Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС

1592-1670) великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного движения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», продолжатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредственным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несовместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрождения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм. С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму. Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и девочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ребенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духовных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира». Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает необходимость универсального знания о реальном мире вещей и явлений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспитания, содержания образования, организации и методов обучения. Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей подлинных людей». Школа должна развивать способности, совершенствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспитывать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами. Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя. Содержание образования: научное образование (ему соответствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравственность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуздание страстей), огромную роль отводил дисциплине как сознательному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; религиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, физическое воспитание, подготовку к труду. Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые существуют в природе. В такой формулировке принципа природосообразности говорится не об индивидуальной природе каждого человека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека. Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядности («золотое правило дидактики»), сознательности, систематичности, прочности, посильности, развития познавательной активности и др. Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов. Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя. Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей актуальности по сей день.

  1. коменский ян амосчешек педагог философ и писатель основатель демократич. педагогич. системы в крой выступил с критикой схоластич. формализма. По своим филос. взглядам К. был близок к мате...Атеистический словарь
  2. коменский ян амосчешек педагог философ и писатель основатель демократич. педагогич. системы в крой выступил с критикой схоластич. формализма. По своим филос. взглядам К. был близок к мате...Атеистический словарь II
  3. коменский ян амосКоменскийstrong Komensk Comenius Ян Амос . Нивнице Южная Моравия . Амстердам чешский педагоггуманист общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Че...Большая Советская энциклопедия II
  4. коменский ян амосКОМЕНСКИЙ Komensk Comenius Ян Амос чешский мыслительгуманист педагог писатель. Филос.худож. соч.аллегория Лабиринт света и рай сердца п. стихотв. переводы псалмов трак...Литературный энциклопедический словарь
  5. коменский ян амосвыдающийся чешский мыслитель педагог. Основные работы Открытая дверь языков и всех наук Великая дидактика Всеобщий совет об исправлении дел человеческих Мир чувственно во...Педагогический словарь
  6. коменский ян амос[. Нивнице ныне близ УгерскеГрадиште Чехия . Амстердам] чеш. мыслительгуманист педагог общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев....Российская педагогическая энциклопедия
  7. коменский ян амосмарта ноября чешский педагог философ и писатель. Окончив Херборнскую академию и Гейдельбергский унт К. стал священником а затем епископом общины Моравских братьев. П...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. коменский ян амосрод. ум. чеш. педагог и филосдф. Рассматривал познание как активный процесс тесно связанный с разумным обучением. Будучи убежденным в том что все люди способны к позн...Философский энциклопедический словарь