Художественная энциклопедия

ЭЛЬ ГРЕКО ДОМЕНИКО

Эль Греко Доменико

(El Greco; собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто).

Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в.(Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое семейство", около 1590-95, Музей искусства, Кливленд); резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине ("Мученичество св. Маврикия", 1580-82, Эскориал). Ведущее значение в этих произведениях получает колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, то ярко вспыхивающих, то приглушённых. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью ("Главный инквизитор Ниньо де Гевара", 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом ("Портрет неизвестного рыцаря", 1578-80, Прадо; предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко ("Снятие пятой печати", Метрополитен-музей; "Лаокоон", Национальная галерея искусства, Вашингтон, - оба 1610-14). Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо" (1610-14, Метрополитен-музей). Проникнутое художественным субъективизмом и вместе с тем напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.




"Св. семейство с Магдалиной". Около 1590 - 1595. Музей искусства. Кливленд.




Christus am Kreuz




Cristus am Olberg

Литература:А. Валлантен, Эль Греко. (Доменико Теотокопули), пер. с франц., М., 1962; Т. П. Каптерева, Эль Греко, М., 1965; Wethey H. E., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972; Waterhouse E., El Greco, N. Y., 1978; Marias F., Bustamante Garcia A., Las ideas artisticas de El Greco, Madrid, 1981.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  1. эль греко доменикоЭль Грекоstrong El Greco собств. Теотокопули Teotocopuli Доменико о. Крит . Толедо испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился повидимому на о. Кри...Большая Советская энциклопедия II
  2. эль греко доменикоEl Greco собственная фамилия Теотокопули Доменико испанский живописец. По происхождению грек. Религиозные жанровые мифологические картины портреты пейзажи отличаются п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. эль греко доменикоEl Grecoemок. испанский художник греческого происхождения родился на острове Крит находившемся в то время под властью Венеции его настоящее имя Доменико Теотокопули. Уч...Энциклопедия Кольера