Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

СИМЕОН СОЛУНСКИЙ

? – 1429) – уроженец Фессалоники (Солуни), богослов, завершивший разработку литургического образа, сакральной символики храма и церковного богослужения. Он рассматривал таинства как действия самого Бога, осуществляемые через людей (миропомазание – символ «знамения и печати Христова», елей – образ божественной милости). Символическим смыслом было наделено таинство крещения: принимающий крещение – символ падшего Адама; иерей – олицетворение силы, которой его наделяет «Богочеловек Иисус»; воды и крест символизируют самого Христа, его страдания ради спасения людей. Широк объем символических значений, связанных с храмом как олицетворением всего мира, неба и рая. Трехчастное строение храма символизирует три божественные ипостаси (Троицу); нартекс, притворы и приделы – землю и все, что на ней обитает; алтарь – духовное средоточие храма, горний мир; престол, находящийся в центре алтаря, – место присутствия Славы Божией и Гроб Господень. Символическим значением обладают одежды участвующих в богослужении архиереев и священников, драгоценные завесы и украшения, олицетворяющие духовную сущность храма, «образ величия, славы и красоты Бога». Красота самого храма символизирует рай, вечную жизнь, божественную премудрость, религию и самого Бога.

  1. симеон солунскийок. гг. византийский богослов и церковный деятель архиепископ Фессалоникийский с г. Возглавил оборону Фессалоник от турецкого нашествия город удалось взять только после...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству