Лексикон нонклассики

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

(deconstruction — фр.) Философское понятие, предложенное М.Хайдеггером, введенное в научный оборот Ж.Лаканам и теоретически обоснованное Ж.Дерридой. В последней четверти XX в. идеи Д. были востребованы различными сферами гуманитарного знания — философией, искусствознанием, историей, политологией, социологией; получили они развитие и в теологии. Отличие Д. от многообразных вариантов критики классической философии заключается в том, что это не критика, не анализ и не метод, но художественная транскрипция философии на основе данных гуманитарных наук, искусства и эстетики, метафорическая этимология философских понятий; своего рода «негативная теология», структурный психоанализ философского языка, симультанная деструкция и реконструкция, разборка и сборка. Деррида предупреждает, что было бы наивным искать какое-либо ясное и недвусмысленное значение, адекватное слову «Д». Если термин «деструкция» ассоциируется с разрушением, то грамматические, лингвистические, риторические значения Д. связаны с «машинностью» — разборкой машины как целого на части для транспортировки в другое место. Однако эта метафорическая связь не адекватна радикальному смыслу Д.: она не сводима к лингвистико-грамматической или семантической модели, еще менее — к машинной. Акт Д. является одновременно структуралистским и антиструктуралистским (постструктуралистским) жестом, что предопределяет его двусмысленность. Д. связана с вниманием к структурам и в то же время процедурой расслоения, разборки, разложения лингвистических, логоцентрических, фо-ноцентрических структур. Но такое расслоение не является негативной операцией. Речь идет не столько о разрушении, сколько о реконструкции, рекомпозиции ради постижения того, как была сконструирована некая целостность. Д. — не анализ и не критика. Она не является анализом, так как демонтаж структуры не есть возврат к некому простому, неразложимому элементу. Подобные философемы сами подлежат Д. Это и не критика в общепринятом или кантовском смысле — она тоже деконструируетея. Д. не является каким-либо методом и не может им стать. Каждое событие Д. единично, как идиома или подпись. Оно не сравнимо с актом или операцией, так как не принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту, применяющему ее к объекту, теме, тексту. Д. подвержено все и везде, и поэтому даже эпоха бытия-в-деконструкции не вселяет уверенности. В связи с этим любое определение Д. априори неправильно: оно остановило бы непрерывный процесс. Однако в контексте оно может быть заменено или определено другими словами — письмо, след, различание, приложение, гимен, фармакон, грань, почин — их список открыт. Сосредоточиваясь на игре текста против смысла, Деррида сравнивает деконструктивистский подход с суматошным поведением птицы, стремящейся отвести опасность от птенца, выпавшего из гнезда. Лишь беспрерывные спонтанные смещения, сдвиги амбивалентного, плавающего, пульсирующего «нерешаемого» способны приблизить к постижению сути Д. Результатом Д. является не конец, но закрытие, сжатие метафизики, превращение внешнего во внутритекстовое, то есть философии — в постфилософию. Ее отличительные черты — неопределенность, нерешаемость, свидетельствующие об органической связи постфилософии с постнеклас-сическим научным знанием; интерес к маргинальному, локальному, периферийному, сближающий ее с постмодернистским искусством. Движение Д. не сводится к негативным деструктивным формам. Разрушая привычные ожидания, дестабилизируя и изменяя статус традиционных ценностей, Д. выявляет теоретические понятия, уже существующие в скрытом виде. Она ориентируется не столько на новизну, связанную с амнезией, сколько на инакость, опирающуюся на память. Характеризуя Д. как весьма мягкую, невоинственную, Деррида видит ее специфику в инакости другого, отличного от техно-онто-антропо-теологического взгляда на мир, не нуждающегося в легитимации, статусе, заказе, рынке искусства и науки. Такой подход он считает особенно значимым для эстетической сферы, сопряженной с изобретением художественного языка, жанров и стилей искусства. Д. здесь означает подготовку к возникновению новой эстетики. В процессе Д. как бы повторяется путь строительства и разрушения Вавилонской башни, чей результат — новое расставание с универсальным художественным языком, смешение языков, жанров, стилей литературы, архитектуры, живописи, театра, кинематографа, разрушение границ между ними. Речь идет не о локальных открытиях, но об изобретении нового мира, новой среды обитания, новых желаний на фоне усталости, исчерпанности, отработанности деконструируемых структур. Не являясь отрицанием или разрушением, Д. означает выяснение меры самостоятельности языка по отношению к своему мыслительному содержанию; это подобие телефонного «да», означающего лишь «алло». Основные объекты Д. — знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора, бессознательное и др. Д. логоцентризма Деррида начинает с Д. знака, затрагивающей краеугольные камни метафизики. Знак не замещает вещь, но предшествует ей. Он произволен и немотивирован, институционально-конвенционален. Означаемого как материального объекта в этом смысле не существует, знак не связывает материальный мир вещей и идеальный мир слов, практику и теорию. Означающее может отсылать лишь к другому означающему, играющему, таким образом, роль означаемого. Результатом Д. знака является сужение его функций как утратившего свою первичную опору — вещь, и одновременно обретение нового качества оригинальности вторичного, столь существенной в процессе следующих шагов Д. речи и письма. Деррида отвергает западноевропейскую традицию приоритетного изучения речи как непосредственного способа прямой коммуникации, подчеркивая, что со времен античности до наших дней философия оставалась письменной. Отмечая, что коммуникативные свойства письменных знаков превосходят речевые, он не только считает, что письмо как символическая модель мышления важнее речи, но и выявляет фундаментальный уровень их бытования — архиписьмо, закрепляющее вариативность языковых элементов, снимающее противопоставление письма и речи. Для эстетики и искусства постмодернизма символом веры стали идеи Д. контекста. Исходя из неизбежной разницы контекстов чтения и письма, Д. предполагает, что любой элемент художественного языка может быть свободно перенесен в другой исторический, социальный, политический, культурный, эстетический контекст, либо процитирован вообще вне всякого контекста. Открытость не только текста, но и контекста, вписанного в бесконечное множество других, более широких контекстов, стирает разницу между текстом и контекстом, языком и метаязыком. Деррида разрабатывает проблемы Д. различных видов и жанров искусства, а также мимесиса и метафоры. Теория Д. оказалась весьма привлекательной для ученых, стремящихся расширить рамки классического структурализма, синтезируя его с иными научными подходами. В 80-90-е гг. деконструктивистский подход стал преобладающим в творчестве французского структуралиста Ц. Тодорова. Постструктуралистский поворот в философии Тодоров связывает с перенесением исследовательских интересов с познания неизвестного на непознаваемое. Так, при конструктивном типе чтения интерпретация символов предполагает детерминизм, каузальность развития событий. Прямая и косвенная информация о персонажах превращает их в характеры. Возможные ошибки читательского восприятия связаны в основном с несовпадением его воображаемого мира с авторским. Что же касается чтения как Д., то здесь не просто разрываются причины и следствия, но они оказываются неоднородными по своей природе: событие является следствием безличного закона и т.д. В США теория Д. легла в основу литературно-критической методологии Йельской школы (П. де Ман, Дж. Х.Миллер, Дж.Хартман, Х.Блум и др.). П. де Ман определяет Д. как негативное, демистифицирующее знание о механизме знания, или архизнание о саморазрушении бытия, превращающегося в аллегорию иллюзии. С архизнанием связана идея самоироничного разубеждения, лежащая в основе интенциональной риторики литературной критики П. де Мана. Де Ман настаивает на имманентной относительности и ошибочности литературных и критических текстов, принципе субъективности интерпретации литературного произведения. Исходя из того, что слепота критика — необходимый коррелят риторической природы литературного языка, он приходит к выводу об аболютной независимости интерпретации от текста и текста от интерпретации. К разновидностям теории Д. в США принадлежат также «левый деконструктивизм», «герменевтический деконструктивизм» и «феминистская критика». «Левый деконструктивизм» (Ф.Джеймисон, Ф.Лентриккия, Дж.Бренкман, М.Рьян и др.) близок по своим социологически-неомарксистским тенденциям английскому постструктурализму; в нем ощутимо влияние идей Франкфуртской школы. Литературная критика включается в широкий культурологический контекст, вбирающий религиозный, политический и экономический дискурсы, образующие в совокупности «социальный» текст. Д. мыслится как составная часть программы «культурных исследований». «Герменевтический деконструктивизм» (У.Спейнос, Дж.Риддел, П.Бове, Д.О'Хара, Д.К.Хой и др.), в отличие от антифеноменологизма Йельской школы, задается целью Д. «метафизических формаций истины» (контролирующих сознание ментальных структур, сформированных научным знанием) на основе позитивного переосмысления хайдеггеровской герменевтики. «Феминистская критика» (Г. Спивак, Б. Джонсон, Ш. Фельман, Ю. Кристева, Э. Сикси, Л.Иригарай, С.Кофман и др.) трактует Д. как вариант отказа от логоцент-ризма, отождествляемого с традиционным для «мужской» западной цивилизации «фаллоцентризмом». Она сосредоточена на разоблачении «мужской» («ложной») традиционной культуры и противопоставлении ей «интуитивной», «женской» природы письма; противовесом стереотипов «мужского» менталитета выступает привилегированная роль женщин в формировании структуры сознания. Теория Д. имеет на Западе как своих сторонников, так и принципиальных критиков. Последовательным оппонентом «континентального нигилизма» является классический оксфордский рационализм. В США с самокритикой Д. выступил йелец Х.Блум, один из наиболее последовательных оппонентов постмодерна с позиций классического художественного канона. Он призвал вернуть художественный центр тяжести на прежнее место: вернуться от метаискусства к самому искусству, от метода — к художественному объекту, от контекста — к тексту, возвратить автору права, узурпированные у него художественной критикой. Пафос его неприятия Д. состоит в доказательстве состоятельности принципов универсальности, центрированности, иерархичности, каноничности западной культуры. Предложенная Д. философская парадигма ассоциируется с тем способом мышления, мировосприятия и мироощущения, который характеризуется как «постмодернистский». Лит.: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Ман П. Аллегории чтения. М., 1999; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000; Derrida J. Psychee. Invention de l'autre. P., 1987; Jacques Derrida par Geoffrey Bennington et Jacques Derrida. P., 1991; Todorov T. La vie commune. Essai d'antropologie generale. P., 1995; Bloom H. The Western Canon. N.Y., 1995; Lentricchia F. After the New Criticism. Chicago, 1980; Deconstruction and Criticism. N.Y., 1979. H. M.

  1. деконструкцияпонятие введенное французским культурологом и философом Жаком Дерридаem. Является важнейшим приемом в постмодернизме и постструктурализме. Имеет радикально негативный хар...Альтернативная культура. Энциклопедия
  2. деконструкцияdeconstruction постструктуралистсю интеллектуальное движение особенно влиятельное во Франции в США с начала х гг. Термин особенно связан с творчество французского филосо...Большой толковый социологический словарь
  3. деконструкцияdeconstruction постструктуралистсю интеллектуальное движение особенно влиятельное во Франции в США с начала х гг. Термин особенно связан с творчество французского филосо...Большой толковый социологический словарь II
  4. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ и ж. dconstruction f. филосem. Развертка расслоение разборка срem. dconstruction Ж. Деррида. НЛО ....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  5. деконструкцияот лат. constructio соединение построение de частица обозначающая обратное действие стратегия филос. мышления направленная на критику метафиз. сознания опирающегося н...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. деконструкциянаправление постмодернистского критицизма связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской метафизики Д. имеет...История философии
  7. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯstrongнаправление постмодернистского критицизма связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской ...История философии II
  8. деконструкцияdeconstruction метод критического анализа филос. и лит. яз. состоящий в объяснении значения текстов. В кн. О грамматологии франц. философ Жак Деррида род. утверждает чт...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  9. деконструкциякритика метафизического способа мышления от Платона до Гуссерля и Рикера основанного на понимании бытия как присутствия данности абсолютной полноты смысла и т. д. Термин ...Новая философская энциклопедия
  10. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ направление постструктуралистского критицизма связываемое с работами французского философа Дерриды. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкц...Новейший философский словарь
  11. деконструкциянаправление постструктуралистского критицизма связываемое с работами французского философа Дерриды. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевроп...Новейший философский словарь II
  12. деконструкциядеконструкция...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  13. деконструкцияФранц. deconstruction. Ключевое понятие постструктурализма и деконструктивизма основной принцип анализа текста. Под влиянием М. Хайдеггера был введен в г. Ж. Лаканом и т...Постмодернизм. Словарь терминов
  14. деконструкцияdeconstruction...Русско-английский словарь по электронике
  15. деконструкциядеконструкция...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. деконструкциялат. перевод греческого слова анализ направление постструктуралистского критицизма связываемое с работами французского философа Деррида сам Деррида предпочитает исполь...Словарь постмодернизма
  17. деконструкциядеконструкция сущ. колво синонимов переосмысление Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  18. деконструкцияdeconstruction термин введнный первоначально французскими переводчиками и комментаторами Хайдеггера для перевода понятий Destruktion и Abbau а затем использованный в гора...Современная западная философия
  19. деконструкцияDECONSTRUCTION Первоначально критический метод анализа смысла философских и литературных работ посредством расчленения и собирания заново их составных частей предложений...Социологический словарь
  20. деконструкцияRzeczownik деконструкция f dekonstrukcja f...Универсальный русско-польский словарь
  21. деконструкцияфилософское понятие имеющее отношение к структурам процедура расслоения разборки разложения лингвистических логоцентрических исторических этимологических и других структу...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  22. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ фр. desonctruction филос. понятие предложенное М. Хайдеггером введенное в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснованное Ж. Деррида. В поcл. четверт...Философская энциклопедия
  23. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ направление постмодернистского критицизма связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской мета...Энциклопедия История философии
  24. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ одно из осн. понятий постмодернистской эстетики введенное в научный оборот Ж. Деррида. Отличие Д. от многообр. вариантов критики классич. философии в том чт...Энциклопедия культурологии
  25. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ одно из осн. понятий постмодернистской эстетики введенное в научный оборот Ж. Деррида. Отличие Д. от многообр. вариантов критики классич. философии в том ч...Энциклопедия Культурология XX век
  26. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ от фр. deconstruction в буквальном переводе распостройка Д. требует расстроить построенное и перепостроить его заново семантическое образование с двумя при...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  27. деконструкцияангл. deconstruction тенденция в совр. западной культуре эстетике направленная на смещение традиционных ценностей и истин. В мировоззренческом смысле Д. представляет соб...Эстетика