Большая Советская энциклопедия II

ЭЛЬ ГРЕКО ДОМЕНИКО

Эль Греко(El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, ‒ 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился уТициана.С 1570 работал в Риме. Испытал воздействияманьеризма,Микеланджело,а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я.Бассано, Тинторетто).

Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580‒1582, Эскориал; «Погребение графа Оргаса», 1586‒88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое Семейство», около 1590‒95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью («Инквизитор Ниньо де Гевара»).

Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба ‒ 1610‒14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян «Вид Толедо» (1610‒14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Э. Г. в 17‒19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.


Лит.:Валлантен А., Эль Греко (Доменико Теотокопули), [пер. с франц.], М., 1962; Каптерева Т. П., Эль Греко, М., 1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Эль Греко, в сборнике: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; Wethey Н. Е., El Greco and his school, v. 1‒2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972.

  1. эль греко доменикоEl Greco собственная фамилия Теотокопули Доменико испанский живописец. По происхождению грек. Религиозные жанровые мифологические картины портреты пейзажи отличаются п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  2. эль греко доменикоЭль Греко Доменико El Greco собственно Теотокопули Theotocopuli испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился повидимому на острове Крит у иконописцев...Художественная энциклопедия
  3. эль греко доменикоEl Grecoemок. испанский художник греческого происхождения родился на острове Крит находившемся в то время под властью Венеции его настоящее имя Доменико Теотокопули. Уч...Энциклопедия Кольера