Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ДОРДЖАН АКОП МАРКАРОВНЧ

17.12.1881 или 2.01.1882 (Шуша Елизаветольской губ., ныне Нагорно-Карабахская АО) 23.12.1948 (Булонь-Бийанкур, близ Парижа). Скульптор. Из патриархальной армянской семьи. В 1889-96 учился в реальном училище в Шуше, в 1899-1904 - в частном реальном училище Фидлера в Москве, затем на медицинском факультете Московского университета. Некоторое время занимался скульптурой в мастерской П. П. Трубецкого. После двухлетней службы в инженерном батальоне в Баку поехал во Францию и год учился на медицинском факультете в Монпелье. В это время решил посвятить себя искусству. В 1907-09 учился в академии Р. Жюльена у П. Ландо вс ко го, Р. Верле и А. Гребера, посещал мастерскую О. Родена. С 1908 участвовал в парижских выставках. В числе первых работ - рельефы «Пахота » и «Армянские крестьянки» (оба - 1910), скульптура «Беженки» (1912), портреты М. Горького (бронза, 1911 и 1914) и Л. Н. Толстого («Мыслитель», бронза, 1913; в 1955 преподнесен городу Парижу вдовой скульптора и установлен на площади Льва Толстого). В 1915 вернулся в Москву. Создал бюсты А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина и Л. Бетховена. Участвовал в выставках «Свободное творчество» (М., 1915-16) и «Мир искусства» (Пг., 1916). Весной 1919 вошел в Группу скульпторов нового искусства при Московском профессиональном союзе скульпторов-художников. В 1918-20 вместе с С. С. Алешиным и С. В. Кольцовым проектировал памятник К. Марксу на Театральной площади в Москве (не осуществлено), исполнил бюст А. В. Луначарского и безуспешно добивался разрешения портретировать В. И. Ленина, с которым был знаком по Парижу с 1912. В 1921 работал над памятником М. В. Врубелю, глиняная модель которого разрушилась от сырости в неотапливаемой мастерской. В 1921 с помощью Луначарского уехал в Париж. Создавал сюжетные скульптуры и рельефы с использованием приемов ар деко («Леда», 1922; «Саломея», 1923) и кубизма («Пьета», «Коррида»), продолжал исполнять портреты (бюсты М. Сарьяна, 1927, и Г. Якулова, 1928; фигура С. Лифаря, 1927). В 1924 провел персональную выставку в галерее Kingor в Нью-Йорке, в 1926 - ретроспективную выставку в галерее Charpentier в Париже. С 1925 постоянно выставлялся в салоне Тюильри. Участвовал в Выставке французского искусства в Японии (1927) и выставке группы армянских художников «Ани» в Париже, Брюсселе и Антверпене (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (La Renaissance, 1932) и Праге (1936), выставке «Русский балет С. П. Дягилева» в Париже (1939) и др. В 1930-е вернулся к классическому реализму: «Молодость, или Плоть» (1933), «Кариатида» (1935). Создал проект памятника «Воинам-армянам, погибшим в I мировую войну» (не осуществлен). Часто исполнял фигуры животных. Работал в бронзе и граните. С 1933 входил в художественную секцию Союза деятелей русского искусства во Франции. Многие работы хранятся в Государственной картинной галерее Армении в Ереване, куда по его завещанию поступили из Франции от его вдовы Т. Р. Аракелян и других родственников. В 1981 в Ереване состоялась мемориальная выставка в связи со 100-летием со дня рождения скульптора.