История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТОЙНБИ АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ

(1889— 1975) — англ. историк, философ, публицист, гос.полит. деятель; один из основоположников цивилизационного подхода к мировой истории. Учился в Винчестерском и Оксфордском ун-тах, где изучал классич. филологию и историю. Служил в системе мин-ва иностр. дел Великобритании, много времени провел в Греции, Турции, Китае, Японии и России. Работал проф. всеобщей истории Лондонского унта, затем — дир. архива мин-ва иностр. дел. Осн. соч.: «Национальность и война» (1915), «История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (1915), «Турция: прошлое и будущее» (1917), «Греческая цивилизация и характер: Персональное открытие древнегреческого общества» (1924), «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (1924), «Введение во внешнюю политику Британской империи в послевоенное время» (1928), «Постижение истории» (В 12 т. 1934—61; сокр. версия в 10 т. опубл. в 1960), «Цивилизация перед судом истории» (1948), «Перспективы западной цивилизации» (1949), «Война и цивилизация» (1950), «12 деятелей греко-римской истории» (1952), «Мир и Запад» (1953), «Исторический подход к религии» (1956), «Христианство среди мировых религий» (1957), «Демократия атомного века» (1957), «Эллинизм: История цивилизации» (1959), «Современный эксперимент западной цивилизации» (1962), «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (1966), «Испытания христианства: иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (1969), «Христианская вера» (1969), «Половина мира: история и культура Китая и Японии» (1973), «Человечество и Мать-Земля: Описательная история мира» (опубл. в 1976 г.). В гл. соч. своей жизни — 12томном труде «Постижение истории», Т. развивает концепции Данилевского и Шпенглера, рассматривая мировой истор. процесс не как поступательнолинейное развитие человечества в единых пространственных, но в разл. временных границах, а как совокупность историй «локальных цивилизаций». Первоначально он выделял 21 цивилизацию; позднее расширил этот перечень до 36 цивилизаций, из к-рых 5 «цивилизаций 3-го поколения» явл. «живыми»: зап.-христ., вост.-христ. (правосл.), исламская, индуистская и дальневост. Критериями цивилизационного единства явл. иерархическая структура, «универсальное гос-во» и «универсальная религия»; общие параметры их существования сводятся к циклической схеме: генезис, рост, надлом и распад. Факторами надлома и распада выступают «внутр. пролетариат» (революционное меньшинство) или «внешн. пролетариат» (агрессивное внешн. окружение). Стимулом развития цивилизации явл. адекватный «ответ» творч. меньшинства на внешн. или внутр. «вызов» (в кач-ве к-рого может выступать и геогр. среда). Расцвет цивилизации характеризуется как ее наиболее креативный период, сменяющийся затяжным полит. кризисом (к-рый, однако, может сопровождаться культ. подъемом), приводящим либо к установлению «универсального гос-ва», либо к распаду в результате внутр. революций или «нашествия варваров». Оба варианта сопровождаются культ.й стагнацией и деградацией творч. меньшинства, что лишает цивилизацию возможности дать ответ на истор. вызов. В отличие от «культ. морфологии» Шпенглера, Т. отрицал полную замкнутость, непроницаемость цивилизации для внешн. культ. влияний или заимствований. В частн., рассматривая рус. цивилизацию как особый вариант вост.-христ. (правосл.), он признал жизнеспособность синтеза традиц. уклада жизни и менталитета с деятельностью нового творч. меньшинства, заимствовавшего зап. идеологию в варианте марксизма. В работах последних лет своей жизни Т. одним из первых поставил проблему неоднозначных последствий заимствования традиц. цивилизациями черт зап.-христ. об-ва и культуры, определив этот процесс как «вестернизацию». Соч.: Постижение истории: Сб. М., 1991; Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996. Е.В.Гутов

  1. тойнби арнольд джозеф. Лондон. Йорк. Англ. историк социолог. Проф. Лондонского унта науч. руководитель брит. Королевского инта междунар. отношений. Осн. труд Исслед. истории т. сокращ....Китайская философия. Энциклопедический словарь
  2. тойнби арнольд джозефанглийский историк и социолог автор теории локальных цивилизаций творческая сила которых в творческой элите. Согласно его теории каждая цивилизация проходит аналогичные ...Словарь-справочник по философии
  3. тойнби арнольд джозефанглийский историк и социолог. В работе Исследование постижение истории разработал концепцию локальных цивилизаций. Тойнби прогресс человечества видел в его духовном сове...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  4. тойнби арнольд джозефр. апр. англ. историк и социолог оказавший большое влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада. В проф. Лондонского унта в Лондонской ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  5. тойнби арнольд джозефангл. историк и социолог. Его философия истории заменяет учение об общественном прогрессе теорией цикличности. Всемирная история рассматривается им как последовательный р...Философский энциклопедический словарь