История философии II

ДЕКОНСТРУКЦИЯ


ДЕКОНСТРУКЦИЯ
направление постмодернистского критицизма, связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской метафизики, Д. имеет целью не прояснение фундаментального опыта бытия, но всеобъемлющую негацию понятия бытия как такового. Д. постулирует принципиальную невозможность содержательной экспликации бытия: тематика субъективирующей интериоризации не случайно является для нее главной. Критика основополагающих концептов традиционной философии (в границах которой — несмотря на непосредственное влияние на становление деконструктивизма — для Деррида остаются и Ницше, и Фрейд, и Гуссерль, и Хайдеггер) — ‘присутствия’, ‘действительности’, ‘тождества’, ‘истины’ — исходит из посылки, что статус рационального в культуре не самовоспроизводится на собственном материале, но поддерживается постоянным усилием по вытеснению из его сферы элементов, оказывающихся не-мыслью, не-мыслимым. Эта репрессивная интенция, лежащая в основании западноевропейской культуры, обозначается Деррида как логоцентризм. (Именно системное опровержение философии/культуры логоцентризма суть пафосная программа Д.) Логоцентристский идеал непосредственной самодостаточности или присутствия задал, по Деррида, парадигму всей западной метафизики. Метафизика присутствия, полагая рядом с человеком трансцендентальную реальность, подлинный мир и стремясь подключить сферу существования к бытию, служит основанием логоцентрической тотализации в гуманитарной области. Ее кризис, по мысли Деррида, ясно обнаруживает себя уже у Ницше, тексты которого представляют собой образцы разрушения гомогенной среды проводника идей ‘мобильной армии метафор’. Адекватным способом постановки проблемы смысла, по Деррида, является не поиск сокрытых в интуитивной неразличенности онтологизированных абсолютов или трансцендентальных означаемых, но аналитика на уровне означающих, вскрывающая исток смыслопорождения в игре языковой формы, записанного слова, граммы. Процедура ‘вслушивания’ в трансцендентальный, мужской голос Бытия, Бога, представленная, по мысли Деррида, как принцип философствования в работах Гуссерля и, в особенности, Хайдеггера, зачеркивается стратегией differance — ‘первописьма’, предшествующего самому языку и культуре, отпечаток которого несет на себе ‘письмо’ — то есть та динамика не-данного, гетерогенного, которое обнажается при разборке идеологического каркаса, тотализирующего текст.По мысли Деррида, вполне правомерна демаркация мира на мир Бытия как присутствия (мир presence) и мир человеческого существования (мир differance — мир абсолютного исчезновения, мир без какой-либо почвы, мир, пишущийся процедурами ‘истирания’ Бытия и ликвидацией любых следов присутствия человека). В ‘письме' центризму традиции, свертыванию игр означивания в некоторую незыблемую точку присутствия (гаранта смысла и подлинности) противопоставляется центробежное движение ‘рассеяния’ значения в бесконечной сети генеалогии и цитации. Отслеживая элементы письма, работу differance, Д. рассматривает совокупность текстов культуры в качестве сплошного поля переноса значения, не останавливающегося ни в каком месте в виде застывшей структуры, она подрывает изнутри фундаментальные понятия западной культуры, указывая на их нетождественность самим себе, освобождая репрессированную метафорику философских произведений, приходящую в столкновение с их идеологическим строем. Тем самым демонстрируется сопротивление языка любому философскому (метафизическому) проекту. Внеположная тексту позиция классического интерпретатора в Д. элиминируется. Задается констатация факта ‘инвагинации’, внедренности, привитости одного текста другому, бесконечного истолкования одного текста посредством другого. По мысли Деррида, ‘деконструкция есть движение опыта, открытого к абсолютному будущему грядущего, опыта, по необходимости неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события. В его формальной чистоте, в той неопределенности, которую требует этот опыт, можно обнаружить его внутреннее родство с определенным мессианским духом’. (В контексте анализа текстов самого Деррида Д., в его понимании, может быть охарактеризована следующими признаками: 1) она ‘не является каким-либо методом и не может им стать’; 2) любое ее ‘событие’ уникально и неповторимо как подпись или идиома, поскольку ее пафосом выступает ‘игра текста против смысла’; 3) любое ее определение не верно, ибо тормозит ее собственную беспрерывность; 4) она не принадлежит к какому-либо субъекту — индивидуальному или коллективному, — применявшего бы ее к тексту или теме; 5) ее повсеместность результируется в том, что даже ‘эпоха-бытия-в-Д.’ не вселяет никакого оптимизма; 6) ее суть — художественная транскрипция философии посредством эстетики, предполагающая осмысление метафорической этимологии философских понятий; 7) в ее рамках собственно философский язык подвергается структурному психоанализу; 8) ‘она не сводима к лингвистико-грамматической или семантической модели, еще менее — к машинной’; 9) она — не критика в любом из ее значений, ибо сама подлежит Д.; 10) ее парадокс ‘единственно возможное изобретение — изобретение невозможного’; И) она ‘не является симптомом нигилизма, модернизма и постмодернизма. Это последний свидетель, мученик веры конца века’.) Как заключает Деррида, ‘чем не является деконструкция? — да всем! Что такое деконструкция? — да ничто!’. Как отмечает Деррида, ‘движение деконструкции не сводимо к негативным деструктивным формам, которые ему наивно приписывают... Деконструкция изобретательна, или ее не существует. Она не ограничивается методическими процедурами, но прокладывает путь, движется вперед и отмечает вехи. Ее письмо не просто результативно, оно производит новые правила и условности ради будущих достижений, не довольствуясь теоретической уверенностью в простой оппозиции результат — констатация. Ход деконструкции ведет к утверждению грядущего события, рождению изобретения. Ради этого необходимо разрушить традиционный статус изобретения, концептуальные и институциальные структуры. Лишь так возможно вновь изобрести будущее’. Практика Д. носит внеметодологический характер и не предлагает ограниченного набора строгих правил ‘разборки’. Деррида доказывает, что для нее уязвимо практически любое философское произведение — от сочинений Платона до работ Хайдеггера. В то же время концепция ‘письма’, по сути, ориентирована на модернистские произведения от О. Малларме до Батая (само понятие ‘письма’ имеет аналогии со стилем авторов ‘высокого модерна’) и таким образом деструктивный пафос по отношению ко всей предшествующей традиции оборачивается конструктивными намерениями по выработке своеобразной герменевтической модели, теоретического обеспечения литературного авангарда. Двигаясь ‘от апофатического к апокалиптическому и от него к мессианизму’, Д. вправе полагаться исключительно на себя самое, выступая в качестве собственного предельного предисловия: шесть предшествующих попыток аналогичного толка (трех мировых религий, Маркса, Беньямина и Хайдеггера) явно не удались (Ж.Капуто). К Д., выступающей одновременно и философской позицией (по Деррида, научением открытости будущему — ‘неистребимым движением исторического открытия будущего, следовательно, опыта самого по себе и его языка’), и литературно-критическим течением, пытающейся сблизить, в пределе — слить Философию и Литературу, непосредственно примыкают направления франко-американской ‘новой критики’ в лице П. де Мана, X. Блума, Ф. Соллерса, Кристевой и др.

  1. деконструкцияпонятие введенное французским культурологом и философом Жаком Дерридаem. Является важнейшим приемом в постмодернизме и постструктурализме. Имеет радикально негативный хар...Альтернативная культура. Энциклопедия
  2. деконструкцияdeconstruction постструктуралистсю интеллектуальное движение особенно влиятельное во Франции в США с начала х гг. Термин особенно связан с творчество французского филосо...Большой толковый социологический словарь
  3. деконструкцияdeconstruction постструктуралистсю интеллектуальное движение особенно влиятельное во Франции в США с начала х гг. Термин особенно связан с творчество французского филосо...Большой толковый социологический словарь II
  4. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ и ж. dconstruction f. филосem. Развертка расслоение разборка срem. dconstruction Ж. Деррида. НЛО ....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  5. деконструкцияот лат. constructio соединение построение de частица обозначающая обратное действие стратегия филос. мышления направленная на критику метафиз. сознания опирающегося н...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. деконструкциянаправление постмодернистского критицизма связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской метафизики Д. имеет...История философии
  7. деконструкцияdeconstruction фр. Философское понятие предложенное М.Хайдеггером введенное в научный оборот Ж.Лаканам и теоретически обоснованное Ж.Дерридой. В последней четверти XX в....Лексикон нонклассики
  8. деконструкцияdeconstruction метод критического анализа филос. и лит. яз. состоящий в объяснении значения текстов. В кн. О грамматологии франц. философ Жак Деррида род. утверждает чт...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  9. деконструкциякритика метафизического способа мышления от Платона до Гуссерля и Рикера основанного на понимании бытия как присутствия данности абсолютной полноты смысла и т. д. Термин ...Новая философская энциклопедия
  10. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ направление постструктуралистского критицизма связываемое с работами французского философа Дерриды. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкц...Новейший философский словарь
  11. деконструкциянаправление постструктуралистского критицизма связываемое с работами французского философа Дерриды. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевроп...Новейший философский словарь II
  12. деконструкциядеконструкция...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  13. деконструкцияФранц. deconstruction. Ключевое понятие постструктурализма и деконструктивизма основной принцип анализа текста. Под влиянием М. Хайдеггера был введен в г. Ж. Лаканом и т...Постмодернизм. Словарь терминов
  14. деконструкцияdeconstruction...Русско-английский словарь по электронике
  15. деконструкциядеконструкция...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. деконструкциялат. перевод греческого слова анализ направление постструктуралистского критицизма связываемое с работами французского философа Деррида сам Деррида предпочитает исполь...Словарь постмодернизма
  17. деконструкциядеконструкция сущ. колво синонимов переосмысление Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  18. деконструкцияdeconstruction термин введнный первоначально французскими переводчиками и комментаторами Хайдеггера для перевода понятий Destruktion и Abbau а затем использованный в гора...Современная западная философия
  19. деконструкцияDECONSTRUCTION Первоначально критический метод анализа смысла философских и литературных работ посредством расчленения и собирания заново их составных частей предложений...Социологический словарь
  20. деконструкцияRzeczownik деконструкция f dekonstrukcja f...Универсальный русско-польский словарь
  21. деконструкцияфилософское понятие имеющее отношение к структурам процедура расслоения разборки разложения лингвистических логоцентрических исторических этимологических и других структу...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  22. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ фр. desonctruction филос. понятие предложенное М. Хайдеггером введенное в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснованное Ж. Деррида. В поcл. четверт...Философская энциклопедия
  23. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ направление постмодернистского критицизма связываемое с работами Деррида. Являясь попыткой радикализации хайдеггеровской деструкции западноевропейской мета...Энциклопедия История философии
  24. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ одно из осн. понятий постмодернистской эстетики введенное в научный оборот Ж. Деррида. Отличие Д. от многообр. вариантов критики классич. философии в том чт...Энциклопедия культурологии
  25. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ одно из осн. понятий постмодернистской эстетики введенное в научный оборот Ж. Деррида. Отличие Д. от многообр. вариантов критики классич. философии в том ч...Энциклопедия Культурология XX век
  26. деконструкцияДЕКОНСТРУКЦИЯ от фр. deconstruction в буквальном переводе распостройка Д. требует расстроить построенное и перепостроить его заново семантическое образование с двумя при...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  27. деконструкцияангл. deconstruction тенденция в совр. западной культуре эстетике направленная на смещение традиционных ценностей и истин. В мировоззренческом смысле Д. представляет соб...Эстетика