Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

прозвище «Новый Богослов» было дано его противниками, затем оно стало почетным титулом; 949 – 1022?) – уроженец Пафлагонии (области на южном берегу Черного моря между Вифинией и Понтом), поэт и церковный писатель, родоначальник византийского мистицизма. Став монахом, а затем игуменом константинопольского монастыря св. Мамы, он ввел строгие порядки, основанные на суровой церковной дисциплине, и разработал «психофизический метод» молитвы: во время молитвы стоять прямо и неподвижно, высоко подняв голову и крепко соединив руки, не переваливаясь с ноги на ногу и не прислоняясь к колоннам. Эти действия должны были сочетаться с соблюдением всех заповедей и безусловным подчинением духовному отцу, со стремлением совершать каждодневный подвиг веры и избегать прегрешений. Общение с учителем Симеон рассматривал как общение с Богом, не допускающее вмешательства никаких авторитетов. Подчеркивая важность аскетического образа жизни как средства избавления от грехов, он противопоставлял монашество основной церкви и требовал, чтобы право исповедовать принадлежало не священникам, а монахам. Это вызвало недовольство со стороны окружения патриарха, и ок. 1009 г. Симеон вынужден был удалиться в Христополь. Однако за него вступились члены синклита, которые заставили патриарха пойти на уступки. Строптивый игумен отказался вернуться в столицу и основал монастырь в пригороде Константинополя. В своих трудах «Катехизисы», «Главы», «Божественные гимны» и др. Симеон Новый Богослов развил идеи аскетической жизни. Ее основу составляли бегство от мира, смирение, повышенная чувствительность к скорбям, горестям и быстротечности человеческой жизни, борьба с главными пороками – «сластолюбием, сребролюбием и славолюбием», размышления о смерти. Знание Писания и молитву Симеон Богослов рассматривал как средство просвещения души, приобщения к высшему духовному наслаждению, обретения способности чувственно достигнуть божество, то есть узреть «божественный свет». Он утверждал, что Бог создал два мира – видимый и невидимый – и два типа света (два солнца) – чувственный, освещающий видимый мир, и умственный. «Воссияв в человеке», умственный свет изгоняет «все помыслы и страсти душевные, исцеляет темные немощи» и способствует познанию абсолютной истины. Только праведник, заботящийся о своем спасении, может вознестись душой и стать близким своему Богу, войти в «тело Христово». Поэтамистика постоянно волновал вопрос: «Как удержу, что лишь внутри меня дано И в целом мире внешнем не отыщется». Единственной возможностью соединения чувственного и умственного (духовного) мира, обретения в себе «света искомого» являлось для него мистическое созерцание, строжайшее послушание, «умная» молитва, пост и воздержание. Симеон Новый Богослов внес вклад в разработку символики, связанной с праздником, который он воспринимал прежде всего как духовный праздник, возводящий человека «от видимого к невидимому». Лампады являлись для него указанием на «мысленный свет», свет добродетели в душе человека; свечи – это «светлые помыслы», не оставляющие человеку места для мрачных размышлений; праздничные благовония – многообразные духовные дары, фимиам – олицетворение духовной благодати и т.д. Симеон Богослов ввел в духовную поэзию 15сложный «политический» размер, который он использовал в мистических поэмахоткровениях, отражающих его сложный духовный мир. Его ученик Никита Стифат создал «Житие Симеона». Тезис Симеона Богослова об индивидуальном пути к спасению («Да не разрушишь ты собственный дом, способствуя домостроительству ближнего») и единению с божеством путем особых мистических упражнений получил дальнейшее развитие у Григория Паламы и других исихастов.

  1. симеон новый богословСИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ [ Галатия Пафлагония Хрисополис] византийский религ. писатель и философмистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе за...Большая советская энциклопедия
  2. симеон новый богослов[ Галатия Пафлагония Хрисополис] византийский религиозный писатель и философмистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе затем стал монахо...Большая Советская энциклопедия II
  3. симеон новый богословСИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ византийский религиозный писатель поэт философмистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности приближал поэтический язык к живым рече...Большой Энциклопедический словарь V
  4. симеон новый богословвизантийский религиозный писатель поэт философмистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности приближал поэтический язык к живым речевым нормам....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. симеон новый богословпреподобный гг. византийский богослов и проповедник один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе затем поступил на императорскую службу. Прин...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  6. симеон новый богословСИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ византийский религиозный писатель поэт философмистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности приближал поэтический язык к живым реч...Современная энциклопедия
  7. симеон новый богословСИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ византийский религиозный писатель поэт философмистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности приближал поэтический язык к живым речев...Современный энциклопедический словарь
  8. симеон новый богословСИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ я пол. нач. в. византийский богослов поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит Житие нап...Философская энциклопедия
  9. симеон новый богословСимеон Новый Богослов препод. писатель родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей воспитание получил при константинопольском дворе и был прибли...Энциклопедический словарь
  10. симеон новый богословпрепод. писатель родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Васи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  11. симеон новый богословСимеон Новый Богослов Галатия Пафлагония Хрисополис византийский религиозный писатель и философмистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской служб...Энциклопедия культурологии