Китайская философия. Энциклопедический словарь II

И ЦЗИН

"ЧЖОУ И" "И цзин"
Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц. Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название "Ч. и.", может быть понят по крайней мере двояко: "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н.э. по сер. 3 в. до н.э., и хронологич. обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значения "оборот, круг, цикл", "везде, повсюду", "полный, исчерпывающий"; "и (4)"- 1) "легкий, нетрудный"; 2) "перемена, метаморфоза". Соответственно сочетание "Чжоу и" допускает четыре толкования: 1) "(Канон) перемен (эпохи) Чжоу"; 2) "Легкий (канон эпохи) Чжоу"; 3) "Всеохватно-крутовые перемены"; 4) "Всеохватно-круговой легкий (канон)" (тут слово "канон" - эквивалент иероглифа цзин (1), входящего в состав синонимичного "Ч.и" обозначения - "И цзин", "Канон перемен", "Книга перемен"; см. Цзин вэй). "Ч. и." включает в себя канонич. часть (в двух разд.), созд., видимо, в 8 - 7 вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин", и комментирующую часть, созд. в 6 - 4 вв. до н.э., - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. семь коммент.-чжуань, три из к-рых имеют по два разд.). Специфич. основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, в кон. 2 - нач. 1 тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гуа) - особые графич. символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкр. воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центр, роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий:
Цянь - творчество, крепость, небо, отец;
Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать;
Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын;
Кань - погружение, опасность, вода, второй сын;
Гэнь - пребывание, незыблемость, гора, третий сын;
Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;
Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая Дочь;
Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь.
Происхождение канонич.части "Ч. и." связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (бу) (образовывание геометрич. символов) и на стеблях тысячелистника (ши (7)) (различные числовые комбинации). В "Чжоу ли" содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа): "Лянь шань" ("Смыкающиеся горы"), "Гуй цзан" ("Возвращение в сокровищницу") и "Ч. и.". В традиц. "науке об "И цзине" - и сюэ указ, названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифич. правителями древности Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуанди (преемником Шэньнуна) и основателем дин. Чжоу - Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), либо с тремя первыми династиями - Ся (23 - 16 вв. до н.э.), Шан-Инь (16 - 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). 'Тексты "Лянь шань" и "Гуй цзан" считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста "Ч. и.", вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантич. приемы преобразованы в "Ч. и." в нумерологич. (см. С ян шу чжи сюэ) систему математикоподобных операций с числами и геометрич. фигурами, задача к-рой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" ("Си цы чжуань", II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5 - 4 вв. до н.э. комментирующей части "Ч. и.", гл. обр. в ее наиболее философичном разделе - "Си цы чжуани" ("Коммент. привязанных слов"), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 осн. ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Ч. и." обрести общеметодологич. статус, функционально аналогичный тому, к-рый в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений иньян цзя, "школы новых письмен" (см. Цзин сюэ) и оракуло-апокрифич. традиции (чэнь вэй) общеметодологич. потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологич. референтов и координации со всеми др. аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син (1)), циклич. и зодиакальными знаками, магич. числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На р-же н.э. в соч. "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1 -2 вв.) и "Тай сюань цзин" ("Канон Великого сокровенного") Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию "Ч. и." или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и "Ч. и." сохранил свое центр, методологич. и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в пер. правления дин. Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. Наиболее авторитетными считаются переводы "Ч. и." на европ. языки, выполненные Дж. Леггом (англ, яз.), Р. Вильгельмом (нем. яз.), а также рус. пер. канонич. части ("И цзин") Ю.К. Щуцкого. *Ч. и. чжэн и ("Ч. и." в правильном осмыслении) // Ши сань цзин. Кн.1 - 2. Пекин, 1957; Нань Хуэйцзинь и др. (коммент., пер.). Ч. и. цзинь чжу цзинь и ("Ч. и." с совр. коммент. и пер.). Тайбэй, 1978; Цюй Ваньли. Ч. и. цзи ши ("Ч. и." с собр. толкований). Тайбэй, 1986; The Yi: King (Tr. by J. Legge) // The Sacred Books of the East. Vol. 16. Delhi, 1966; Le Yi: King ou Livre des changements de dynastie des Tsheou. Tr. par P.-L.-F. Philastre. Pt 1 - 2. P., 1975; Wilhelm R. I Ging. Das Bush der Wandlungen. 2 Bde. Jena, 1924 (англ. пер. - N.Y., 1950; фр. пер.- Р., 1969) ;**Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993 (англ, пер. - Princ.- N.Y., 1979); Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Сюй Циньтин. И цзин яньцзю (Исслед. "Канона перемен"). Тайбэй, 1970; Чжу Вокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История философии "Ч. и."). Кн. 1 - 2. Пекин, 1986 - 88; Лю Дсщзюнь. Ч. и. гайлунь (Общий взгляд на "Ч. и."). Цзинань, 1986; Чэнь Мэнлэй. Ч. и. цянь шу (Простое изложение "Ч. и.").
Кн. 1 - 4. Шанхай, 1988; журн. "Ч. и. яньцзю" (Исслед. "Ч. и."). Цзинань (изд. с 1988); Wilhelm И. Change: Eight Lectures on the I Ching. N.Y., 1960; Sung Z.D. The Symbols of Yi King. N.Y., 1969; Wilhelm H. Heaven, Earth, and Man in the Book of Changes. Seattle - L., 1977; Sherril W.A.. Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979; Offermann P.H. Das alte chinesische Orakel und Weisheitsbush I Ging: Konflikte klaren Zweifel losen. В., 1985.
А.И. Ко6зев

  1. и цзинИ цзин древнекитайский письменный памятник первоначально использовавшийся при гадании и затем вошедший в конфуцианский канон Пятикнижие. Наиболее ранний слой И ц. включае...Большая Советская энциклопедия II
  2. и цзинИ Цзин китайский путешественник учный буддийский монах. В совершил плавание в Индию сообщил ценные географические сведения....Большой Энциклопедический словарь V
  3. и цзинИ ЦЗИН китайский путешественник ученый буддийский монах в совершил плавание в Индию сообщил ценные географические сведения....Большой Энциклопедический словарь V
  4. и цзинкит. путешеств. ученый будд. монах. Совершил плавание в Индию. Отправился из Кантона в к берегам Юж. Суматры. Продолжая путешествие высадился в устье р. Ганга побывал в ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. и цзинкит. путешеств. ученый будд. монах. Совершил плавание в Индию. Отправился из Кантона в к берегам Юж. Суматры. Продолжая путешествие высадился в устье р. Ганга побывал в ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. и цзинИ Цзин гг. китайский путешественник и проповедник буддизма. В г. посетил ряд индийских государств. Десять лет прожил в буддийском монастыре Наланда по пути на родину н...Исторический словарь
  7. и цзинYijing кит. I Ching Книга перемен др.кит. кн. одна из пяти классич. книг конфуцианства. Первоначально это была кн. по гаданию но в эпоху династии Хань г. до н.э. г. н...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  8. и цзинкит. путешественник и проповедник буддизма. В отправился в Индию где посетил ряд госв. лет прожил в центре буддизма монастыре Наланда на обратном пути неск. лет провел ...Советская историческая энциклопедия
  9. "и цзин"Книга перемен один из древнейших кит. письменных памятников. Наиболее ранняя его часть предназначалась для гадания по стеблям тысячелистника причем предсказание делалось...Советская историческая энциклопедия
  10. и цзинИ ЦЗИН китайский путешественник ученый буддийский монах в совершил плавание в Индию сообщил ценные географические сведения....Современный энциклопедический словарь
  11. "и цзин"И ЦЗИН Книга перемен один из наиболее древних памятников кит. культуры. Кит. традиц. историография причисляет И ц. наряду с Ши цзином Шу цзином и др. древними текстами к...Философская энциклопедия
  12. и цзинИ ЦЗИН Книга перемен также Чжоу и Чжоуские перемены по названию династии Чжоу вв. до н.э. или Кругоспиральные перемены по нарицательному значению иероглифа чжоу одна и...Философская энциклопедия