Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»

КОСОРУКОВ

КОСОРУКОВАлександр Александрович (р. 29.11.1931, д. Дубровка Сараевского р-на Рязан. обл. РСФСР) — рус. сов. филолог, писатель, переводчик; чл. СП СССР (с 1985), пред. иностран. комис. правл. СП СССР (с 1967). Автор филол. и лит.-критич. работ; переводит худож. лит-ру с болг., чеш. и словац. языков.

«Слову о полку Игореве» К. посвятил исслед. «Гений без имени» (Октябрь, 1985, № 8, с. 126—172; № 9, с. 138—191; отд. изд. М.: Современник, 1986. 288 с., ил. Ю. И. Селиверстова; отрывок под назв. «Озарение во сне» опубликован в «Лит. России», 1985, 14 июня, с. 6—7). Вместе с исследованием К. опубликовал новый стихотв. перевод «Слова». Кроме этого, ему принадлежит ст. «Гоголь и „Слово“» (Москва, 1985, № 12, с. 146—160; 1987, № 2).

В исследовании К. по-новому ставится вопрос о худож. символике «Слова о полку Игореве», о философских и эстетич. взглядах др.-рус. поэта. В центре внимания К. — проблема соотношения языч. и христианского элементов в мировоззрении автора «Слова».

В результате изучения образной системы «Слова» К. делает вывод: «Природа одушевляется и обожествляется Поэтом, но во многом не так, как древнерусским язычеством X—XII веков. Дажьбог, Хорс, Троян, Велес и Стрибог для многих русичей XII века сохраняли, по-видимому, прежние функции и ореол, но для Поэта они в значительной мере утратили их, превратившись в мифосимволические образы, в напоминание о богах и мифах, все еще владеющих народным сознанием. Его единственное универсальное божество — Солнце, часть Природы (Космоса) и одновременно ее высший повелитель. Солнце вездесуще, ибо всюду есть свет или тьма, хозяином которых оно является. Солнце всемогуще, ибо от него зависит жизнь и смерть каждого. Солнце — средоточие высшей мудрости, безличный бог, способный предсказывать судьбу человека, и оно — последний и справедливый судия. <...> Возвеличение Солнца до уровня единого божества является, на мой взгляд, закономерным у народа, который все еще продолжает осознаваться Поэтом как „внук Дажьбога“» (Октябрь, 1985, № 9, с. 181).

По мнению К., в основе худож. мышления автора «Слова» лежит идея противопоставления света и тьмы, добра и зла, причем в солнечном «мифе выражена не только философия Природы, но и философия истории, так как действия Солнца теснейше переплетены с прошлым, настоящим и будущим Руси» (с. 181).

Серьезного внимания заслуживают не только теоретич. положения К. о «Слове», но и его поэтич. интерпретация памятника, во многом отличная от других стихотв. переложений нашего времени как по составу, так и по характеру выразительных средств:

Разве не любо, братья,

бывало нам сказывать

сложенные по-старому

ратные повести

о походе Игоря,

Игоря Святославича!

  1. косоруковКОСОРУКОВКосорук человек с косыми кривымиот локтя руками. Даль А может плохой работник у которго из рук все валится.Источник Словарь русских фамилий. Ономастикон...Словарь фамилий