической терминологии
  53. фотографияphotograph photography...Русско-английский строительный словарь
  54. фотографияphotograph photography безлинзовая фотография документальная фотография изобразительная фотография моментальная фотография прикладная фотография теневая фотография художе...Русско-английский технический словарь
  55. фотографияобычно в памяти компьютера cap...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  56. фотографиясущ. photo photograph picture вид искусстваem photography ательеem photographers studioфотография предъявленная для опознания identification photo photograph фотография ...Русско-английский юридический словарь
  57. фотографияN...Русско-армянский словарь
  58. фотографияФатаграфя моментальная фотография маментальная фатаграфя сняться в фотографии зняцца фатаграф...Русско-белорусский словарь
  59. фотографияв разн. знач.i фатаграфя жен.iмоментальная фотография маментальная фатаграфясняться в фотографии зняцца фатаграф...Русско-белорусский словарь II
  60. фотографияфатаграuфiя фii...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  61. фотографияфатаграфiя фii...Русско-белорусский физико-математический словарь
  62. фотографияfnykp фотографированиеem fnykpezs fnykpfelvtel любительская фотография amatrkp астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность лом...Русско-венгерский словарь
  63. фотографияфотография ж снимок заниматься ей ателье...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  64. фотографияфотогра Синонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография микрофотография мобилография морда морда...Русско-ивритский словарь
  65. фотографияretrato...Русско-испанский юридический словарь
  66. фотографияж. фотосъмкаem fotografia f снимокem fotografia f фотоательеem studio m fotografico высокоскоростная фотография высокочастотная фотография fotografia ultrarapida ad ...Русско-итальянский политехнический словарь
  67. фотографияfoto fotografia...Русско-итальянский юридический словарь
  68. фотографияж. мн.ч. нет фотография. снимок фотосурет. мастерская фотография суретке тсретн мекеме...Русско-казахский словарь
  69. фотографияфотосурет...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  70. фотографиябейнесурет фотосурет...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  71. фотографияж. . занятие фотография сртк тшр кесиби увлекаться фотографией фотография ишине берил фотография ишинин артынан тш . снимок срт фотография удачная фотография жакшы чыккан...Русско-киргизский словарь
  72. фотографияискусствоem shyng zhoxingзаниматься фотографией снимокem zhopin ательеem zhoxinggunпойти в фотографию астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия...Русско-китайский словарь
  73. фотографияснимок resim fotoresim sret fotosret фотографирование fotografiya fotoresim qaruvзаниматься фотографией fotografiyanen oramaq...Русско-крымскотатарский словарь
  74. фотографияснимок ресим фоторесим сурет фотосурет фотографирование фотография фоторесим чыкъарув заниматься фотографией фотографиянен огърашмакъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  75. фотографияfotografana fotoattls fotouzmums fotogrfija fotodarbnca foto...Русско-латышский словарь
  76. фотографияГэрэл зураг гэрэл зураг авах...Русско-монгольский словарь
  77. фотографияAufnahme Bild Fotografie Lichtbild Photographie...Русско-немецкий политехнический словарь
  78. фотографияж. Fotografie f Fotografieren n фотографирование художественная фотография knstlerische Fotografie заниматься фотографией fotografieren vi sich mit Fotografie beschfti...Русско-немецкий словарь
  79. фотографияBild...Русско-немецкий словарь по искусству
  80. фотографияPhotographie...Русско-немецкий словарь по химии и химической технологии
  81. фотографияPhotographie...Русско-немецкий химический словарь
  82. фотографияAbbildung...Русско-немецкий экономический словарь
  83. фотографияFoto...Русско-нидерландский словарь
  84. фотографияфотографияж . действие моментальная . снимок цветная . мастерская ....Русско-новогреческий словарь
  85. фотографияfotografi астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография микрофотография мобилография морда мордализация м...Русско-норвежский словарь
  86. фотография...Русско-персидский словарь
  87. фотография. fotografia zdjcie fotograficzne. fotografika fotografowanieblockquote. zakad fotograficznyblockquote...Русско-польский словарь
  88. фотографияжполучение изображенияem fotografia fu снимокem fotografia fu foto fu chapa fu учреждениеem fotografia fu fotgrafo mu студияem estdio fotogrfico астрофотография аэрофотог...Русско-португальский словарь
  89. фотографияФотографияpicha...Русско-суахили словарь
  90. фотографияфотография сурат акс...Русско-таджикский словарь
  91. фотографияж .фотография фото тшер цветная ф. тсле фотография увлекаться фотографией фотография белн мавыгу .фоторсем фотокарточка...Русско-татарский словарь
  92. фотографияfotoraflk fotorafresim искусствоem fotoraflk снимокem fotoraf resim smi ательеem fotorafhane foto stdyosu Синонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма ге...Русско-турецкий словарь
  93. фотографияfoto fotograf...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  94. фотографияастр. техн. физ. фотографя действие ещ фотографування астрономическая фотография голографическая фотография контактная фотография космическая фотография репродукцио...Русско-украинский политехнический словарь
  95. фотографияfem valokuvausться фотограuфией harrastaa valokuvausta valokuvaя фотограuфия vrivalokuva valokuvaamo ателье...Русско-финский словарь
  96. фотографияphotographie...Русско-французский словарь по химии
  97. фотографияfotka foto fotografick snmek fotografie podobenka snmek...Русско-чешский словарь
  98. фотографиясущ.жен. фотографи ятарлй аппаратпа сйн укерни он любит заниматься фотографией вал сн укерме юратать. син. фото снимок фото сн керчк цветная фотография т сл сн укерчк под...Русско-чувашский словарь
  99. фотографияfotografi.strong fotografi...Русско-шведский словарь
  100. фотографияFotografi foto...Русско-шведский словарь II
  101. фотографияfotoфотоfotoartovksфотоартовкс...Русско-эрзянский словарь
  102. фотография.strong foto.strong fotograafia fotondus pildistus pevapilt lesvte...Русско-эстонский словарь
  103. фотографияФОТОГРАФИЯЕсли вы выглядите как ваше фото на загранпаспорте вам вероятно необходимо отдохнуть за границей. Видоизмененный Эрл Уилсон Некоторые лица на негативе выглядят п...Сводная энциклопедия афоризмов
  104. фотографияЕсли вам снится ваша фотография это означает что вы слишком много внимания уделяете своей персоне в то время как о партнере часто забываете. Это касается и секса в погон...Сексуальные сны
  105. фотографияж.фотография фотографиа у природним боама цветная фотография...Сербско-русский словарь
  106. фотографияФОТОГРАФИЯ греч. от phos photos свет и grapho пишу. Светопись искусство изображения на стекле металле или бумаге предметов воспроизводимых посредством света в камереобс...Словарь иностранных слов русского языка
  107. фотографияФОuТОstrong нескл. ср ФОТОГРАuФИЯstrong и ФОТОКАuРТОЧКАstrong и ж.Лицо физиономия.Плюнь ему в фотографию. астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия кар...Словарь русского арго
  108. фотографияфотография снимок фотоснимок фото фотокарточка карточка мурло моська харя позитив рожа сепия фотоизображение фотосалон фотопортрет лицо физиономия фотоателье личность хрю...Словарь синонимов II
  109. фотографияфотография снимок фотоснимок фото фотокарточка карточка мурло моська харя позитив рожа сепия фотоизображение фотосалон фотопортрет лицо физиономия фотоателье личность хрю...Словарь синонимов
  110. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото. и.графия буквально светопись теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных материалах галогеносеребряных и бессеребр...Современная энциклопедия
  111. фотографияРассматривать во сне свою фотографию дурное предзнаменование. Такой сон свидетельствует о том что вы не испытываете никакой радости от работы недовольны своей семейной ж...Современный сонник
  112. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото . и .графия теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах галогеносеребряных и бессеребряны...Современный энциклопедический словарь
  113. фотографияЕсли Вы увидите во сне фотографию ждите скорого обмана. Если Вы во сне получаете фотографию своего любовника знайте что он не всецело Вам предан а лишь пытается произве...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  114. фотографияЗаниматься во сне фотографией наяву будете не удовлетворены своим положением домашней рабыни и поднимете бунт в защиту своих семейных прав. Если вас фотографируют во сне...Сонник от А до Я
  115. фотографияУвидеть во сне свою собственную фотографию вы слишком много внимания уделяете себе при этом забывая о своей второй половине. Речь идет не только о жизни но и о сексе вы...Сонник Фрейда
  116. фотографияОжидай встречи....Сонник Хассе
  117. фотографияиноск.em о совершенно верном сходстве о верной вполне правдивой передаче события о точном во всех отношениях Ср.em Это фотография! фотографическиem точно. Ср.em В Воспо...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  118. фотографияФотографяstrong иноск.em о совершенно врномъ сходств о врной вполн правдивой передач событя о точномъ во всхъ отношеняхъ. Ср.em Это фотографя!em фотографическиem точно....Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  119. фотографияфотография сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет чего фотографииstrong чему фотографииstrong вижу что фотографиюstrong чем фотографиейstrong о чм о фотографииstrong мн....Толковый словарь Дмитриева
  120. фотографияФОТОГРАФИЯ ж. греч. искусство снимать предметы на бумагу посредством света светопись солнопись. Картина сим способом снятая фотографическое изображенье. Заведенье устро...Толковый словарь живого великорусского языка
  121. фотографияфотография [см. фото. .ерафия] способ получения изображений предметов на светочувствительных материалах в которых под действием отраженных от предметов и сфокусированны...Толковый словарь иностранных слов
  122. фотографияФОТОГРАФИЯ фотографии ж. от греч. phos свет и grapho пишу. . только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата камеры на светочувствительных пла...Толковый словарь русского языка II
  123. фотографияфотография фотография и ж. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках плнках. Заниматься фотографией. Снимок полученный таким способом. Удачная ф. ...Толковый словарь русского языка II
  124. фотографияФОТОГРАФИЯ и ас. . Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках плнках. Заниматься фотографией. . Снимок полученный таким способом. Удачная фотографи...Толковый словарь русского языка
  125. фотографияУдарение в слове фотографияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове фотография...Ударение и правописание
  126. фотографияRzeczownik фотография f fotografia f zdjcie n...Универсальный русско-польский словарь
  127. фотографиясовокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на светочувствит. слоях СЧС путм закрепления фотохим. или фотофиз. изменений возникающих в СЧС ...Физическая энциклопедия
  128. фотографияфотография фотографии фотографии фотографий фотографии фотографиям фотографию фотографии фотографией фотографиею фотографиями фотографии фотографиях Источник Полная акцен...Формы слова
  129. фотографияна фотографии во сне изображены вы значит вы заболеете изображен чужой человек это к ревности....Цыганский сонник
  130. фотографияФигаро Фига Фиат Фат Фарт Фагот Фаг Тяга Трог Трио Торф Тори Торг Тор Тоо Того Тога Тиф Тир Тигр Тая Таро Тариф Таир Тагор Тагир Рффи Рота Рот Рог Рия Рифя Рифт Риф Рита ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  131. фотографиягреч. светопись совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях СЧС путем закрепления фотох...Энциклопедический словарь СМИ
  132. фотографияСодержание . Фотография и ее значение. . История Ф. . Объективы . Затворы. . Камеры. . Сухие броможелатиновые пластинки. . Экспозиция снимки при вспышке. . Негатив...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  133. фотографияФотография Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефор...Энциклопедия культурологии
  134. фотографияФотографияstrong. Заимств. в середине XIX в. из франц. яз. где photographiei lt англ. photographi неологизма г. физика и астронома Дж. Гершеля на базе греч. phsi phtosi ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  135. фотографияЗаимств. в середине XIX в. из франц. яз. где photographieem ampLT англ. photographem неологизма г. физика и астронома Дж. Гершеля на базе греч. phsem phtosem свет и grap...Этимологический словарь русского языка