Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

1823-1870) сын небогатого дворянина. Высшее . образование получил в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. За отличные успехи удостоен степени кандидата наук. В 1846 году двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших высших учебных заведений, однако в 1849 году был негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Во второй половине 50-х годов он публикует ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. В 1859 году Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. В 1860-1861 годах он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии». На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 года. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней. В 1870 году на 47 году жизни Ушинского не стало. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Первая предназначалась для первоначального обучения. Главное внимание здесь обращено на русский язык в связи с развитием мышления и расширением запаса знаний об окружающей жизни. «Детский мир» предназначен для учащихся 3-4 классов и содержит сведения об естествознании, географии. Кроме тщательно подобранных стихотворений, басен, сказок, Ушинский включил в учебники свои статьи о деревьях, животных, реках, городах и небольшие рассказы нравственного содержания. Педагогическая система Ушинского В педагогическом наследии Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В предисловии автор пишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д. , то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания - человека. Сам автор в предисловии определил содержание «Опыта педагогической антропологии». В первом томе даны физиологические основы процесса «сознавания», начиная «с первичных ощущений и доходя до сложного рассудочного процесса». Во втором томе излагаются процессы душевных чувств и духовные особенности человека. В третьем (незавершенном) томе, Ушинский предполагал изложить «в системе. . . те педагогические меры, правила, которые сами собой вытекают. . . из явлений человеческого организма и человеческой души». Вторая проблема, лежащая в основе педагогической системы Ушинского, — идея народности воспитания. «Есть одна только, общая для всех, прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Реализация принципа народности. предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей - делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства». Третья проблема педагогической системы Ушинского - воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума. . . ». Воспитание должно развивать, по мнению Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга. Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, которому он придавал большое значение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и наказания. Большое значение в воспитании, по мнению Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Семью как воспитательный институт не могут заменить никакие общественные воспитательные учреждения. Важнейшим условием эффективного семейного воспитания являются: доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности. Дидактические взгляды Ушинский - сторонник реального образования, говорил об огромном образовательном и воспитательном значении естествознания. Указывая на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей, он дал ряд конкретных методических рекомендаций по развитию внимания, памяти учащихся. Учитывая, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. . . », Ушинский считал наглядность одним из важнейших принципов обучения, ибо единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». Считал, что детей надо знакомить со всеми сторонами предмета или явления, что знания должны складываться в определенную систему. Много внимания уделял сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В области общей дидактики педагогом были сформулированы следующие десять требований успешного обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной* напряженности и чрезмерной легкости, нравственность, полезность. Им глубоко раскрыта сущность каждого из требований. В своей дидактической системе великий педагог много места уделил уроку как основной форме организации учебного процесса, сформулировал ряд требований к нему: целенаправленности, законченности, разнообразия используемых методов и т. п. Ушинский предъявляет высокие требования к учителю. Прежде всего, это должен быть убежденный человек. Учителю необходимо овладеть педагогической теорией на основе широкого общего образования. Он должен быть высоконравственным человеком, любящим свою Родину, народ, детей. Педагог обязан хорошо знать cbovix воспитанников, изучать их, быть тактичным, находчивым, умело определять меры педагогического воздействия на детей. В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальной школы. Существенное место в подготовке учителей занимала педагогическая практика в школах. Ушинский высказал мысль об открытии педагогических факультетов в университетах. Его личность, статьи и книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

  1. ушинский константин дмитриевичРусский педагог писатель. Автор педагогической книги Человек как предмет воспитания педагогических и критических статей а также переводов рассказов для детей в книге Родн...Афоризмы русских писателей
  2. ушинский константин дмитриевичУшинский Константин Дмитриевич знаменитый русский педагог родился в НовгородСеверске в родной семье получил хорошее воспитание посещал местную гимназию но на выпускно...Биографический словарь
  3. ушинский, константин дмитриевичзнаменитый русский педагог род. в НовгородСеверске в родной семье получил хорошее воспитание посещал местную гимназию но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В г. У. ...Большая биографическая энциклопедия
  4. ушинский константин дмитриевичрусский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал руководствуясь принципом народности систему идей направленную на всестороннее развитие и сов...Большая психологическая энциклопедия
  5. ушинский константин дмитриевичУшинскийstrong Константин Дмитриевич [. Тула . . Одесса похоронен в Киеве] русский педагогдемократ основоположник научной педагогики в России. В окончил юридический фак...Большая Советская энциклопедия II
  6. ушинский константин дмитриевичУШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ известный рос. педагог по признанию многих основоположник научной педагогики в России. Сторонник демократизации школьного обучения и раз...Большой психологический словарь
  7. ушинский константин дмитриевичзнаменитый русский педагог родился в НовгородСеверске в родной семье получил хорошее воспитание посещал местную гимназию но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В г. ...Большой российский биографический словарь
  8. ушинский константин дмитриевичУШИНСКИЙ Константин Дмитриевич основоположник научной педагогики в России. В окончил юридический факультет Московского университета в профессор Ярославского Демидовск...Большой Энциклопедический словарь V
  9. ушинский, константин дмитриевичКонстантин Дмитриевич основоположник научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского идея народности воспитания признание творческой силы трудов...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. ушинский константин дмитриевичвыдающийся педагог основоположник российской научной педагогики и педагогической психологии. Окончил юридический факт Московского унта . С по г. профессор Демидовского...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  11. ушинский константин дмитриевичУШИНСКИЙ Константин Дмитриевич русский педагог детский писатель. Рассказ Поездка в Волхов короткие рассказы для детей кн. Родное слово критич. статьи переводы. Педагог...Литературный энциклопедический словарь
  12. ушинский константин дмитриевичвеликий русский педагог один из основоположников пед. науки и народной школы в России. Основные работы Человек как предмет воспитания Родное слово О пользе педагогической...Педагогический словарь
  13. ушинский, константин дмитриевичпедагог основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета . В профессор Демидовского лицея в Ярославле. В служил в канц...Педагогический терминологический словарь
  14. ушинский константин дмитриевич[. Тула . Одесса похоронен в Киеве] педагог основоположник науч. педагогики в России. Окончил юрид. фт Моск. унта . В проф. кафедры энциклопедии законоведения гос. права...Российская педагогическая энциклопедия
  15. ушинский константин дмитриевичУшинский Константин Дмитриевич педагог. Окончил юридический факультет Московского университета . С сентября в Петербурге. С преподаватель с инспектор классов в Гатчин...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  16. ушинский константин дмитриевич. . русский педагог основоположник научной педагогики в России. Родился в небогатой дворянской семье начальное образование получил дома. Окончил юридический факультет Мо...Святая Русь - энциклопедический словарь
  17. ушинский константин дмитриевичУшинский Константин Дмитриевич педагогдемократ основоположник научной педагогики в России. Основное требование его педагогической системы демократизация образования и ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  18. ушинский константин дмитриевичУшинский Константин Дмитриевич в Туле дек. в Одессе педагогПсевдонимыi Жуков Виссарионu К. У. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественны...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  19. ушинский константин дмитриевич[ февр. марта дек. янв. ] рус. мыслитель и педагог. Окончил юридич. факт Моск. унта . Профессор камеральных наук в ярославском Демидовском лицее откуда удален по ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. ушинский, константин дмитриевичУшинский Константин Дмитриевич знаменитый русский педагог род. в НовгородСеверске в родной семье получил хорошее воспитание посещал местную гимназию но на выпускном экз...Энциклопедический словарь
  21. ушинский константин дмитриевичзнаменитый русский педагог род. в НовгородСеверске в родной семье получил хорошее воспитание посещал местную гимназию но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В г. У. ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  22. ушинский константин дмитриевич.III. или Тула .I. Одесса педагог дет. писатель. Ок. юридич. фт Моск. унта преподаватель Демидов. юридич. лицея в Ярославле до служащий Министерства внутр. дел в Пет...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»