Художественная энциклопедия

СКУЛЬПТУРА

Скульптура

(лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально- декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности. Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (см.Синтез искусств), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения. Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху. Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин - прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм. Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, имевшая ритуальное и магическое значение, служила увековечению строгой общественной иерархии, власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры - каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия).

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры: утверждение значительности человеческой личности, пластической красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, патетической страстностью, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы). В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В XII-XVI вв. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно- мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во второй половине XIII - начале XIV вв. новые реалистические тенденции проявились в Северной Италии (Никколо Пизано и др.), В XV-XVI вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (см.Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем размещения памятников в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия).

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры второй половины XVIII - первой трети XIX вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами (А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции). Эмоциональная напряжённость, поиски новых выразительных средств характерны для скульптуры эпохи романтизма (П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).

В русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием пластической красоты реального мира. Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры., деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в первой половине XVIII в. (Б. К. Растрелли и др.). Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для скульптуры русского классицизма. В 1830-40-е гг. в русской скульптуре всё больше преступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский) и жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Во второй половине XIX в. в русской и западноевропейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое направление (см.Реализм) с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистическая русская скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью.

В искусстве второй половины XIX в. наступил распад синтеза архитектуры и искусства, упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры; распространились различные натуралистические течения. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX - начале XX вв., когда в рамках стиля "модерн" вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимает важное место. На развитие скульптуры этого времени оказывают влияние современные ей художественные течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения. Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших мастеров французской скульптуры XX в. - Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в первой половине XX в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Различные направления русской скульптуры этого периода выражают С. М. Волнухин, И. Я. Гинцбург, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии).

В XX в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Экспериментализм модернистских живописных течений XX в. проник и в скульптуру; особенно сильно было влияние кубизма (П. Пикассо, А. П. Архипенко, А. Лоран), приведшее к включению в произведениях скульптуры самых различных нетрадиционных материалов. Представителями конструктивизма были Н. Габо, А. Певзнер, сюрреализма - X. Арп, абстрактного искусства - А. Колдер и др. Дадаисты (М. Дюшан), а за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произведениях скульптуры, так называемый объект, отрицая значение художественно-пластической формы. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из новейших материалов декоративные формы (И. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Мур, Великобритания).

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках 20-30-х гг. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др.), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной и др.), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции (Матвеев и др.), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др.), а также изображение человека-борца (И. Д. Шадр и др.), воина (Л. В. Шервуд), рабочего (Г. И. Мотовилов). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др.). В 40-80-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и ансамблей, используется при создании градостроительных комплексов, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками и монументальными композициями (М. К. Аникушин, Э. Д. Амашукели, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры второй половины 50-80-х гг. (А. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др.). Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистских течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.




Скопас (?) (Древняя Греция). Надгробие юноши. Мрамор. Около 340 до н.э. Национальный археологический музей. Афины.




Энку (Япония). "Отшельник". Дерево. 17 в. Храм Каннондзи. Нагоя.




Микеланджело (Италия). "Ночь". Деталь убранства Новой сакристии (капеллы Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мрамор. 1520 - 1534.




А. Майоль (Франция). "Скованное движение". Бронза. Начало 20 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.




"Несломленный". Фрагмент мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (Латвийская ССР). Бетон. 1967. Скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис.

Литература:Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961; М. Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1963; И. М. Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессивная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpдdagogischer Versuch, W., 1924; Rich C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musйe imaginaire de la sculpture mondiale, (v. 1-3, P.), 1952-54; Read Н. E., The art of sculpture, 2 ed., N. Y., 1961; Mills J. W., The technique of sculpture, L., (1965); Rogers L. R., Sculpture, L.-N. Y.-Oxf., 1969; Bazin G., The history of world sculpture, L., 1970; его же, Le monde de la sculpture des origine а nos jours, P., 1972; его же, A concise history of world sculpture, Newton Abbot, 1981; Albreht H. Y., Sculptur im 20.Jahrhundert, Kцln, 1977, Wittkower R., Sculpture: processes and principles, L., 1977; Kotula A., Krakowski P., Rzezba wspotczesna, Warsz., 1980.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
скульпту́ра
ваяние, один из видовизобразительного искусства. Скульптура, в отличие от живописи, имеет реальный, а не изображённый объём. Существует два основных вида скульптуры: круглая скульптура ирельеф. Круглая статуя «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти со всех сторон, ощутить рукой шероховатую или гладкую поверхность, почувствовать округлость формы. Рельеф подобен объёмному рисунку на плоскости.
Основной предмет изображения в скульптуре – человек. Лишь иногда мастера изображают животных и птиц, неодушевлённые предметы. В круглой скульптуре, в отличие от живописи, весьма сложно воспроизвести природу, нельзя передать особенности воздушной атмосферы. Однако скульпторы способны выразить в телесной форме любые чувства и идеи – от лирических и задушевных до грандиозных и величественных. Мастер не стремится точно копировать формы, которые он видит в жизни. В скульптуре, как и в любом художественном произведении, необходимо отобрать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то, напротив, выделить, подчеркнуть, преувеличить. Ваятель не копирует, а творит, создаёт новую форму, опираясь на знание натуры.


Донателло. «Кающаяся Мария Магдалина». Тонированное дерево. Ок. 1456 г.




«Богиня плодородия». Рельеф из Угарита (Финикия). Слоновая кость. 14 в. до н. э.




«Подсчёт стада». Скульптурная группа из гробницы вельможи Мекетра. Дерево, краска. 20 в. до н. э. Египетский музей. Каир




«Ника, завязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. Мрамор. 5 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины




Ф. И. Шубин. Бюст императора Павла I. Бронза. 1798 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва




П. П. Соколов. «Девушка с разбитым кувшином». Бронза. 1816 г. Скульптура фонтана. Царское Село


Любая скульптура очень чувствительна к освещению. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду и при ярком солнце. Скульпторы учитывают это в своей работе. Скульптурное произведение создаётся в расчёте на определённое окружение: улицу или городскую площадь, музейный зал, аллею парка, комнату в доме. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, особенности её формы.
В зависимости от назначения, скульптура подразделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них воплощается способность скульптуры выражать в обобщённых образах великие идеи. Парковая скульптура служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Статуэтки, выполненные на станке, относят к станковой скульптуре. Они предназначены для небольших помещений, для музейных залов.
Все скульптурные материалы можно разделить на мягкие (глина, пластилин, воск) и твёрдые (камень, дерево, слоновая кость). Работая с мягкими материалами, скульптор лепит, наращивает объём будущей статуи. Древнейший материал для пластики, известный ещё с первобытных времён, вязкая и мягкая глина, принимает под пальцами мастера любую форму. Изделия из обожжённой глины называют терракотой (от итал. terra cotta – обожжённая земля). Из прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры для гробниц и храмов. Твёрдые породы камня (гранит, базальт и др.) трудно обрабатывать, в них невозможно вырезать мелкие детали. Поэтому в подобных работах сильнее всего ощущается массив каменного блока (скульптура Древнего Египта). Известняк – более мягкий камень. В Средневековье его использовали для рельефных украшенийпорталовсоборов. Древние греки первыми начали обрабатывать мрамор: мерцающий, словно дышащий камень, близкий своей окраской к телесному цвету, хорошо подходил для статуй обнажённых богов и героев.
Великому скульптору эпохи ВозрожденияМикеланджелоприписывают знаменитое изречение о том, что скульптуру создать очень просто: надо взять камень и «убрать всё лишнее». Действительно, мастер, работающий с твёрдыми материалами, «освобождает» будущую скульптуру «из плена» каменной или деревянной массы. Чтобы обрабатывать камень, нужно обладать физической силой и иметь уверенную руку. Одна ошибка – и работа будет испорчена. Сначала с камня скалывают самые большие куски с помощью шпунта – инструмента, похожего на большой гвоздь. Потом работают троянкой – крупным резцом с плоским зазубренным концом, которым сглаживают шероховатости. Скарпелью, более мелким резцом, вырезают мелкие детали. С помощью бурава (специального сверла) высверливаются отверстия (завитки волос, зрачки глаз и т. д.). По завершении работы отдельные части скульптуры полируют до блеска.
С незапамятных времён скульпторы использовали дерево. На протяжении тысячелетий оно оставалось излюбленным материалом народных мастеров, делавших из него забавные игрушки и маленькие декоративные статуэтки. Инструменты для работы с деревом в основном те же, что и для камня: различные ножи, резцы, пилы и молотки. Хотя резать по дереву легче, чем обрабатывать камень, в работе с ним есть свои трудности. Дерево можно резать только по направлению волокон; осуществлению замысла может помешать какой-нибудь сучок, «появившийся» в самом неподходящем месте. Наконец, чтобы деревянная скульптура не рассыхалась и не трескалась, готовую статую разнимают на две части, выдалбливают изнутри, а затем вновь соединяют половинки. Дерево, как никакой другой материал, «подсказывает» форму будущего произведения. Сплетение древесных сучков скульптор может превратить в руки статуи, разметавшиеся корни старого пня – в изогнутые лапы чудовища… Дерево – тёплый, «живой» материал – словно наполняет скульптуру особой органической силой.
Особняком среди материалов скульптуры стоят металлы: бронза, медь, чугун, золото. В процессе изготовления бронзовой (или из др. металла) скульптуры сначала делают её модель из воска, гипса, глины и т. д. Модель обмазывают гипсом, получая полую разъёмную форму, внутрь которой потом заливают расплавленный металл.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
бюст, ваяние, глиптика, глиптография, глифика, изваяние, искусство, колаптика, микроскульптура, пластика, родина-мать, скульптурка, статуя, торс, фигура, церопластика, этюд


  1. скульптураизобразительное искусствоstrong объемныйstrong скульптура объемное художественное изображение натуры.скульптор. скульптурный.ваяние. ваятель. ваять. изваять.лепка. леп...Идеографический словарь русского языка
  2. скульптураlat.i sculpturaскульптура...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  3. скульптураСКУЛЬПТУРА см.также МУЗЕЙ Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Огюст Роден вслед за Микеланджело Предел достижения искусства намечаем только средствами искус...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. скульптураСкульптура...Белорусско-русский словарь
  5. скульптураСКУЛЬПТУРА лат. sculptura от sculро высекаю вырезаю ваяние пластика греч. plastike от plasso леплю вид искусства основанный на принципе объмного физически трхмерного изо...Большая советская энциклопедия
  6. скульптуралат. sculptura от sculpo высекаю вырезаю ваяние пластика греч. plastike от plasso леплю вид искусства основанный на принципе объмного физически трхмерного изображения п...Большая Советская энциклопедия II
  7. скульптураж. scultura скульптура из дерева scultura di legno Итальянорусский словарь. Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульпту...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. скульптураскульптура ж . произведение Skulptur f c Plastik f c . искусство Bildhauerkunst f Plastik fСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. скульптураж произведениеem Skulptur f Plastik f искусствоem Bildhauerkunst f Plastik f Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульпт...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. скульптураскульптураBildhauerkunstСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. скульптураж.escultura f...Большой русско-испанский словарь
  12. скульптурасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. скульптураж. sculpture skyltyr f...Большой русско-французский словарь
  14. скульптурамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  15. скульптураж.sculpture f бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика этюд...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. скульптуралат. sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяниепластика вид изобразительного искусства произведения которого имеютобъемную трехмерную форму и выполняются из твердых или...Большой энциклопедический словарь II
  17. скульптураСКУЛЬПТУРА лат. sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются и...Большой Энциклопедический словарь V
  18. скульптураи ж.i тлькиi одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твердих чи п...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  19. скульптурасамый древний вид изобразительного искусства Японии. Эпоха неолита существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры в японской науке получила наименование периода Дзм...Вся Япония
  20. скульптура[sculptura резьба ваяние] . В палеонтологии совокупность рельефных элементов покрывающих поверхность скелетных образований или оболочек организмов и создающих впечатлен...Геологическая энциклопедия
  21. скульптуравид изобразит. исква произв. крого имеют объемную пластич. или полупластич. форму рельефы и выполнены из мрамора бронзы обожж. глины терракота дерева слоновой кости янтар...Древний мир. Энциклопедический словарь
  22. скульптуравид изобразит. исква произв. крого имеют объемную пластич. или полупластич. форму рельефы и выполнены из мрамора бронзы обожж. глины терракота дерева слоновой кости янтар...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  23. скульптуравид изобразительного искусства произведения которого дают объемнопространственное изображение материальных предметов. Основными художественными средствами в скульптуре вы...Евразийская мудрость от А до Я
  24. скульптуралатинское sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются высекани...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. скульптуралат. вырезаю высекаю вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму. Как правило объект изображения скульптуры человек реже живот...История и теория культуры
  26. скульптураскульптура....Киргизско-русский словарь
  27. скульптураскульптура мрамор скульптура мраморная скульптура...Коми (зырянский)-русский словарь
  28. скульптураСкульптура sculptura ornamentatio effigia effigies Jovis Junonis Veneris saxea...Латинский словарь
  29. скульптураСКУЛЬПТУРА СТАТУЯ. .strong Вид образотворчого мистецтва антична скульптура твори скульптури.em .strong Твр цього виду мистецтва статуя бюст барельф тощо. ор.em ю. Скул...Літературне слововживання
  30. скульптураы ж.em Вид изобразительного искусства создание объемных изображений статуй бюстов барельефов и т. п. путем лепки высекания резания или отливки ваяние.Говоря о мраморе сл...Малый академический словарь
  31. скульптуралат. sculptura вырезаю высекаю вид изобразительного искусства основывающийся на создании объемных трехмерных изображений размещаемых в реальном пространстве. Скульптура...Мировая художественная культура. Словарь
  32. скульптуракорень СКУЛЬПТ суффикс УР окончание А Основа слова СКУЛЬПТУРВычисленный способ образования слова Суффиксальный СКУЛЬПТ УР А Слово Скульптура содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  33. скульптураНачальная форма Скульптура единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  34. скульптураскульптура ж. Искусство создания объемных или рельефных изображений статуй бюстов барельефов и т.п. путем лепки резьбы или отливки. Произведение такого вида искусства....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. скульптураскульптура скульптура ы...Орфографический словарь
  36. скульптураu жu мн.u скульптуры Р.u скульптур бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигу...Орфографический словарь русского языка
  37. скульптураскульптура менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  38. скульптурамсн...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  39. скульптураскульптура скульптуры скульптуры скульптур скульптуре скульптурам скульптуру скульптуры скульптурой скульптурою скульптурами скульптуре скульптурах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  40. скульптураОрфографическая запись слова скульптура Ударение в слове скульптура Деление слова на слоги перенос слова скульптура Фонетическая транскрипция слова скульптура [склптур] ...Полный фонетический разбор слов
  41. скульптураСкульптура ри р тури тур...Правописний словник Голоскевича
  42. скульптураSculptra ваятельное и резное искусство см.u Sculptores Скульпторы.Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика...Реальный словарь классических древностей
  43. скульптуралат. sculptura от sculpo высекаю вырезаю ваяние пластика греч. от леплю вид изобр. исква дающий объемнопространств. трехмерное изображение предметов как правило люд...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  44. скульптураскульптура ыСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластик...Русский орфографический словарь
  45. скульптураЖ . heykltralq . heykltralq sri heykllr....Русско-азербайджанский словарь
  46. скульптураскульптура ж.isculpture...Русско-английский словарь
  47. скульптураart...Русско-английский словарь по электронике
  48. скульптураsculpture...Русско-английский строительный словарь
  49. скульптураN...Русско-армянский словарь
  50. скульптураСкульптура...Русско-белорусский словарь
  51. скульптураскульптура жен.i...Русско-белорусский словарь II
  52. скульптураСкулптуuра ж...Русско-болгарский словарь
  53. скульптураискусство szobrszat статуя szobor произведениеem szobor искусствоem szobrszat Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскул...Русско-венгерский словарь
  54. скульптураскульптура ж искусство произведение...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  55. скульптураСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика этюд...Русско-ивритский словарь
  56. скульптураж. scultura f...Русско-итальянский политехнический словарь
  57. скульптура. ваяние мсн мсн нер. скульптурное произведение мсндк туынды. собир. мсн нер шыармаларыны жалпы атауы зал скульптуры мсн нер шыармаларыны залы...Русско-казахский словарь
  58. скульптурамсн...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  59. скульптураж. скульптура . жабыштыруу кес аюу жолу менен кркм нерсе жасоо чеберчилиги . скульптура чыгармалары....Русско-киргизский словарь
  60. скульптуравид искусстваem [] dios[sh] [] diok[sh] произведениеem diokpn diospn скульптурный портрет изваяниеem dioxing sxingСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика ...Русско-китайский словарь
  61. скульптураEykel...Русско-крымскотатарский словарь
  62. скульптураэйкель...Русско-крымскотатарский словарь II
  63. скульптураskulptra tlniecba skulptras. tli skulptra tls...Русско-латышский словарь
  64. скульптураУран баримал баримал барих...Русско-монгольский словарь
  65. скульптураж. вид искусства Bildhauerkunst f Plastik f произведение искусства Skulptur f Plastik f....Русско-немецкий словарь
  66. скульптураBildhauerei скульп.u Bildhauerkunst на постаментеem Bildsule произведениеem Bildwerk как искусство ваянияem Plastik Skulptur...Русско-немецкий словарь по искусству
  67. скульптураBeeldhouwkunst...Русско-нидерландский словарь
  68. скульптураplastikk skulptur billedhoggerarbeid бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фи...Русско-норвежский словарь
  69. скульптура...Русско-персидский словарь
  70. скульптураrzeba rzebiarstwo...Русско-польский словарь
  71. скульптуражescultura f бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика этюд...Русско-португальский словарь
  72. скульптураСкульптураmchoro mi sanamu uchongaji ед.em kinyago vi...Русско-суахили словарь
  73. скульптураскульптура айкалтарош санъати айкалтарош...Русско-таджикский словарь
  74. скульптураж скульптура сын...Русско-татарский словарь
  75. скульптураж heykel yontu живопись и скульптура resim ve heykel yontu произведениеem heykel Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроск...Русско-турецкий словарь
  76. скульптураheykel...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  77. скульптуратехн. скульптура Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопл...Русско-украинский политехнический словарь
  78. скульптураfem ksem скульпторkuvanveisto[taide] veistos veistokuva...Русско-финский словарь
  79. скульптураplastika socha sochaina sochastv...Русско-чешский словарь
  80. скульптураskulptur.strong skulptur...Русско-шведский словарь
  81. скульптура.strong kuju.strong raidkunst skulptuur...Русско-эстонский словарь
  82. скульптураСКУЛЬПТУРАЯ беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Огюст Роден вслед за Микеланджело Предел достижения искусства намечаем только средствами искусства иного. Всег...Сводная энциклопедия афоризмов
  83. скульптурагреч.em вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную пластич. или полупластич. форму рельефы и выполнены из мрамора бронзы обожж. глины терракота д...Словарь античности
  84. скульптураСКУЛЬПТУРА лат. от sckulpere вырезывать. Резьба ваяние искусство состоящее в произведении различных предметов статуй из подходящего материала. Словарь иностранных слов в...Словарь иностранных слов русского языка
  85. скульптуравырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов м...Словарь исторических терминов
  86. скульптураскульптура см. искусство...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  87. скульптурасм.uни фигаСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика...Словарь русского арго
  88. скульптураскульптураСм. искусство....Словарь синонимов II
  89. скульптураскульптура См. искусство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. скульптура искусство изваяние торс ваяние ста...Словарь синонимов II
  90. скульптураскульптура искусство изваяние торс ваяние статуя фигура церопластика этюд микроскульптура скульптурка бюст пластика...Словарь синонимов
  91. скульптураИскусство создания объемных художественных произведений путем резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки.Ист. Ожегов sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние ...Словарь храмового зодчества
  92. скульптураскульптура ж. лат. . Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твердих чи...Словник іншомовних слів
  93. скульптураскульптура лат. sculptura . Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну форму виконуються з твердих або пластичних матералв. . Назва окремого художнього твору ц...Словник іншомовних слів Мельничука
  94. скульптураСКУЛЬПТУРАstrong вид образотворчого мистецтва ПЛАСТИКА скульптурне тривимрне зображення людини або тварини звичайно на повний зрст СКУЛЬПТУРАstrong ФГУРАstrong ПОСТАТЬstr...Словник синонімів української мови
  95. скульпту́раСКУЛЬПТУРА и ж. . тльки одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з тв...Словник української мови в 11 томах
  96. скульптураСКУЛЬПТУРА и ж. тльки одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твер...Словник української мови у 20 томах
  97. скульптураРзьбарство сницарство...Словник чужослів Павло Штепа
  98. скульптураСКУЛЬПТУРА латинское sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняют...Современная энциклопедия
  99. скульптураСКУЛЬПТУРА лат . sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются и...Современный энциклопедический словарь
  100. скульптуранереализованные мечты и желания застывшее чувство любовь. Оживает замыслы осуществляться возвращение старой любви....Сонник Странника
  101. скульптураскульптор скульптураваятель ваяние Ср.em Французское Общество литераторов затеяло поставить памятник Бальзаку этому великому писателю собрало на то деньги и дало заказ лу...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  102. скульптураскульптура [лат. sculpture] ваяние пластика один из видов пространственных искусств создающий объемные изображения вылепленные из мягкого материала глины воска высечен...Толковый словарь иностранных слов
  103. скульптураСКУЛЬПТУРА ы ас. . Искусство создания объемных художественныхпроизведений путем резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки.Заниматься скульптурой. . Произведение та...Толковый словарь Ожегова
  104. скульптураСКУЛЬПТУРА скульптуры ж. латин. sculptura резьба ваяние. . только ед. Искусство изготовления объемных или плоскостных выпуклых изображений статуй бюстов барельефов и т. ...Толковый словарь русского языка II
  105. скульптураскульптура скульптура ы ж. Искусство создания объмных художественных произведений путм резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки. Заниматься скульптурой. Произведе...Толковый словарь русского языка II
  106. скульптураСКУЛЬПТУРА ы ас. . Искусство создания объмных художественных произведений путм резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки. Заниматься скульптурой. . Произведение та...Толковый словарь русского языка
  107. скульптураи ж. тлькиem одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твердих чи п...Толковый словарь украинского языка
  108. скульптураУдарение в слове скульптураУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове скульптура...Ударение и правописание
  109. скульптураваяние скульптура...Украинско-русский политехнический словарь
  110. скульптураSculpture...Українсько-англійський словник
  111. скульптураразьба...Українсько-білоруський словник II
  112. скульптураРазьба...Українсько-білоруський словник II
  113. скульптураразьба...Українсько-білоруський словник
  114. скульптура...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  115. скульптураSkulptur...Українсько-датський словник
  116. скульптура...Українсько-китайський словник
  117. скульптураSkulptur...Українсько-норвезький словник
  118. скульптура[skulptura]posg rzeba...Українсько-польський словник
  119. скульптураи rzeba rzebiarstwo...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  120. скульптураSkulptur...Українсько-шведський словник
  121. скульптураRzeczownik скульптура f rzeba f rzebiarstwo n...Универсальный русско-польский словарь
  122. скульптураГалузь образотворчого мистецтва твори с. тримрн композиц виконан у рзних матералах камнь дерево метал гпс глина вск лак слонова кстка осн.em рзновиди кругла с. рельф з...Універсальний словник-енциклопедія
  123. скульптураскульптура скульптуры скульптуры скульптур скульптуре скульптурам скульптуру скульптуры скульптурой скульптурою скульптурами скульптуре скульптурах Источник Полная акцент...Формы слова
  124. скульптураУральск Урал Упасть Упак Ультра Уль Улус Улар Укус Укрут Украсть Турсук Турку Тур Тупак Тулуп Тулук Тула Тук Трус Труп Трас Трап Трал Трак Тау Таск Тальк Таль Суть Сутра ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  125. скульптураСкульптура скульптор i см. Ваяние....Энциклопедический словарь
  126. скульптураСкульптура см. Ваяние....Энциклопедический словарь
  127. скульптураIstrong скульпторem см. Ваяние.см. Ваяние....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  128. скульптураIstrong скульпторem см. Ваяние.см. Ваяние....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  129. скульптура[sculptura резьба ваяние] в палеонтологии совокупность различных выпуклых гребни кили валики ребра бугорки и т. д. и вогнутых желобки бороздки ямки и т. д. элементов по...Энциклопедия Большой научной библиотеки
  130. скульптураСкульптура лат.em sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются...Энциклопедия культурологии
  131. скульптураот лат. scutpo высекаю вырезаю или ваяние пластика от греч. plastike лепка вид изобразительного искусства специфика крого в объемном претворении худож. формы в простр...Эстетика
  132. скульптураСкульптураstrong. Заимств. в XVII в. из лат. яз. где sculptura суф. производное от sculpere высекать вырезать. Ср. изваяние истукан....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  133. скульптураЭто слово называющее предмет искусства скульптора заимствовано из латыни где sculptura образовано от sculpere высекать вырезать....Этимологический словарь Крылова
  134. скульптураЗаимств. в XVII в. из лат. яз. где sculpturaem суф. производное от sculpereem высекать вырезать. Ср. изваяниеem истуканem.Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глиф...Этимологический словарь русского языка