Художественная энциклопедия

РОССИ

Ро́сси

(rossi) Карл Иванович (1775, Санкт-Петербург – 1849, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению, представитель стиляампир. Сын итальянской балерины Г. Росси, приглашённой дирекцией императорских театров в Санкт-Петербург. Большую часть жизни прожил в России. С 1796 г. был помощником В. Ф. Бренны на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1802—03 гг. учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Санкт-Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его императорского Величества» (1806), а с 1809 г. – Кремлёвской экспедиции в Москве. До 1815 г. работал как градостроитель в Бежецке, Кашине, Старице, Торжке, получил чин коллежского советника, возвратился в Санкт-Петербург, став в 1816 г. одним из учредителей и главных архитекторов Комитета строений и гидравлических работ.


К. И. Росси. Арка Главного штаба. 1819 г. Санкт-Петербург




К. И. Росси. Здания Сената и Синода. 1829—34 гг. Санкт-Петербург


Росси виртуозно решал все архитектурные задачи – от планировки крупнейших ансамблей до разработки в мельчайших деталях убранства интерьеров. При проектировании Михайловского замка сам разрабатывал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля. В 1809 г. обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери (архитектор М. Ф.Казаков). В 1815—26 гг. работал в Павловске над зданием библиотеки дворца, в 1818—22 гг.создал дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове в Санкт-Петербурге.
Славу Росси принесли его монументальные ансамбли в центре столицы, полностью преобразившие её облик. Грандиозный размах, ясность объёмно-пространственной композиции, разнообразие архитектурных решений сделали его ансамбли вершиной градостроительного искусства русского классицизма, выразили величие и могущество России, одержавшей победу над Наполеоном. В 1819 г. архитектор реконструировал Дворцовую площадь: два одинаковых дугообразных фасада здания Главного штаба и министерств он объединилтриумфальной аркойнад Морской улицей. При строительстве дворца для великого князя Михаила Павловича (1819—25; ныне – Государственный Русский музей) были проведены масштабные работы по реконструкции застроек между Невским проспектом и Марсовым полем. Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца к Невскому проспекту – главной магистрали города, спроектировав площадь (ныне – площадь Искусств), перепланировал окружение Марсова поля, куда был обращён другой фасад дворца. При перестройке Аничковой усадьбы (1816—18) архитектор полностью преобразил территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку. В 1828—34 гг. был построен Александринский театр, от заднего фасада которого начиналась Театральная улица (ныне улица Зодчего Росси), оформленная двумя однородными протяжёнными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами. В 1832 г. Росси ушёл в отставку, последний спроектированный им ансамбль зданий Сената и Синода был осуществлён в 1829—34 гг. архитектором А. Е. Штаубертом.
Триумфальный характер построек Росси, выразительность ордерных композиций, гармоничное сочетание архитектуры с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра) и по сей день во многом определяют облик Санкт-Петербурга.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  1. россиде Росси танцовщик придворного балета конца XVIII столетия француз по происхождению он приехал в Россию в году и был принят на службу в придворный балет го июля того же...Большая биографическая энциклопедия
  2. россиРОССИ Карл Иванович [. . Петербург . там же] русский архитектор представитель позднего классицизма. iРос в артистич. среде мать итал. балерина Г. Росси. С работал помощ...Большая советская энциклопедия
  3. россиРОССИ Rossi Эрнесто . Ливорно . Пескара итальянский актр. В начал сценич. деятельность в бродячей труппе Ливорно. Важную роль в художеств развитии Р. сыграл актр Г. Моде...Большая советская энциклопедия
  4. россиимя собств. сущ. муж. рода неизм.Росс власна назва мен. незмн....Большой русско-украинский словарь
  5. россиКарл Иванович российский архитектор. Создал рядмонументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующихархитектурный облик города Русский музей б. Михайл...Большой энциклопедический словарь II
  6. россиКарл Иванович русский архитектор представитель позднего классицизма. Расцвет творчества Росси начинается после его возвращения в г. в Петербург когда он создает целый ...Мировая художественная культура. Словарь
  7. россиРОССИ Карл Иванович архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Русский музей бывший Михайл...Русская энциклопедия
  8. россиРОССИ Карл Иванович российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Дворцовая площ...Современная энциклопедия
  9. россиРОССИ Карл Иванович российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Русский музей б....Современный энциклопедический словарь
  10. россиРОССИ Rossi Альдо р . итальянский архитектор и историк искусства. Редактор журнала Казабелла Casabella. Продолжил неорационалистическое направление в основе его архитекту...Современный энциклопедический словарь
  11. россиРОССИ Rossi Эрнесто итальянский актер. На сцене с . Выступал в трагедиях В. Альфьери У. Шекспира. Один из крупнейших представителей итальянской реалистической школы. Его...Современный энциклопедический словарь
  12. россиКарл Иванович российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Русский музей б. Миха...Строительный словарь
  13. россиФОРЕЛЯ ШКАЛА одна из шкал для оценки силы землетрясений. В этой шкале землетрясения разделяются по силе на следующие десять классов микроскопические колебания не ощутимы...Энциклопедия Большой научной библиотеки