Большая советская энциклопедия

РОССИ

РОССИКарл Иванович [18(29). 12.1775, Петербург,- 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднегоклассицизма.Рос в артистич. среде (мать - итал. балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником арх. В. Ф.Бренны,в 1802-03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (моек, постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809; илл. см. т. 11, стр. 208). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из гл. архитекторов Комитета для строений и гидравлич. работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроит. планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, к-рые во многом определили облик центр, частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагичом острове Р. осуществил стр-во величеств. Михайловского дворца (1819-25; ныне зданиеРусского музея)и торжественного ансамбля Михайловской площади (нынеИскусств площадь;план см. т. 10, стр. 465) и Михайловской ул. (ныне ул. Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (напр., Белый зал; илл. см. т. 10, табл. XVII, стр. 352- 353) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-29 Р. возвёл ансамбль Гл. штаба, смело решив трудную композиц. и планировочную задачу и создав триумфальный въезд наДворцовую площадь(илл. см. т. 7, стр. 595): Р. изменил направление Морской ул. (ныне ул. Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой (илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529). В 1816-34 Р. создал один из наиболее значит, ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (нынеЛенинградский академический театр драмыим. А. С. Пушкина; илл. см. т. 14, табл. XXV, стр. 320-321) и состоящий из Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси; илл. см. т. 12, стр. 272), Александрийской пл. (нынеОстровского площадь;план см. т. 2, стр. 299) и Чернышёва моста пл. (ныне пл. Ломоносова). Последним крупным сооружением - зданиями Сената и Синода (ныне Центр, ист. архив СССР) Р. в 1829-34 завершил формирование Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространств. композиции, разнообразием и органичностью решений, петерб. ансамбли Р. составили вершину градостроит. иск-ва рус. классицизма. Для творчества Р., одного из создателей рус. вариантаампира,характерны широта в охвате архит. задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармонич. сочетание архит. форм с аллегорич. скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С.Пименов,В. И.Демут-Малиновскийи др.), новаторские конструктивные приёмы (напр., металлич. перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотич. идеи величия России - победительницы в Отечеств, войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Гал. Отечеств, войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П.Стасовым).Градостроит. идеи Р., воплощённые им в величавых гор. ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру рус. классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архит. эклектики.

Лит.:Вейнерт Н., Росси, М.- Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского,Л.- М., 1946; П и-л я в с к и и В. И., Зодчий Росси, М.-Л., 1951.




  1. россиде Росси танцовщик придворного балета конца XVIII столетия француз по происхождению он приехал в Россию в году и был принят на службу в придворный балет го июля того же...Большая биографическая энциклопедия
  2. россиимя собств. сущ. муж. рода неизм.Росс власна назва мен. незмн....Большой русско-украинский словарь
  3. россиКарл Иванович российский архитектор. Создал рядмонументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующихархитектурный облик города Русский музей б. Михайл...Большой энциклопедический словарь II
  4. россиКарл Иванович русский архитектор представитель позднего классицизма. Расцвет творчества Росси начинается после его возвращения в г. в Петербург когда он создает целый ...Мировая художественная культура. Словарь
  5. россиРОССИ Карл Иванович архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Русский музей бывший Михайл...Русская энциклопедия
  6. россиРОССИ Карл Иванович российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Дворцовая площ...Современная энциклопедия
  7. россиРОССИ Карл Иванович российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Русский музей б....Современный энциклопедический словарь
  8. россиРОССИ Rossi Альдо р . итальянский архитектор и историк искусства. Редактор журнала Казабелла Casabella. Продолжил неорационалистическое направление в основе его архитекту...Современный энциклопедический словарь
  9. россиРОССИ Rossi Эрнесто итальянский актер. На сцене с . Выступал в трагедиях В. Альфьери У. Шекспира. Один из крупнейших представителей итальянской реалистической школы. Его...Современный энциклопедический словарь
  10. россиКарл Иванович российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в СанктПетербурге активно формирующих архитектурный облик города Русский музей б. Миха...Строительный словарь
  11. россиРоссиrossi Карл Иванович СанктПетербург там же русский архитектор итальянец по происхождению представитель стиля ампирem. Сын итальянской балерины Г. Росси приглашнной...Художественная энциклопедия
  12. россиФОРЕЛЯ ШКАЛА одна из шкал для оценки силы землетрясений. В этой шкале землетрясения разделяются по силе на следующие десять классов микроскопические колебания не ощутимы...Энциклопедия Большой научной библиотеки