Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ВАН ЯНМИН

Ван Шоужэнь, прозв. Боань.
31.10.1472, уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян, - 9.1.1529, Наньань пров. Цзянси
Философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения о сердце (синь сюэ (1)), литератор. Происходил из старинного рода. Изучал конф., даос, и буд. классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомству обществ, работ, ведомству юстиции, руководил провинц. экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в пгров. Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине, в конце жизни был губернатором пров. Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет и военных, и гл. обр. социально-политич. мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567.
Гл. филос. соч. - "Чуань си лу" ("Записи преподанного и воспринятого"), "Да сюэ вэнь" ("Вопросы к "Великому учению"), "У цзин и шо" ("Собственное мнение о "Пяти канонах"), "Чжу-цзы вань нянь дин лунь" ("Положения, установленные Чжу Си в конце жизни") и др. Построения В.Я. отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня (12 в.), основоположника "учения о сердце" (синь сюэ (1)). В часть!., В.Я. тоже видел в конф. канонах (см. "Ши сань цзин") не более чем образцовые материальные свидетельства абс. истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам В.Я. был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением оппонента Лу Цзююаня - Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, напр, стал отдавать предпочтение внутр. совершенствованию перед накоплением "внеш." знаний ("Чжу-цзы вань нянь..."). В ранний пер. творчества В.Я., следуя чжусианской доктрине, стремился к практич. осуществлению тезиса о "выверении вещей" (гэ у, см.У (3)) в отношении объективной реальности. Впоследствии он дал теоретич. обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: "выверять вещи" следует в собственном "сердце" (синь (1)). Этот теоретич. тезис был обогащен выводом, полученным В.Я. в рез-те "внезапного просветления" - озарения в одну из ночей 1508: "сердце и есть принцип" (синь цзи ли), т.е. ли (1) - структурообразующие начала всего сущего - исходно присутствуют в психике. "Принципы", к-рые должны быть раскрыты посредством "выверения вещей", следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него внеш. мире. Понятие "ли" (1) встало у В.Я. в один ряд с этич. идеалами "долга / справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)), "благонадежности" (синь (2)) и т.п. Это положение В.Я. подкреплял авторитетом конф. канонов, соответствующим образом их интерпретируя ("У цзин и шо").
Специфический элемент системы взглядов В.Я.-доктрина "совпадающего единства знания и действия" (чжи син хэ и, см. Чжи - син). Она предполагает понимание познавательных функций как действия, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть гл. категории учения В.Я. - "благосмыслие" (лян чжи). Его тезис о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) - синтез понятий "доведение знания до конца" (чжи чжи) из конф. канона "Да сюэ" (цз. 4) и "благосмыслие" (варианты перевода - "врожденное знание", "естеств. знание", "интуитивное знание", "доопытное нравственное
знание" и т.д.) из "Мэн-цзы" (VIIA, 15). "Благосмыслие" - "то, что (человек) знает без рассуждений", в "Мэн-цзы" параллельно понятию "благомочие" (лян нэн - "то, на что (человек) способен без научения"). У В.Я. "благосмыслие" тождественно "сердцу" и имеет пространный смысловой диапазон: "душа", "дух", "познание", "знание", "чувства", "воля", "сознание" и даже "подсознание". Оно самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не м.б. передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой "Великой пустотой" (тай сюй, см. Сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточием "небесных принципов" (тянь ли), основой врожденного нравств. чувства и нравств. долга. Т.о., конф. тезис о "доведении знания до конца", к-рый в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до "истощения принципов" - цюн ли), В.Я. толковал с привлечением категории "благосмыслие" и положения о "совпадающем единстве знания и действия" как максимально полное воплощение в жизнь высших нравств. идеалов.
Гносеологич. воззрения В.Я. нашли конденсированное выражение в "четырех постулатах" (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: "Отсутствие и добра и зла - такова сущность (букв, "тело" - ти (1), см. Ти - юн) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов. Знание добра и зла - таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей". До В.Я. неоконфуцианцы предлагали решения вопросов о "сердце" и его деятельности, акцентируя внимание гл. обр. на покоящейся, непроявленной "сущности сердца". Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции В.Я., обосновывая единство "субстанции и функции" (ти - юн), "движения и покоя" (дун - цзин), "непроявленности (духовного состояния) и проявленности" (вэй фа - и фа) и т.п., делал вывод о необходимости активной практич. деятельности и пагубности ухода от жизни.
В отношении к даосизму и буддизму В.Я. следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое - "учение двух родоначальников" (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству - "учению совер-шенномудрых" (шэн жэнь чжи сюэ). С т.зр. В.Я., даосизм и буддизм объединяет индивидуалистич. пафос: они, м.б., хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной "вульгарными конфуцианцами" версии "учения совершенномудрых". В.Я. разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, к-рые по своей "утонченности" (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их "отбросы" - вульгаризованные элементы учений и практики, в т.ч. даос, технику и идеологию "пестования жизни" (ян шэн, см. Сянь сюэ). Он отвергал концепцию сознания буд. Чань школы, считая, в части., что требование освобождения от "привязанности" к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этич. обязанностей и привязанности к эгоистич. "я". Восходящая к ученику Хуэйнэна Шэнь-хуэю (кон. 7-8 в.) концепция "отсутствия мысли" как возвращения духа к первоначальному состоянию "спокойствия" несостоятельна, поскольку "благосмыслие" не может не "сознавать" даже во сне. Учение Хуэйнэна о "мгновенном просветлении" - спонтанном постижении собственной "природы будды", по В.Я., основывается на "вакуумной пустоте" (кун сюй, см. Кун, Сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом - "доведением знания до конца", "деланием помыслов искренними" и "исправлением сердца". Вместе с тем учение В.Я. и чань-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в т.ч. общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика.
Развитие В.Я. ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологич. соединения их учений: Лу (Цзююаня)-Ван (Янмина) школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок (см. (Ван) Янмина школа). Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи и др. Учение В.Я. идейно доминировало в Китае до сер. 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие филос. мысли в Корее и особенно в Японии, где стало ведущим филос. течением в пер., предшествующий бурж. "революции Мэйдзи" (1867-8). В новейшее время воздействие идей В. Я. испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шумин, Фэн Юлань, Хэ Линь и др. кит. мыслители.
Кобзев А.И. Теоретич. новация в неоконфуцианстве как текстологич. проблема (В. Я. и идейная борьба вокруг "Да сюэ") // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Се Тинцзе (изд.). Ван Вэньчэн-гун цюань шу (Поли. собр. соч. Вана, князя Культурного совершенства) // СБЦК. Б.м., 1972; Chan Wing-tsit. Instructions for Practical Living and other Neo-Confucian Writings by Wang Yang-ming. N.Y., 1963; Henke F.G. The Philosophy of Wang Yang-ming. N.Y., 1964; ChingJ. The Philosophical Letterseof Wang Yang-ming. Canberra, 1972;
** Кобзев А.И. Учение В.Я. и классич. кит. философия. М., 1983; Моу Цзунсань. В.Я. чжи лян чжи цзяо (Доктрина В.Я. о доведении благосмыслия до конца). Тайбэй, 1954; Ли Цюньин. В.Я. юй чжунго чжи жуцзя (В.Я. и кит. конфуцианство). Тайбэй, 1974; Ти Wei-ming. Neo-Confucian Thought in Action; Wang Yang-ming' s Youth (1472 - 1509). Berk. - L. Ang.- L., 1976; CuaA.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yang-ming's Moral Psychology. Honolulu, 1982.
А.И. Кобзев

  1. ван янминВан Шоужэнь китайский философ субъективный идеалист последователь Лю Цзююаня утверждавший что вне сознания нет ни неба ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си счи...Большая Советская энциклопедия II
  2. ван янминВан Шоужэнь китайский философнеоконфуцианецлитератор государственный деятель. Исходил из единства знания и действияв нравственном поведении и утверждал что познание опр...Большой энциклопедический словарь II
  3. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец литератор государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. ван янминЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что познание опре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. ван янминВан Шоужэнь прозв. Боань. . уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян . Наньань пров. Цзянси. Философнеоконфуцианец создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  6. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что познание ...Современная энциклопедия
  7. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец литератор государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что п...Современный энциклопедический словарь
  8. ван янминВАН ЯНМИН род. окт. Юэчэн ум. янв. Наньанькит. философ находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства особенно резко выступал против Чжу ...Философская энциклопедия
  9. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь кит. философ субъективный идеалист. Считая сознание сущностью Вселенной В. Я.м. говорил что вне сознания не существует ни неба ни земли ни всего с...Философская энциклопедия
  10. ван янминВан Шоужэнь кит. философ субъективный идеалист. Считая сознание сущностью Вселенной В. Я.м. говорил что вне сознания не существует ни неба ни земли ни всего сущего Хотя...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. ван янминрод. окт. Юэчэн ум. янв. Наньань кит. философ находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства особенно резко выступал против Чжу Си развил ...Философский энциклопедический словарь II
  12. ван янминВАН ЯНМИНВан Шоужэнь прозвище Боань крупнейший в эпоху Мин вв. китайский философнеоконфуцианец создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого учени...Энциклопедия Кольера II