Философская энциклопедия

ВАН ЯНМИН

ВАН ЯНМИН
(род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань)
кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную теоретико-познавательную систему. См.Китайская философия.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ВАН ЯНМИН
BAH ЯНМИН (Ван Шоужэнь, Ван Боань) (31 октября 1472, уезд Юйяо области Шаосин провинции Чжэцзян— 9 января 1529, Наньань провинции Цзянси)—китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле т. н. учения о сердце (синь сюэ), литератор. Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомствам общественных работ и юстиции, руководил провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в захолустную провинцию Гуйчжоу.После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в южной столице—Нанкине, в конце жизни был губернатором провинций Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет военных и гл. о. социальнополитических мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567.
Главные философские сочинения — “Чуань си лу” (“Записи преподанного и воспринятого”), “Да сюэ вэнь” (“Вопросы к “Великому учению””), “У цзин и шо” (“Собственное мнение о “Пяти канонах””), “Чжу-цзы вань нянь дин лунь” (“Положения, установленные Чжу Си в конце жизни”) и др. Построения Ван Янмина отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня, основоположника “учения о сердце” (синь сюэ). В частности, Ван Янмин тоже видел в конфуцианских канонах не более чем образцовые материальные свидетельства абсолютных истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Янмин был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением оппонента Лу Цзююаня — Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, напр., стал отдавать предпочтение внутреннему совершенствованию .перед накоплением “внешних” знаний. В ранний период творчества Ван Янмин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению тезиса о “выверении вещей”. Впоследствии он дал теоретическое обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: “выверять вещи” следует в собственном “сердце” (синь). Этот теоретический тезис был обогащен выводом, полученным Ван Янмином в результате “внезапного просветления”— озарения в одну из ночей 1508 года: “сердце и есть принцип”, т. е. ди-принцип—структурообразующее начало всего сущего — исходно присутствует в психике. “Принципы”, которые должны быть раскрыты посредством “выверения вещей”, следует искать в самом субъекте, а не во внешнем мире, не зависящем от него. Понятие “ли”-принцип встало у Ван Янмина в один ряд с этическими идеалами “долга/справедливости” (н), “благопристойности” (ли), “благонадежности” (синь) и т. п. Это положение он подкреплял авторитетом конфуцианских канонов, соответствующим образом их интерпретируя (“У цзин и шо”). Специфический элемент системы взглядов Ван Янмина—доктрина “совпадающего единства знания и действия” (чжи син хэ и, см. Чжи—син). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть главной категории учения Ван Янмина — “благосмыслие” (ляп чжи). Его тезис о “доведении благосмыслия до конца” (чжи лян чжи) — синтез понятий “доведение знания до конца” (чжи чжи) из “Да сюэ” и “благосмыслие” (варианты перевода — “врожденное знание”, “естественное знание”, “интуитивное знание”, “доопытное нравственное знание” и т. д.) из конфуцианского канона “Мэн-цзы” (3 в. до н, э.). “Благосмыслие” (“то, что (человек] знает без рассуждений”) в “Мэн-цзы” параллельно понятию “благомочие” (лян нэн—“то, на что [человек] способен без научения”). У Ван Янмина “благосмыслие” тождественно “сердцу” и имеет пространный смысловой диапазон: “душа”, “дух”, “познание”, “знание”, “чувства”, “воля”, “сознание” и даже “подсознание”. Оносамородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой “Великой пустотой” (тай сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточием “небесных принципов”, основой врожденного нравственного чувства и нравственного долга. Т. о., конфуцианский тезис о “доведении знания до конца”, который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до “истощения принципов”— цюн ли), Ван Янмин толковал с привлечением категории “благосмыслие” и положения о “совпадающем единстве знания и действия” как максимально полное воплощение в жизнь высших нравственных идеалов.
Гносеологические воззрения Ван Янмина нашли концентрированное выражение в “четырех постулатах” (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: “Отсутствие и добра, и зла—такова сущность сердца. Наличие добра и зла— таково движение помыслов. Знание добра и зла—таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла—таково выверение вещей”. До Ван Янмина неоконфуцианцы предлагали решения вопросов о “сердце” и его деятельности, акцентируя внимание гл. обр. на покоящейся, непроявленной “сущности сердца”. Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции Ван Янмин, обосновывая единство “субстанции и функции” (ти—юн), “движения и покоя” (дун—цзин), “непроявленности (духовного состояния) и проявленности” (вэй фа—и фа) и т. п., делал вывод о необходимости активной практической деятельности и пагубности ухода от жизни.
В отношении к даосизму и буддизму Ван Янмин следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое — “учение двух родоначальников” (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству—“учению совершенномудрьк” (шэн жэнь чжи сюэ). С точки зрения Ван Янмина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистический пафос: они, может быть, хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной “вульгарными конфуцианцами” версии “учения совершенномудрых”. Ван Янмин разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, которые по своей “утонченности” (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их “отбросы”—вульгаризованные элементы учений и практики, в т. ч. даосскую технику и идеологию “пестования жизни” (ян шэн). Он отвергал концепцию сознания буддийской Чань школы, считая, в частности, что требование освобождения от “привязанности” к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этических обязанностей и привязанности к эгоистическому “я”. Восходящая к Шэньхуэю (кон. 7—8 в.) концепция “отсутствия мысли” как возвращения духа к первоначальному состоянию “спокойствия” несостоятельна, поскольку “благосмыслие” не может не “сознавать” даже во сне. Учение родоночальника южной ветви чань-буддизма Хуэйнэна (7—8 вв.) о “мгновенном просветлении” — спонтанном постижении собственной “природы будды”, по Ван Янмину, основывается на “вакуумной пустоте” (куй сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом—“доведением знания до конца”, “деланием помыслов искренними” и “исправлением сердца”. Вместе с тем учение Ван Янмина и чань-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в т. ч. общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика. Развитие Ван Янмином ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологического соединения их учений: Лу [Цзююаня]—Ван (Янмина] школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок. Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи, Ван Гэнь и др. Учение Ван Янмина идейно доминировало в Китае до сер. 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие философской мысли в Японии и Корее. В новейшее время воздействие идей Ван Янмина испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шуман, Фэн Юлань, Хэ Линь и др. китайские мыслители.
Соч.; Се Тинцзе (изд.). Ван Вэньчэн-гун цюань шу (Поля. собр. соч. Вана, князя Культурного совершенства).—В сер.: Сы бу цун кань. (Б. м], 1972; Chan Wng-tsit. Instructions for Practical Living and other Neo-Confacian Writings by Wang Yang-ming. N.Y., 1963; Chins T. The Philosophical Letters of Wang Yang-ming. Canberra, 1972.
Лит.: КобзевА. Я. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; и W-ming. Neo-Confucian Thought in Action. Wang Yang-ming's Youth (1472—1509). Berk.—Los. Ang.-L. 1976; Сча A.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yangming's Moral Psychology. Honolulu, 1982.
А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. ван янминВан Шоужэнь китайский философ субъективный идеалист последователь Лю Цзююаня утверждавший что вне сознания нет ни неба ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си счи...Большая Советская энциклопедия II
  2. ван янминВан Шоужэнь китайский философнеоконфуцианецлитератор государственный деятель. Исходил из единства знания и действияв нравственном поведении и утверждал что познание опр...Большой энциклопедический словарь II
  3. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец литератор государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. ван янминЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что познание опре...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. ван янминВан Шоужэнь прозв. Боань. . уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян . Наньань пров. Цзянси. Философнеоконфуцианец создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  6. ван янминВан Шоужэнь прозв. Боань. уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян . Наньань пров. ЦзянсиФилософнеоконфуцианец создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения о се...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  7. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что познание ...Современная энциклопедия
  8. ван янминВАН ЯНМИН Ван Шоужэнь китайский философнеоконфуцианец литератор государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал что п...Современный энциклопедический словарь
  9. ван янминВан Шоужэнь кит. философ субъективный идеалист. Считая сознание сущностью Вселенной В. Я.м. говорил что вне сознания не существует ни неба ни земли ни всего сущего Хотя...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. ван янминрод. окт. Юэчэн ум. янв. Наньань кит. философ находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства особенно резко выступал против Чжу Си развил ...Философский энциклопедический словарь II
  11. ван янминВАН ЯНМИНВан Шоужэнь прозвище Боань крупнейший в эпоху Мин вв. китайский философнеоконфуцианец создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого учени...Энциклопедия Кольера II