Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТОЙНБИ АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ

14.4.1889, Лондон,-22.10.1975, Йорк. Англ. историк, социолог. Проф. Лондонского ун-та, науч. руководитель брит. Королевского ин-та междунар. отношений. Осн. труд - "Исслед. истории" (т. 1 - 12, 1934 - 61; сокращ. - т. 1-2, 1946 - 57). Создатель ориг. философско-историч. концепции, сложившейся под влиянием идей философа-интуитивиста А. Бергсона о непрерывном стремлении че-ловеч. разума к слиянию с трансцендентным универсумом (к трансценденции) и учения О. Шпенглера о циклим, развитии цивилизаций. По Т., история человечества имеет тенденцию к движению от локальных цивилизаций к единой. Это движение отличается повторяемостью неких ритмов - типологически схожих "ответов" той или иной цивилизации на "вызовы" (природные, социальные, духовные), источником к-рых так или иначе является универсум. Такая повторяемость служит основанием для выделения неких цивилизационных моделей, в т.ч. китайской. Как и др. модели, она имеет свои особенности и в обл. идеологии и религии. Так, традиц. кит. трактовке историч. процесса Т. отводил промежуточное место между "индо-эллинским" (циклич.) и "иудео-зороастрийским" (линейным) взглядами на историю. Согласно Т., кит. версия исходит из представления о варьировании историей одной и той же темы с нек-рыми элементами случая и произвола, т.е. из попыток соединения циклизма и интеллектуально-волевого начала линейности. Однако свойственный такому видению истории императив воспроизведения "классич. прецедентов", проявившийся и в Китае новейшего времени, статичен и бесплоден ("Подход историка к религии", 1956). Конфуцианство Т. считал лежащим вне историч. систем "высших религий" (зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам), осуществляющих духовный прорыв к Абсолюту (трансценденцию). Однако он признавал этот прорыв возможным и за пределами таких систем. Напр., Конфуций его осуществил, осознав императив долга перед ближним ("Исслед. истории", т. 10). Т. в разное время построил несколько схем классификации цивилизаций. В самой ранней он причислил Шанскую (т.е. эпохи Шан-Инь, 16-11 вв. до н.э.), или Синическую, цивилизацию к т.н. первичным и неопосредованным наряду с Египетской, Шумерской и др., а осн. ветвь Дальневост. цивилизации (т.е. кит.) не только к опосредованным, но еще и к "усыновленным" (т.е. поглощенным чужеродными элементами) и с "чужеродным творческим зародышем" (там же, т.1). В кон. 40-х гг. он отнес Шанскую цивилизацию к "первичным, необособленным", "вторичной" (дочерней) от нее назвал Древнекит., "третичными" и производными от к-рой в свою очередь являются "осн. ствол" и "япон. ветвь" Дальневост. цивилизации (там же, т. 12). Последняя, третья классификация определяет кит. - Синическую - цивилизацию как "независимую необособленную", отличную от "независимых обособленных", "дочерних" разных историч. "серий", "цивилизаций-спутников" и "неразвившихся" (там же). В категориях кит. философии Т. истолковывал соотношение внеприродных ("жизненный порыв") и природных факторов человеч. бытия как соответственно стихий ян [1] и инь [1] (см. Инь ян): творческий "жизненный порыв" подталкивает то одну, то др. часть человечества к воздействию на природу (там же, т. 1). Об-ва, оттесненные на периферию ойкумены, погружаются в стихию инь [1] и теряют историч. целеустремленность (там же, т. 3). Историко-психологич. проекция дуальности инь ян у Т. представляет "инертное большинство" об-ва воплощением инь [1], подражающим элитным носителям стихии ян [1]. Одухотворенность элиты - гарант ее эффективности, к-рая в то же время зависит от свободного "мимесиса" (от греч. "подражание", "уподобление") большинства элите. Нарушение этих условий ведет к распаду об-ва - нарушению гармонии инь ян ("Исслед. истории", 1956 - 7. Т. 2). Критич. точка цивилизационной структуры - пик ее универсализации, когда она близка к отождествлению себя со Вселенной (ойкуменой, в Китае - Поднебесной [Тянь ся, см. Тянь]) ("Исслед. истории", т. 7). Такое универсализованное гос-во тем не менее служит знаком - знамением во внеш. мире о существовании вечного единства духовной действительности. Разными путями в него входили, связывая т.о. сакральный и мирской планы истории, ранние даосы наряду с древнеперсидскими дуалистами, иудейскими пророками, орфиками, учениками Будды, первохристианами (там же, т. 6). В этом проявляется трансценденция - прорыв к Божеству - как смысл истории. Духовная жизнь мыслящих и ищущих людей, обделенных в условиях распадающейся цивилизации, становится "коконом" для той, что идет ей на смену (там же, т. 8). *А Journey to China, or the Things which are Seen. L., 1931; A Study of History. Vol. 1 - 12. L., 1934 - 61; A Study of History. Vol. 1 - 2. L.-N.Y.- Toronto, 1956 - 7; An Historians Approach to Religion. L.- N.Y.- Toronto, 1956; East to West. A Journey Round the World. L., 1958; Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада // Конрад ИМ. Избр. труды. История. М., 1974; Постижение истории. М., 1991; **Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-историч. концепции А.Дж. Тойнб»!. М., 1976; Его же. Арнольд Джозеф Т.: история и культура в экология, перспективе // НАЛ. 1979. №2; Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Т. Критич. очерк. М., 1980; Павленко Ю.В. Арнольд Джозеф Т.: к 100-летию со дня рождения // Юбилеи науки. 1989. Киев, 1990. А.Г. Юркевич

  1. тойнби арнольд джозефангл. историк философ публицист гос.полит. деятель один из основоположников цивилизационного подхода к мировой истории. Учился в Винчестерском и Оксфордском унтах где изу...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  2. тойнби арнольд джозефанглийский историк и социолог автор теории локальных цивилизаций творческая сила которых в творческой элите. Согласно его теории каждая цивилизация проходит аналогичные ...Словарь-справочник по философии
  3. тойнби арнольд джозефанглийский историк и социолог. В работе Исследование постижение истории разработал концепцию локальных цивилизаций. Тойнби прогресс человечества видел в его духовном сове...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  4. тойнби арнольд джозефр. апр. англ. историк и социолог оказавший большое влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада. В проф. Лондонского унта в Лондонской ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  5. тойнби арнольд джозефангл. историк и социолог. Его философия истории заменяет учение об общественном прогрессе теорией цикличности. Всемирная история рассматривается им как последовательный р...Философский энциклопедический словарь