Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ГОЗИАСОН ФИЛИПП ОСИПОВИЧ

15.02.1898 (Одесса) - 13.07.1978 (Париж). Живописец, график. Племянник (по матери) художника Л. О. Пастернака. В 1905-06 семья временно выехала в Берлин, опасаясь погромов. По возвращении изучал право и историю искусств в Новороссийском университете, посещал Одесское художественное училище. В 1916-18 участвовал в выставках одесского Общества независимых художников. Опубликовал книгу «Жизнь и творчество Эль Греко» (Одесса, 1918). В ноябре 1919 с женой О. Билинской эмигрировал в Италию. В 1920-21 работал в Риме. Посещал Флоренцию, Венецию, Вену. Исполнял декорации для кинофильмов. Провел персональную выставку в римской галерее Bragaglia (1921). Дружил с Л. Заком. В 1922 переехал в Берлин. Провел выставку в галерее Flechtheim (1922); участвовал в выставке группы русских художников {В. Боберман, Л. Зак, И. А. Пуни и К. А. Терешкович) в магазине русского книгоиздательства «Заря» (1923) и в Международной выставке в Дюссельдорфе (1924). Исполнил литографии к книге «Рим» Н. В. Гоголя (изд-во Вальтер и Ракинт, Берлин, 1924). Оформлял спектакли балетной труппы «Русский романтический театр» Б. Г. Романова. В 1924 выехал с труппой на гастроли во Францию и устроился в Париже. Первое время работал в одной мастерской с Заком и Боберманом. В 1928 принял французское гражданство. В 1920-30-е испытывал сильное влияние античного искусства и Ренессанса. В начале 1930-х вместе с Заком примкнул к группе художников-«неогуманистов», объединенных вокруг Кристиана Берара и критика Вальдемара Жоржа. Сблизился с членами группы П. Ф. Челищевым, Леонидом и Е. Берманом. Картины этого периода лиричны, повествовательны, наполнены меланхолической грустью. В эти же годы выполнял картоны для гобеленов, создал альбом литографий «Rome, campagne romaine» с предисловием В. Жоржа (Париж; Рим, 1933), расписал павильон «Остров Мартиника» на Всемирной выставке в Париже (1937). Провел выставки в парижских галереях Т. Carmine (июнь 1925; совм. с Заком и Боберманом), Percier (1925; совм. с Заком, Боберманом и Терешковичем; 1928, 1931) и P. Kohl (1931, 1934), а также в Милане (Galena Milano, 1932, 1934) и Флоренции (La Nazione, 1934). Был в числе участников русского отдела Выставки современного французского искусства в Москве (1928). Участвовал в международных выставках в Венеции (1930), Риме (1938), Нью-Йорке и Чикаго (1939). В 1929 стал одним из организаторов и вице-президентом салона Сверхнезависимых, где выставлялся до 1939. В 1939 был мобилизован в армию и получил близ Дюнкерка тяжелое ранение. -В 1941-42 жил в Марселе, потом в Ницце, в 1943 скрывался с женой от немцев в маленькой деревушке в Южных Альпах. В этот период исполнил иллюстрации к нескольким библиофильским изданиям, в том числе к «Идиоту» Ф. М. Достоевского. В 1945-47 жил в Марселе. Читал лекции по истории искусства, расписал часовню Notre Dame de la Fleursa Thorame-Haute и исполнил по заказу картину «Освобождение Марселя» - последнее фигуративное произведение. В 1946 работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов. В 1947 вернулся в Париж. В послевоенные годы отошел от фигуративного искусства. С 1948 выставлял абстрактные работы в Майском салоне. В 1955 по предложению доминиканца отца Валлэ провел персональную выставку в его галерее Haut Pave. С 1956 почти ежегодно проводил персональные выставки в галереях Парижа (Stadler, 1956; Flinker, 1961, 1963, 1966; Gervis, 1968, 1970; Regards, 1975, 1976, 1978), НьюЙорка (Kootz, 1956-59; Martha Jackson, 1962; Primus Stuart, 1963), Милана (Toninelle Arte Modema, 1962; San Fidele, 1970), Дюссельдорфа (Nicpel, 1963), Брюсселя (Farber, 1974) и других городов. Выставлялся в салоне «Новых реальностей», участвовал в выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961). В 1961 провел два месяца в Нью-Йорке, познакомился с художниками нового поколения американского абстрактного искусства, в частности с Р. Мозервеллом и Еленой Френкенталер. В 1973 персональная выставка состоялась в Национальном музее современного искусства в Париже. В последние годы занимался графикой, исполнил иллюстрации к книге «Печаль» J1. Арагона. Публиковал статьи (иногда под псевдонимом J. Sabiie) по вопросам классического и современного искусства, в том числе статью об одесских вывесках и их роли в искусстве русского авангарда (1964). Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США, в том числе в Национальном музее и Музее современного искусства в Париже, музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Галерее современного искусства в Риме, Музее изящных искусств в Люксембурге, Музее современного искусства в Стокгольме.