Художественная энциклопедия

РИМ

Рим

Древний (лат. Roma), древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754/753 до н. э. и к середине III в. до н. э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем - крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие. районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Греции Древней, а также на местные древнеримские и этрусские (см.Этруски) традиции.

Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный, реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность. Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало - над отвлечённо философским.Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения государственной идеологии. В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, "варварских" племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

В древний период искусство на территории Рима развивалось в рамках средне-италийских археологических культур эпохи железа (культура Вилла-новы, 900-500 до н. э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором). В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (VIII-IV вв. до н. э.) римское зодчество заимствовало у этрусков зачатки регулярной осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек (трехчастная целла, подий, акцентировка главного фасада с помощью портика и лестницы) впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н. э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древнеримской живописи и декоративно-прикладного искусства. С началом греческой колонизации в VII-IV вв. до н. э. важную роль стали играть и древнегреческие традиции. Римляне восприняли у греков систему ордеров архитектурных, многие формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).

В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264-146 до н. э.) и поздней республики (III в. - первые 3 четверти I в. до н. э.) специфически римские рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов. Для широких градостроительных работ характерно применение прямоугольных, повторяющих план римских военных лагерей, композиционных схем, в основе которых лежат 2 пересекающиеся главные магистрали - "кардо" (с севера на юг) и "декуманус" (с востока на запад). По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях, II в. до н. э., и Риме, II-I вв. до н. э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре был распространён характерный для древнеримской области Лаций (ныне Лацио) тип дома с атрием, центром которого во II в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий об усилении тяги к природе в связи с урбанизацией общества. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью ("террасные" дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в. до н. э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II - первой половины I вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек; базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, III в. до н. э.). Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная конкретность, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II - начало I вв. до н. э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важное место занимала и монументально- декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей так называемого первого, или "инкрустационного", стиля (вторая половина II - начало I вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то в так называемом втором, или "архитектурно- перспективном", стиле (80-30-е гг. до н. э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архитектурным обрамлением пейзажа, жанровой или мифологической сцены. Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рациональную ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре - так называемом Колизее в Риме. В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I в. до н. э. - начале I в. н. э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. К середине I в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурной композиции (так называемый Золотой дом Нерона, 64-69, не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92, - оба в Риме). При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане - исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135).

В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов. Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры. Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, мрамор, XIII-IX до н. э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме, мрамор, 81) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, мрамор, около 111-114). В монументально-декоративной живописи до 63 преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл так называемый четвёртый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость композици- онного построения, свободная пластическая лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, вторая половина I в. н. э., так называемой Виллы Мистерий близ Помпеи, середина I в. до н. э.), сложность и пространственность архитектурных и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Рима, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со II в. распространилась также чёрно-белая каменная мозаика. В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, "краснолаковая" керамика с рельефным фигурным декором, стекло (в том числе расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др.

Для зодчества эпохи упадка империи (III-IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли древнеримские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы (206-217) и базилика Максенция (около 315) в Риме. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы. В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III-IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций. Среди художественных изделий III-IV вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженной духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.

Литература:ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, (2 изд.), т. 2, М., 1973; М. Кобылина, Искусство Древнего Рима, М.-Л., 1939; А. Чубова, Римская живопись. (Альбом, Л., 1966); Г. Соколов, Искусство Древнего Рима, М., 1971; его же, Римский скульптурный портрет III в. и художественная культура того времени, М., 1983.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
вечный город, город, город на семи холмах, столица


  1. римлат.u Roma город основанный как гласит легенда в г. до н.э. Ромулом и Ремом на левом берегу Тибра в км от Тирренского побережья на семи холмах Палатин Капитолий Авентин...Античный мир. Словарь-справочник
  2. римI.strong Город Р. был основан в г. до Р.Х. на берегах р. Тибр. Первонач. поселения располагались на холме Палатин впоследствии же были заселены и соседние холмы Капитол...Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. римстолица всемирной державы расположенный на берегу реки Тибра в Италии по преданию построен Ромулом около года до Р.Хр. Во времена своего расцвета он был раскинут на семи...Библейский энциклопедический словарь
  4. римМак. Деян. столица Римской империи город расположенный на берегах р. Тибра в расстоянии англ. миль от устья оной. По преданию Рим был основан Ромулом в до Р.Х. Город ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. римДеян. Деян. Деян. Деян. Деян. Рим. Тим. город в Италии на реке Тибр древняя столица великой римской империи Дан. влияние и владычество которой в модернизированно...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. римпевец в СПб. дававший концерты в г.ПоловцовСинонимы вечный город город город на семи холмах столица...Большая биографическая энциклопедия
  7. римРИМ Roma столица Италии гл. политический культурный значительный экономический центр страны один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов м...Большая советская энциклопедия
  8. римРИМ Древний лат. Roma город возникший согласно античному преданию в до н. э. из группы поселений к сер. в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский пов в дальнейшем ...Большая советская энциклопедия
  9. римгород Roma Итальянорусский словарь. Синонимы вечный город город город на семи холмах столица...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. римгородem Rom n s вечный город город город на семи холмах столица...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. римгородem Roma...Большой русско-испанский словарь
  12. римимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. римRome...Большой русско-французский словарь
  14. римБыть в Риме и не видеть папы.strong Книжн.em Не видеть самого главного гдел. в чмл. БМС .Синонимы вечный город город город на семи холмах столица...Большой словарь русских поговорок
  15. римвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  16. риммен. чол. родурымвд словаem римамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  17. римRome вечный город город город на семи холмах столица...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. римДревний Roma древнее государство. Согласно преданию город Римоснован братьями Ромулом и Ремом ок. до н. э. В преданияхупоминаются правивших в вв. царей. После изгнани...Большой энциклопедический словарь II
  19. римРим мсто держава...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  20. рима ч.i мор.i Металеве кльце прикрплене до болта у знач. або продте в його отвр. Кльце укрплене в стнц набережно для причалювання суден....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  21. римРим столица Италии. Город находится на р.em Тибр древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим итал. Roma. Предполагается что ...Географическая энциклопедия
  22. римРим а мсто у держава...Географічні та астрономічні назви в родовому відмінку
  23. римИТАЛИЯ Рим столица Италии административный центр провинции Рим и области Лацио расположен на реке Тибр в км от его впадения в Тирренское море. Это самый крупный в Итали...Города и столицы мира
  24. римдревний первонач. община в Др. Италии затем рабовлад. гор.госуд. полис подчинивший себе весь Аппенинский пов впослед. рабовлад. средиземноморская держава включ. значит....Древний мир. Энциклопедический словарь
  25. римРим столица Италии. Расположен на реке Тибр в км от его впадения в Тирренское море. В пределах города находится государство Ватикан. По преданию Рим основан около г. д...Исторический словарь
  26. римстолица Римского государства на реке Тибр в Лациуме основанная по преданию Ромулом в г. до н. э. Первоначально Рим былпостроен в форме квадрата. В древнейшую эпоху при Р...Краткий словарь античности
  27. римкорень РИМ нулевое окончаниеОснова слова РИМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой РИМ Слово Рим содержит следующие морфемы или части приставк...Морфемный разбор слова по составу
  28. римНачальная форма Рим винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. римRoma столица Италии один из древнейших культурных центров Европы. млн. жит. с пригородами млн. . Истоки муз. культуры восходят к Др. Риму см. Древнеримская музыка. В о...Музыкальная энциклопедия
  30. римГазель....Мусульманские женские имена
  31. римРим Rome город на р. Тибр столица Италии и епископство папы сердце Римской империи. Существует неск. легенд о его возникновении на семи холмах. Согласно одной из них вско...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  32. римРимstrong а м. Стар. Редк. Отч. Римович Римовна. Производные Рима Римуся Римуля. [По названию г. Рим лат. Roma.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  33. римРим Рим а также все дороги ведут в Рим...Орфографический словарь
  34. римРим менник чоловчого роду столиця тал Рим менник чоловчого роду держава ст....Орфографічний словник української мови
  35. римрим менник чоловчого роду металеве кльце...Орфографічний словник української мови
  36. римсм. Ром....Осетинско-русский словарь
  37. римРимМак. Деян. столица Римской империи город расположенный на берегах р. Тибра в расстоянии англ. миль от устья оной. По преданию Рим был основан Ромулом в до Р.Х. Гор...Полная популярная библейская энциклопедия
  38. римОрфографическая запись слова рим Ударение в слове Рим Деление слова на слоги перенос слова рим Фонетическая транскрипция слова рим [рим] Характеристика всех звуков р [р]...Полный фонетический разбор слов
  39. римРим му в м м.em римський ка ке...Правописний словник Голоскевича
  40. римБути в Рим а папи не видти.То стид для римокатолика бо ж папа е головоз римокатолицько церкви. Стид не видти так важно особи.Рим вдразу не збудували.Великого дла одним ра...Приповідки або українсько-народня філософія
  41. римRoma н. Roma главный город Римского государства по обоим берегам особенно по левому Тибра в Лациуме на расстоянии миль от моря. Местность где был основан и лежит Р. ниж...Реальный словарь классических древностей
  42. римВсе дороги все пути ведут в Рим.hУс шляхи ус дороги ведуть провадять стеляться до Рима в Рим ус стежки до Рима йдуть....Російсько-український словник сталих виразів
  43. римРим а также все дороги ведут в Римem Синонимы вечный город город город на семи холмах столица...Русский орфографический словарь
  44. римRome eo Romo...Русский-африкаанс словарь
  45. римРым...Русско-белорусский словарь
  46. римг.i Рым род.i Рыма муж.i...Русско-белорусский словарь II
  47. римRma вечный город город город на семи холмах столица...Русско-венгерский словарь
  48. римРим г....Русско-греческий словарь (Сальнов)
  49. римРим Синонимы вечный город город город на семи холмах столица...Русско-ивритский словарь
  50. римрим...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  51. римlumСинонимы вечный город город город на семи холмах столица...Русско-китайский словарь
  52. римRomaДревний Рим Qadimiy Roma...Русско-крымскотатарский словарь
  53. римРома Древний Рим Къадимий Рома...Русско-крымскотатарский словарь II
  54. римРом хот...Русско-монгольский словарь
  55. римстолица Италии Rom n....Русско-немецкий словарь
  56. римRom...Русско-немецкий словарь по искусству
  57. римRoma...Русско-нидерландский словарь
  58. римRoma вечный город город город на семи холмах столица...Русско-норвежский словарь
  59. римRzym...Русско-польский словарь
  60. римгеогр вечный город город город на семи холмах столица...Русско-португальский словарь
  61. римRum...Русско-суахили словарь
  62. римRooma...Русско-финский словарь
  63. римm...Русско-чешский словарь
  64. рим.strong Rom...Русско-шведский словарь
  65. римRom...Русско-шведский словарь II
  66. рим. лат.em Roma город основанный по преданию Ромулом согласно исчислению Варрона в до н. э. в нижнем течении р. Тибр приблизительно в км от устья. Раскопки обнаружили ос...Словарь античности
  67. римвечный город...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  68. римСтолица где обожают макароны...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  69. римдревнее государство. Согласно преданию город Р. основан братьями Ромулом и Ремом около гг. до н. э. В преданиях упоминаются правивших в VIIIVI вв. до н. э. царей. После...Словарь исторических терминов
  70. римРим а муж.em Стар.em редк.emОтч.strong Римович Римовна. Производныеstrong Рима Римуся Римуля. Происхождениеstrong По названию г. Рим лат.em Roma Словарь личных имн Рим Га...Словарь личных имен
  71. римНастоящее имя Камскийu Николай АндреевичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Катал. МОДП д...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  72. римРим вечный город город на семи холмах Словарь русских синонимов. Рим Вечный город Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Алекса...Словарь синонимов II
  73. римРим вечный город город на семи холмах...Словарь синонимов
  74. римРим Roma столица Италии. Расположен на холмистой равнине вулканического происхождения на обоих берегах р. Тибр в км от его впадения в Тирренское море. млн. жителей с пр...Словарь современных географических названий
  75. римh Римbig сущ.муж.неод.ед.i им. сперва ополчится на сих а Рим страшен царю едва твердому наРЗ. Рим рабствует и сила его оружияРЗ. пр. Армасил славный воин воспитанный в Р...Словарь языка Грибоедова
  76. римРИМ а ч. мор. Металеве кльце прикрплене до болта у знач. або продте в його отвр Кльце укрплене в стнц набережно для причалювання суден. Словник укрансько мови в тт. А...Словник української мови в 11 томах
  77. римРИМ а ч. мор.Металеве кльце прикрплене до болта у знач. або продте в його отвр Кльце укрплене в стнц набережно для причалювання суден....Словник української мови у 20 томах
  78. рим. Roma столица Италии политич. финанс. и культурный центр крупнейший в Италии транспортный узел центр междунар. туризма. В пределах города находится госво Ватикан. т. ж...Советская историческая энциклопедия
  79. римРИМ Древний древнее государство. Согласно преданию город Рим основан братьями Ромулом и Ремом около до нашей эры. В преданиях упоминаются правивших в вв. царей. Посл...Современная энциклопедия
  80. римРИМ Roma столица Италии административный центр пров. Рим и обл. Лацио на р. Тибр. Один из древнейших городов мира получивший название вечный город. млн. жителей . Крупн...Современный энциклопедический словарь
  81. римРИМ Древний Roma древнее государство. Согласно преданию город Рим основан братьями Ромулом и Ремом ок. до н. э. В преданиях упоминаются правивших в вв. царей. После из...Современный энциклопедический словарь
  82. римRomeRoma столица Италии стоит на р.Тибр в км от моря жителей . Это назв. употребляется и для обозначения древн. Римской республики и империи а также для Римской католи...Страны и города мира. Словарь
  83. рима ч. мор. Металеве кльце прикрплене до болта у знач. або продте в його отвр. Кльце укрплене в стнц набережно для причалювання суден....Толковый словарь украинского языка
  84. римУдарение в слове РимУдарение падает на букву и...Ударение и правописание
  85. римтехн. рым...Украинско-русский политехнический словарь
  86. римгеогр. н. м.Rome столиця тал...Українсько-англійський словник
  87. рим[rym]...Українсько-польський словник
  88. римRzym...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  89. римRome...Українсько-французький словник
  90. римRzeczownik Рим Rzym...Универсальный русско-польский словарь
  91. римСтолиця тал адмнстративний центр обл. Лацо у центр.em частин Апенннського пвостр. над р. Тибр млнem. мшк.em з передмстями млнem гол.em центр католицизму мсце паломницт...Універсальний словник-енциклопедія
  92. римстолиця тал адмнстративний центр обл. Лацо у центр. частин Апенннського пвостр. над р. Тибр млн. мшк. з передмстями млн гол. центр католицизму мсце паломництва католик...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  93. римРим Мир...Электронный словарь анаграмм русского языка
  94. римРим столица Италии административный центр области Лацио и Римской провинции резиденция высшего понтифика Римскокатолической церкви. Известен также как вечный город к кот...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  95. римРим столица Италии административный центр области Лацио и Римской провинции резиденция высшего понтифика Римскокатолической церкви. Известен также как вечный город к кот...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  96. римRome .strong e вторжение галлов Первая осада Рима галлами под командованием Бренна состоялась в до Р. X. Поскольку жители не пытались защищаться город был захвачен и сож...Энциклопедия битв мировой истории
  97. римРИМстолица Италии административный центр области Лацио и Римской провинции резиденция высшего понтифика Римскокатолической церкви. Известен также как вечный город к котор...Энциклопедия Кольера II
  98. римРимRoma. Столица римского государства на реке Тибр в Лациуме основанная по преданию Ромулом в г. до Р. X. Первоначально Рим был построен в форме квадрата. В древнейшую э...Энциклопедия мифологии
  99. римримский римлянин укр. Рим др.русск. ст.слав. Римъ Супр. болг. Рим сербохорв. Рим род. п. Рима римски риманин чеш. Rim rimsky слвц. Rim rimsky польск. Rzym rzymski.Наиболе...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  100. римРим римский римлянин укр. Рим др.русск. ст.слав. Римъ Супр. болг. Рим сербохорв. Рим род. п. Рима римски риманин чеш. Rim rimsky слвц. Rim rimsky польск. Rzym rzymski.На...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)