Большая советская энциклопедия

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА(лат. sculptura, от sculро - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso -леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в С.- человек, реже - животные (анималистич. жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектонич. организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфич. в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами С. Объёмная скульпт. форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архит. или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомич. (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности С.:круглую скульптуру,к-рая свободно размещается в пространстве, ирельеф,где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произв. круглой С., обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или неск. фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архит. плоскости[фриз,фронтонная композиция (см.Фронтон), плафони т. д.]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (см.Барельеф),высокие (см.Горельеф),углублённые и контррельефы.

По содержанию и функциям С. делится на монументально-декоративную, станковую и т. н. С. малых форм. Хотя эти разновидности С. развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная С. рассчитана на конкретное архитектурно-пространств. или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в обществ. местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах обществ. сооружений. Монументально-декоративная С. призвана конкретизировать архит. образ, дополнять выразительность архит. форм новыми оттенками (см.Синтез искусств).Способность монументально-декоративной С. решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произв., к-рые называют монументальными и к к-рым обычно относят гор.памятники, монументы, мемориальные сооружения.Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая С., прямо не связанная сархитектурой,носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её молено рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластин, языка С., её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистич. жанр). Станковой С. в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутр. миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. С. малых форм включает широкий круг произв., предназначенных преим. для жилого интерьера, и во многом смыкается сдекоративно-прикладным искусством.

К С. малых форм принадлежат также монеты и медали (см.Медальерное искусство)и геммы (см.Глиптика).

Назначение и содержание скульпт. произведения определяют характер его пластич. структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульпт. материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника С. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат длялепки,при этом наиболее употребит. инструментами служат проволочные кольца истеки.Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки (высекания) илирезьбы,удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки кам. блока применяются молоток (киянка) и набор металлич. инструментов(шпунт, скарпель, троянкаи др.), для обработки дерева - преим. фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произв. С. при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения С. в металле прибегают также к гальванопластике (см.Гальванотехника).В нерасплавленном виде металл для С. обрабатывается посредствомковкиичеканки.Для создания керамич. С. (см.Керамика)употребляются особые сорта глины, к-рая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в спец. печах. Цвет в С. встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная С. античности, ср. веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естеств. цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске,тонировке.Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромией С.

Схематически процесс создания скульпт. произведения можно расчленить на ряд этапов: лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры; изготовление каркаса для круглой С. или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево); работа на вращающемся станке (см.Станокв скульптуре) или вертикально укреплённом щите над моделью в заданном размере; превращение глиняной модели в гипсовую с помощью "чёрной" или "кусковой" формы; её перевод в твёрдый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния. Известны также произв. С., созданные из твёрдых материалов (мрамор, дерево) без предварит. лепки глиняного оригинала (т. н. техника taille directe, т. е. прямой рубки, требующая исключит. мастерства).

История развития скульптуры. Возникновение С., относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магич. верованиями. В палеолитич. стоянках, открытых во мн. странах(Монтеспанво Франции, Виллендорф в Австрии,МальтаиБуретьв Сов. Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульпт. изображения животных и женщин -прародительниц рода, к к-рым принадлежат и т. н. палеолитич. Венеры.

Ещё шире круг неолитических скульпт. памятников. Круглая С., обычно небольших размеров, резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на кам. пластинах и стенах пещер. С. часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качествеамулетов.Примером поздней неолитич. и энеолитической С. на терр. СССР являются трипольская керамич. пластика, крупные кам. изображения людей ("каменные бабы"), скульпт. украшения из бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной С. типична упрощённость форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластич.выразительностью. Дальнейшее развитие С. получила в период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологич. прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - скифские золотые рельефы, терракотовые головы культурыНок,типологически многообразная деревянная резная С. океанийцев.

В иск-ве рабовладельч. общества С. выделилась как особый род деятельности, имеющий специфич. задачи и своих мастеров. С. древневост. roc-в, к-рая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой обществ. иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова С. Др. Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с канонич. позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась С. других древневост. деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.

Иной, гуманистич. характер носит С. Др. Греции и отчасти Др. Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с антич. мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Др. Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этич. и эстетич. представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной С. периодаархаикиприходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии С.классики,выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. Реалистич. характер др.-греч. статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела. Сформулировать законы его пропорциональности на основе матем. расчётов попытался Поликлет в теоретич. соч. "Канон". В др.-греч. С. верность действительности, жизненная выразительность форм сочетаются с идеальной обобщённостью образа. В период эллинизма (см.Эллинистическая культура)гражданств. пафос и архитектонич. ясность классич. С. сменяются драматич. патетикой, бурными контрастами света и тени; образ обретает заметно большую степень индивидуализации. Реализм др.-рим. С. особенно полно раскрылся в иск-ве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествоват. сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме; илл. см. т. 1, стр. 73, т. 19, табл. VI, стр. 32-33).

Христианская религия как осн. форма миросозерцания во многом определила характер европ. С. ср. веков. Как необходимое звено С. входит в архит. ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонич. строя (см.Романский стиль).В иск-веготики,где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастич. существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, С. играет особенно заметную роль. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Др. Руси высокого уровня достигло иск-во рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). В ср. века С. получила широкое развитие в странах Ср. и Д. Востока; особенно велико мировое художеств. значение С. Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В 13-16 вв. зап.-европ. С., постепенно освобождаясь от религ.-мистич. содержания, переходит к более непосредств. изображению жизни. Раньше, чем в С. других стран, во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. новые, реалистич. тенденции проявились в С. Италии (Никколо Пизано и др. скульпторыПроторенессанса).В 15 -16 вв. итал. С., опираясь на антич. традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (см.Возрождение).Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др.). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем памятника в гор. ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронз. литья, чеканки, используется в С. техника майолики. Одной из вершин иск-ва Возрождения явились скульпт. произведения Микеланджело, полные титанич. мощи и напряжённого драматизма. Преимуществ. интерес к декоративным задачам отличает скульпторовманьеризма(Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия).

В С.бароккоренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжеств. пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: С. буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисл. парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители С. барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развиваетсяклассицизм(черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).

Принципы классицизма, заново осмысленные в эпохуПросвещения,сыграли важную роль в развитии зап.-европ. С. 2-й пол. 18-1-й трети 19 вв., в к-рой наряду с историч., мифологич. и аллегорич. темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Какова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).

В рус. С. с нач. 18 в. совершается переход от ср.-век. религ. форм к светским; развиваясь в русле общеевроп. стилей -барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражд. идеалов с осознанием новооткрытой пластич. красоты реального мира. Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новых историч. устремлений России стал пам. Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе (илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321). Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной С., деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й пол. 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв. складываетсяакадемич. школа рус. С., к-рую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотич. пафос, величавость и классич. ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для С. классицизма. В 1830-40-е гг. в рус. С. всё больше проступает стремление к историч. конкретности образа (Б. И. Орловский), к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Во 2-й пол. 19 в. в рус. и зап.-европ. С. находит отражение общий процесс демократизации иск-ва. Классицизму, к-рый теперь перерождается всалонное искусство,противостоит реалистич. движение (см.Реализм) сего открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам обществ. морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистич. рус. С. 2-й пол. 19 в. развивается под сильным влиянием живописипередвижников.Характерная для последних глубина размышлений над историч. судьбами родины отличает и скульпт. творчество М. М. Антокольского. В С. утверждаются сюжеты, взятые из совр. жизни, крест. тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере).

В реалистич. иск-ве 2-й пол. 19 в. уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной С. Другими его причинами были исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата С. возможности выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистич. связей С. с архитектурой, распространение натуралистич. течений. Попытки преодоления кризиса типичны для С. кон. 19 - нач. 20 вв. В поисках устойчивых духовных и эсте-тич. жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями(импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизми т. д.).

Мощное воздействие на все нац. школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистич. пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций рус. С. этого периода становится иск-во С. М. Волнухина, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художеств. язык С., повышается значение пластически-выразит. формы.

В условиях кризиса бурж. культуры в 20 в. развитие С. принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментамикубизма(А. П. Архипенко, А. Лоран),конструктивизма(Н. Габо, А. Певзнер),сюрреализма(X. Арп, А. Джакометти),абстрактного искусства(А. Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в С., нарывающие с нац. реалистич. традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к созданию декларативно антигуманистич. образов.

Модернистским течениям последовательно противостоит сов. С., развивающаяся по путисоциалистического реализма.Её становление неотделимо от ленинского планамонументальной пропаганды,на основе к-рого были созданы первые революц. памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произв. монументальной С. В памятниках, сооружённых в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320 -321, и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский,- в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, илл. см. т." 16, табл. IX, стр. 96, и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королёв,-в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер, илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные обществ. здания, станции метрополитена, всесоюзные и междунар. выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной; илл. см. т. 17, табл. XIII, стр. 144), ярко проявилось социалистич. миропонимание, реализовались принципы народности и партийности сов. иск-ва. Центральными в С. 20-30-х гг. становятся тема революции ("Октябрь" А. Т. Матвеева; илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49), образ участника революц. событий, строителя социализма. В станковой С. большое место занимают портрет ("Лениниана" Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца ("Булыжник -оружие пролетариата" И. Д. Шадра; илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49), воина ("Часовой" Л. В. Шервуда; илл. см. т. 22, табл. XXX, стр. 304-305), рабочего ("Металлург" Г. И. Мотовилова; илл. см. т. 17, стр. 62). Развивается анималистич. С. (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется С. малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, сов. патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).

Трагич. события и героич. свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в С. мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.). В 40-70-х гг. С. играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре обществ. зданий и комплексов, используется при создании градостроит. композиций, в к-рых наряду с многочисл. новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. 3. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой С., статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для С. малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать совр. интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластич. языка характерны для станковой С. 2-й пол. 50-70-х гг. Общими для многих нац. школ сов. С. являются стремление воплотить характер совр. человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и С. других социалистич. стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В зап.-европ. С. реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произв., проникнутых высоким гуманистич. пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.). С. передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт историч. и совр. события, в то время как представители различных модернистич. течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистич. экспериментов.

Илл. см. на вклейках, табл. XXV-XXVIII (стр. 544-545).

Лит.:Голубкина А. С., Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923 (переизд., М., 1963); Кепинов Г. И., Технология скульптуры, М., 1936; А р к и н Д. Е., Образы скульптуры, М., 1961; Л и б м а н М. Я., О скульптуре, М., 1962; Шмидт И. М., Беседы о скульпторе, М., 1963; Всеобщая история искусств, т. 1 - 6, М., 1956 -1966; История русского искусства, т. 1 - 13, М., 1953-69: Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpadagogischer Versuch, W., 1924; R о t s с h i 1 d L., Sculpture through the ages, N. Y.- L., [1942]; Rich J. C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musee imaginaire de la sculpture mondiale, [v. 1-3, P.], 1952-54; Read Н. Е., The art of sculpture, [N. Y., 1956], 2 ed., N. Y., 1961; Percy Н. М., New materials in sculpture, L., 1962; M i 1 1 s J. W., The technique of sculpture, L., [1965]; Chenev Sh., Sculpture of the world: a history, N. Y., [1968]; Rogers L. R., Sculpture, Oxf., 1969; В a-z i n G., The history of world sculpture, L., 1970; Tucker W., The language of sculpture, L., [1974]. См. также лит. при статьяхИскусство, Искусства пластинеские. М. Л. Нейман.




  1. скульптураизобразительное искусствоstrong объемныйstrong скульптура объемное художественное изображение натуры.скульптор. скульптурный.ваяние. ваятель. ваять. изваять.лепка. леп...Идеографический словарь русского языка
  2. скульптураlat.i sculpturaскульптура...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  3. скульптураСКУЛЬПТУРА см.также МУЗЕЙ Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Огюст Роден вслед за Микеланджело Предел достижения искусства намечаем только средствами искус...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. скульптураСкульптура...Белорусско-русский словарь
  5. скульптуралат. sculptura от sculpo высекаю вырезаю ваяние пластика греч. plastike от plasso леплю вид искусства основанный на принципе объмного физически трхмерного изображения п...Большая Советская энциклопедия II
  6. скульптураж. scultura скульптура из дерева scultura di legno Итальянорусский словарь. Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульпту...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. скульптураскульптура ж . произведение Skulptur f c Plastik f c . искусство Bildhauerkunst f Plastik fСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. скульптураж произведениеem Skulptur f Plastik f искусствоem Bildhauerkunst f Plastik f Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульпт...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. скульптураскульптураBildhauerkunstСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. скульптураж.escultura f...Большой русско-испанский словарь
  11. скульптурасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. скульптураж. sculpture skyltyr f...Большой русско-французский словарь
  13. скульптурамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  14. скульптураж.sculpture f бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика этюд...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. скульптуралат. sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяниепластика вид изобразительного искусства произведения которого имеютобъемную трехмерную форму и выполняются из твердых или...Большой энциклопедический словарь II
  16. скульптураСКУЛЬПТУРА лат. sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются и...Большой Энциклопедический словарь V
  17. скульптураи ж.i тлькиi одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твердих чи п...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  18. скульптурасамый древний вид изобразительного искусства Японии. Эпоха неолита существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры в японской науке получила наименование периода Дзм...Вся Япония
  19. скульптура[sculptura резьба ваяние] . В палеонтологии совокупность рельефных элементов покрывающих поверхность скелетных образований или оболочек организмов и создающих впечатлен...Геологическая энциклопедия
  20. скульптуравид изобразит. исква произв. крого имеют объемную пластич. или полупластич. форму рельефы и выполнены из мрамора бронзы обожж. глины терракота дерева слоновой кости янтар...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. скульптуравид изобразит. исква произв. крого имеют объемную пластич. или полупластич. форму рельефы и выполнены из мрамора бронзы обожж. глины терракота дерева слоновой кости янтар...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. скульптуравид изобразительного искусства произведения которого дают объемнопространственное изображение материальных предметов. Основными художественными средствами в скульптуре вы...Евразийская мудрость от А до Я
  23. скульптуралатинское sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются высекани...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. скульптуралат. вырезаю высекаю вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму. Как правило объект изображения скульптуры человек реже живот...История и теория культуры
  25. скульптураскульптура....Киргизско-русский словарь
  26. скульптураскульптура мрамор скульптура мраморная скульптура...Коми (зырянский)-русский словарь
  27. скульптураСкульптура sculptura ornamentatio effigia effigies Jovis Junonis Veneris saxea...Латинский словарь
  28. скульптураСКУЛЬПТУРА СТАТУЯ. .strong Вид образотворчого мистецтва антична скульптура твори скульптури.em .strong Твр цього виду мистецтва статуя бюст барельф тощо. ор.em ю. Скул...Літературне слововживання
  29. скульптураы ж.em Вид изобразительного искусства создание объемных изображений статуй бюстов барельефов и т. п. путем лепки высекания резания или отливки ваяние.Говоря о мраморе сл...Малый академический словарь
  30. скульптуралат. sculptura вырезаю высекаю вид изобразительного искусства основывающийся на создании объемных трехмерных изображений размещаемых в реальном пространстве. Скульптура...Мировая художественная культура. Словарь
  31. скульптуракорень СКУЛЬПТ суффикс УР окончание А Основа слова СКУЛЬПТУРВычисленный способ образования слова Суффиксальный СКУЛЬПТ УР А Слово Скульптура содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  32. скульптураНачальная форма Скульптура единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. скульптураскульптура ж. Искусство создания объемных или рельефных изображений статуй бюстов барельефов и т.п. путем лепки резьбы или отливки. Произведение такого вида искусства....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. скульптураскульптура скульптура ы...Орфографический словарь
  35. скульптураu жu мн.u скульптуры Р.u скульптур бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигу...Орфографический словарь русского языка
  36. скульптураскульптура менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  37. скульптурамсн...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  38. скульптураскульптура скульптуры скульптуры скульптур скульптуре скульптурам скульптуру скульптуры скульптурой скульптурою скульптурами скульптуре скульптурах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. скульптураОрфографическая запись слова скульптура Ударение в слове скульптура Деление слова на слоги перенос слова скульптура Фонетическая транскрипция слова скульптура [склптур] ...Полный фонетический разбор слов
  40. скульптураСкульптура ри р тури тур...Правописний словник Голоскевича
  41. скульптураSculptra ваятельное и резное искусство см.u Sculptores Скульпторы.Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика...Реальный словарь классических древностей
  42. скульптуралат. sculptura от sculpo высекаю вырезаю ваяние пластика греч. от леплю вид изобр. исква дающий объемнопространств. трехмерное изображение предметов как правило люд...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  43. скульптураскульптура ыСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластик...Русский орфографический словарь
  44. скульптураЖ . heykltralq . heykltralq sri heykllr....Русско-азербайджанский словарь
  45. скульптураскульптура ж.isculpture...Русско-английский словарь
  46. скульптураart...Русско-английский словарь по электронике
  47. скульптураsculpture...Русско-английский строительный словарь
  48. скульптураN...Русско-армянский словарь
  49. скульптураСкульптура...Русско-белорусский словарь
  50. скульптураскульптура жен.i...Русско-белорусский словарь II
  51. скульптураСкулптуuра ж...Русско-болгарский словарь
  52. скульптураискусство szobrszat статуя szobor произведениеem szobor искусствоem szobrszat Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскул...Русско-венгерский словарь
  53. скульптураскульптура ж искусство произведение...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  54. скульптураСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика этюд...Русско-ивритский словарь
  55. скульптураж. scultura f...Русско-итальянский политехнический словарь
  56. скульптура. ваяние мсн мсн нер. скульптурное произведение мсндк туынды. собир. мсн нер шыармаларыны жалпы атауы зал скульптуры мсн нер шыармаларыны залы...Русско-казахский словарь
  57. скульптурамсн...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  58. скульптураж. скульптура . жабыштыруу кес аюу жолу менен кркм нерсе жасоо чеберчилиги . скульптура чыгармалары....Русско-киргизский словарь
  59. скульптуравид искусстваem [] dios[sh] [] diok[sh] произведениеem diokpn diospn скульптурный портрет изваяниеem dioxing sxingСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика ...Русско-китайский словарь
  60. скульптураEykel...Русско-крымскотатарский словарь
  61. скульптураэйкель...Русско-крымскотатарский словарь II
  62. скульптураskulptra tlniecba skulptras. tli skulptra tls...Русско-латышский словарь
  63. скульптураУран баримал баримал барих...Русско-монгольский словарь
  64. скульптураж. вид искусства Bildhauerkunst f Plastik f произведение искусства Skulptur f Plastik f....Русско-немецкий словарь
  65. скульптураBildhauerei скульп.u Bildhauerkunst на постаментеem Bildsule произведениеem Bildwerk как искусство ваянияem Plastik Skulptur...Русско-немецкий словарь по искусству
  66. скульптураBeeldhouwkunst...Русско-нидерландский словарь
  67. скульптураplastikk skulptur billedhoggerarbeid бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фи...Русско-норвежский словарь
  68. скульптура...Русско-персидский словарь
  69. скульптураrzeba rzebiarstwo...Русско-польский словарь
  70. скульптуражescultura f бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика этюд...Русско-португальский словарь
  71. скульптураСкульптураmchoro mi sanamu uchongaji ед.em kinyago vi...Русско-суахили словарь
  72. скульптураскульптура айкалтарош санъати айкалтарош...Русско-таджикский словарь
  73. скульптураж скульптура сын...Русско-татарский словарь
  74. скульптураж heykel yontu живопись и скульптура resim ve heykel yontu произведениеem heykel Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроск...Русско-турецкий словарь
  75. скульптураheykel...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  76. скульптуратехн. скульптура Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопл...Русско-украинский политехнический словарь
  77. скульптураfem ksem скульпторkuvanveisto[taide] veistos veistokuva...Русско-финский словарь
  78. скульптураplastika socha sochaina sochastv...Русско-чешский словарь
  79. скульптураskulptur.strong skulptur...Русско-шведский словарь
  80. скульптура.strong kuju.strong raidkunst skulptuur...Русско-эстонский словарь
  81. скульптураСКУЛЬПТУРАЯ беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Огюст Роден вслед за Микеланджело Предел достижения искусства намечаем только средствами искусства иного. Всег...Сводная энциклопедия афоризмов
  82. скульптурагреч.em вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную пластич. или полупластич. форму рельефы и выполнены из мрамора бронзы обожж. глины терракота д...Словарь античности
  83. скульптураСКУЛЬПТУРА лат. от sckulpere вырезывать. Резьба ваяние искусство состоящее в произведении различных предметов статуй из подходящего материала. Словарь иностранных слов в...Словарь иностранных слов русского языка
  84. скульптуравырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов м...Словарь исторических терминов
  85. скульптураскульптура см. искусство...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  86. скульптурасм.uни фигаСинонимы бюст ваяние глиптика глиптография глифика изваяние искусство колаптика микроскульптура пластика родинамать скульптурка статуя торс фигура церопластика...Словарь русского арго
  87. скульптураскульптураСм. искусство....Словарь синонимов II
  88. скульптураскульптура См. искусство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. скульптура искусство изваяние торс ваяние ста...Словарь синонимов II
  89. скульптураскульптура искусство изваяние торс ваяние статуя фигура церопластика этюд микроскульптура скульптурка бюст пластика...Словарь синонимов
  90. скульптураИскусство создания объемных художественных произведений путем резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки.Ист. Ожегов sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние ...Словарь храмового зодчества
  91. скульптураскульптура ж. лат. . Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твердих чи...Словник іншомовних слів
  92. скульптураскульптура лат. sculptura . Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну форму виконуються з твердих або пластичних матералв. . Назва окремого художнього твору ц...Словник іншомовних слів Мельничука
  93. скульптураСКУЛЬПТУРАstrong вид образотворчого мистецтва ПЛАСТИКА скульптурне тривимрне зображення людини або тварини звичайно на повний зрст СКУЛЬПТУРАstrong ФГУРАstrong ПОСТАТЬstr...Словник синонімів української мови
  94. скульпту́раСКУЛЬПТУРА и ж. . тльки одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з тв...Словник української мови в 11 томах
  95. скульптураСКУЛЬПТУРА и ж. тльки одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твер...Словник української мови у 20 томах
  96. скульптураРзьбарство сницарство...Словник чужослів Павло Штепа
  97. скульптураСКУЛЬПТУРА латинское sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняют...Современная энциклопедия
  98. скульптураСКУЛЬПТУРА лат . sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются и...Современный энциклопедический словарь
  99. скульптуранереализованные мечты и желания застывшее чувство любовь. Оживает замыслы осуществляться возвращение старой любви....Сонник Странника
  100. скульптураскульптор скульптураваятель ваяние Ср.em Французское Общество литераторов затеяло поставить памятник Бальзаку этому великому писателю собрало на то деньги и дало заказ лу...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  101. скульптураскульптура [лат. sculpture] ваяние пластика один из видов пространственных искусств создающий объемные изображения вылепленные из мягкого материала глины воска высечен...Толковый словарь иностранных слов
  102. скульптураСКУЛЬПТУРА ы ас. . Искусство создания объемных художественныхпроизведений путем резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки.Заниматься скульптурой. . Произведение та...Толковый словарь Ожегова
  103. скульптураСКУЛЬПТУРА скульптуры ж. латин. sculptura резьба ваяние. . только ед. Искусство изготовления объемных или плоскостных выпуклых изображений статуй бюстов барельефов и т. ...Толковый словарь русского языка II
  104. скульптураскульптура скульптура ы ж. Искусство создания объмных художественных произведений путм резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки. Заниматься скульптурой. Произведе...Толковый словарь русского языка II
  105. скульптураСКУЛЬПТУРА ы ас. . Искусство создания объмных художественных произведений путм резьбы высекания лепки или отливки ковки чеканки. Заниматься скульптурой. . Произведение та...Толковый словарь русского языка
  106. скульптураи ж. тлькиem одн. Вид образотворчого мистецтва твори якого мають обмну або рельфну форму виконуються способом витсування виливання рзьблення лплення тощо з твердих чи п...Толковый словарь украинского языка
  107. скульптураУдарение в слове скульптураУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове скульптура...Ударение и правописание
  108. скульптураваяние скульптура...Украинско-русский политехнический словарь
  109. скульптураSculpture...Українсько-англійський словник
  110. скульптураразьба...Українсько-білоруський словник II
  111. скульптураРазьба...Українсько-білоруський словник II
  112. скульптураразьба...Українсько-білоруський словник
  113. скульптура...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  114. скульптураSkulptur...Українсько-датський словник
  115. скульптура...Українсько-китайський словник
  116. скульптураSkulptur...Українсько-норвезький словник
  117. скульптура[skulptura]posg rzeba...Українсько-польський словник
  118. скульптураи rzeba rzebiarstwo...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  119. скульптураSkulptur...Українсько-шведський словник
  120. скульптураRzeczownik скульптура f rzeba f rzebiarstwo n...Универсальный русско-польский словарь
  121. скульптураГалузь образотворчого мистецтва твори с. тримрн композиц виконан у рзних матералах камнь дерево метал гпс глина вск лак слонова кстка осн.em рзновиди кругла с. рельф з...Універсальний словник-енциклопедія
  122. скульптураскульптура скульптуры скульптуры скульптур скульптуре скульптурам скульптуру скульптуры скульптурой скульптурою скульптурами скульптуре скульптурах Источник Полная акцент...Формы слова
  123. скульптураСкульптура лат. sculptura от sculpo высекаю вырезаю ваяние пластика греч. plastika от plasso леплю вид изобразительного искусства основан на принципе объмного физически...Художественная энциклопедия
  124. скульптураУральск Урал Упасть Упак Ультра Уль Улус Улар Укус Укрут Украсть Турсук Турку Тур Тупак Тулуп Тулук Тула Тук Трус Труп Трас Трап Трал Трак Тау Таск Тальк Таль Суть Сутра ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  125. скульптураСкульптура скульптор i см. Ваяние....Энциклопедический словарь
  126. скульптураСкульптура см. Ваяние....Энциклопедический словарь
  127. скульптураIstrong скульпторem см. Ваяние.см. Ваяние....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  128. скульптураIstrong скульпторem см. Ваяние.см. Ваяние....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  129. скульптура[sculptura резьба ваяние] в палеонтологии совокупность различных выпуклых гребни кили валики ребра бугорки и т. д. и вогнутых желобки бороздки ямки и т. д. элементов по...Энциклопедия Большой научной библиотеки
  130. скульптураСкульптура лат.em sculptura от sculpo вырезаю высекаю ваяние пластика вид изобразительного искусства произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются...Энциклопедия культурологии
  131. скульптураот лат. scutpo высекаю вырезаю или ваяние пластика от греч. plastike лепка вид изобразительного искусства специфика крого в объемном претворении худож. формы в простр...Эстетика
  132. скульптураСкульптураstrong. Заимств. в XVII в. из лат. яз. где sculptura суф. производное от sculpere высекать вырезать. Ср. изваяние истукан....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  133. скульптураЭто слово называющее предмет искусства скульптора заимствовано из латыни где sculptura образовано от sculpere высекать вырезать....Этимологический словарь Крылова
  134. скульптураЗаимств. в XVII в. из лат. яз. где sculpturaem суф. производное от sculpereem высекать вырезать. Ср. изваяниеem истуканem.Синонимы бюст ваяние глиптика глиптография глиф...Этимологический словарь русского языка