Художественная энциклопедия

МОДЕРН

Модерн

стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "ар нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, "югендстиль" (Jugendstil) в Германии, "сецессион" (Sezession) в Австрии, "либерти" (Liberty) в Италии и др. "Модерн" сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения противоречий капитализма. Социальная природа "модерна" коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве "модерна", с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой - искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека - от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители "модерна" (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко "модерн" выразился в архитектуре частных домов - особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым в архитектуре "модерн" был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В "модерн" было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность "модерна" заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм. Фасады зданий "модерна" обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А.Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Некоторые архитекторы "модерна" предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции).

В отличие от эклектизма XIX в., формально заимствовавшего отдельные детали исторических и национальных стилей, "модерн" путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве "модерна" был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства "модерна". В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского "модерна" - Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы "Четверо" во главе с Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Для "модерна" характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера "модерна". В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Для живописи "модерна" характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистичной осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии. В произведениях П. Гогена и художников группы "Наби" во Франции, Г. Климта в Австрии, Ф. Кнопфа в Бельгии, Э. Мунка в Норвегии, в меньшей степени М. А. Врубеля, членов "Мира искусства" в России стилистика "модерна" часто используется для воплощения тем и мотивов, характерных для символизма. Скульптура "модерна" (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Особенно широкое распространение получил "модерн" в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша, Хофмана, И. А. Фомина. Развитие декоративного искусства "модерна" на раннем этапе отчасти было связано с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противо- поставлялись капиталистической индустрии (прообраз их - мастерские Морриса, 1861, и "Выставочное общество искусств и ремёсел", 1888, в Великобритании; "Объединённые художественно-ремесленные мастерские", 1897, и "Немецкие мастерские художественных ремёсел", 1899, в Германии; мастерские в Абрамцеве, 1882, и Талашкине, около 1900, в России).

Большое развитие в "модерне" получила графика, ведущими представителями которой были англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк; в России А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Графика "модерна" была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи "модерна" ("Revue blanche", основан в 1891, Париж; "The Studio", основан в 1893, Лондон; "The Yellow Book", основан в 1894, Лондон; "Jugend", основан в 1896, Мюнхен; "Ver sacrum", основан в 1898, Вена; "Мир искусства").

Литература:Русская художественная культура конца XIX - начала XX в., кн. 2, 4, М., 1969-80; В. В. Кириллов, Архитектура русского модерна, М., 1979; Е. И. Кириченко, Модерн. К вопросу об истоках и типологии, сб.: Советское искусствознание '78, (в.) 1, М., 1979; Д. Сарабьянов, К определению стиля модерн, там же, (в.) 2, М., 1979; Schmutzler R., The art nouveau, L., 1978; Madsen S. T., Jugendstil, Mьnch., 1967; Hofstдtter H., Die Geschichte der europдishen Jugendstilmalerei, 3 Aufl., Kцln, 1969, Champigneulle B., L'art nouveau, P, 1972.




Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902 - 1906.




Ф. Ходлер. "День". 1898 - 1900. Художественный музей. Берн.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
моде́рн
(франц. moderne – новейший, современный), принятое в России название стилевого направления в европейском и американском искусстве кон. 19—нач. 20 в. (во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти» и др.). Модерн был тесно связан с поэтикойсимволизма. Стиль проявился прежде всего в зодчестве и прикладных видах искусства (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия,плакат, книжная и журнальная графика). Ища вдохновения в мире чудес и сказочных фантазий, мастера модерна направили творческую энергию в те сферы, которые раньше не были затронуты высоким искусством, и прежде всего в создание самых будничных, повседневных предметов обихода. Для них не существовало мелочей; предметы быта перестали восприниматься только как утилитарные, превратившись в такой же объект эстетического восприятия, как картины и скульптуры. Художники стремились пересоздать по законам красоты всю жизненную среду человека: от ложки, пуговицы, дверной ручки до интерьера и архитектурного облика здания в целом. Поэтому, несмотря на свою недолговечность (всего 15–20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоёв общества.


Г. Обрист. «Цикламен» («Удар бича»). Вышивка. 1895 г.


Теоретический фундамент модерна был заложен в Англии трудами Дж. Рёскина и У. Морриса, выдвинувшими утопическую идею преобразования жизни по законам красоты. Эта идея была с воодушевлением воспринята деятелями культуры разных стран (О.Редон, М. Дени, М. Клингер, Ф. Ходлер, М. А.Врубель, В. Э.Борисов-Мусатов, художники объединения «Мир искусства»). Созданная У. Моррисом фирма «Моррис и Ко» (1861), а затем мастерские «искусств и ремёсел» начали производить предметы в стиле модерн. Выполненные вручную выдающимися художниками уникальные изделия должны были противостоять обезличенной массовой фабричной продукции. Благодаря издававшемуся У. Моррисом журналу «The Studio» деятельность мастерских обрела мировую известность и стала образцом для подражания. Вскоре подобные предприятия возникли в Германии (в Дармштадте) и в России (вАбрамцевоиТалашкино). Способствовали популяризации модерна и повсеместно издававшиеся журналы по искусству (в России – «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др.). Декоративно-прикладное творчество заняло главенствующие позиции и оказывало влияние на другие виды искусства (Э. Галле, А. ван де Вельде, Р. Лалик, Ч. Макинтош, Л. Тиффани, С. В.Малютин, В. М.Васнецов, А. Я.Головин, Е. Д. Поленова; изделия фирмы Фаберже). Именно в это время возник сам термин «декоративно-прикладное искусство». Небывалый подъём переживали плакат, книжная и журнальная иллюстрация (А.Муха, А. деТулуз-Лотрек, О.Бёрдсли, И. Я.Билибин, А. Н.Бенуа, Е. Е.Лансере).


Дж. Уистлер. «Павлинья комната». 1876—77 гг. Художественная галерея Фриера. Вашингтон




Ф. О. Шехтель. Ярославский вокзал. Фасад. 1902—04 гг. Москва


Модерн претендовал на роль наследника всех художественных традиций прошлых эпох, не только Европы, но и Древнего Востока, Африки, Японии. Однако, в отличие от представителейэклектики, мастера модерна не копировали образцы искусства прошлого, а черпали в них мотивы и художественные приёмы, которые подвергались свободной интерпретации и становились органичным элементом современного искусства. Синтез всего предшествующего эстетического опыта значительно обогатил художественный язык модерна.


Г. Климт. «Бетховенский фриз». 1902 г. Австрийская галерея. Вена. Фрагмент


Для модерна характерно обилие и разнообразиеорнаментови стремление превратить природные формы в узор. Любимыми орнаментальными мотивами были волна, цветок, узор павлиньего хвоста, изгиб лебединой шеи и т. п. В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей (панно К. А.Коровинадля выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886, и Париже, 1900). Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая всё изображение неотрывная линия (т. н. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковёр с вышивкой в виде цикламена Г. Обриста, 1895; графика О. Бёрдсли, декор в зданиях В.Ортаи Г. Гимара). О. Рёскин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов.








Л. Гайар, Р. Лалик. Украшения. Кон. 1890-х – нач. 1900-х гг.


В архитектуре возникли новые типы сооружений: вокзалы (Ярославский вокзал в Москве, архитектор Ф. О.Шехтель, 1902—04); доходные многоэтажные дома (Каса Мила в Барселоне, архитектор А.Гауди, 1906—10; жилой дом в Париже, архитектор О. Перре, 1903); выставочные помещения (Зал в Дармштадте, 1908; Венский Сецессион, 1899; оба – архитектор Й. Ольбрих); большие магазины («Инновасьон» в Брюсселе, 1901, архитектор В. Орта; торговый дом кампании «Зингер» в Санкт-Петербурге, 1901—04, архитектор П. Ю. Сюзор). Для зодчества модерна характерна асимметричная композиция, в которой соединяются разные по формам и масштабам объёмы; применение новых конструкций и материалов (в том числе металлических каркасов). В декоре фасадов используются гнутые железные полосы,витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер; гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно Врубеля и Головина, 1899–1903, архитектор В. Ф. Валькот). Новая тема в архитектуре модерна – жилой дом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимый по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох. В 1901 г. в Дармштадте состоялся конкурс на проект дома «любителя искусств», в котором победили английские архитекторы Чарльз Макинтош и Бейли Скотт. Подобные дома многие художники строили для себя (Ф. Штук, А. ван де Вельде, Ф. О. Шехтель). Большой известностью пользовался дом У. Морриса. В Москве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова (1911—13), который был признан лучшей современной городской постройкой. Интерьер со всеми деталями обстановки, вплоть до оконных рам и дверных ручек, стал рассматриваться как целостное художественное произведение («Павлинья комната» в Лондоне, 1877; проект Т. Джекилля, оформление Дж. Уистлера). Яркими образцами синтеза искусств стали Театр Елисейских полей (1911—13; архитекторы братья О. и Г. Перре), дом З. Г. Морозовой в Москве (1896, архитектор Ф. О. Шехтель).


У. Моррис. «Музицирующий ангел». Витраж. 1882 г.




О. Бёрдсли. Иллюстрация к книге Т. Мэлори «Смерть короля Артура». 1893—94 гг.




А. Муха. «Медея». Афиша театра «Ренессанс». 1898 г.




Р. Ларш. «Танцовщица Лои Фуллер». Бронза. Ок. 1900 г.


В скульптуре образы становятся более условными и отвлечёнными. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя (О.Роден, А. Майоль, А. Бурдель, А. С.Голубкина). Значительно чаще стали использовать дерево и керамику («Лесная серия» С. Т.Конёнкова, 1907). Мастера модерна часто прибегали к окраске скульптуры. Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки А. Майоля, О. Родена, майоликовые изделия Врубеля и фарфоровые статуэтки К. А.Сомова).
В живописи предвестниками модерна были П.Гогени А. де Тулуз-Лотрек. На стилистику модерна оказало влияние японское искусство: характерная для него асимметрия, уплощённость пространства, особое значение пауз и пустот. Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, М. А. Врубеля, мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России. Для их произведений характерны графичность, отточенность линии, узорно-орнаментальные композиции, локальные пятна цвета, отказ от передачи глубины пространства и световоздушной среды. Картины, изображавшие подчёркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративныепанно(триптих П. Боннара «Средиземное море»). Исчезло разделение видов и жанров искусства на высокие и низкие. Разочарование в позитивизме в философии иреализмев живописи привели к изменению круга сюжетов и тем. Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» В. А.Серова; цикл панно «История Психеи» М. Дени). Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное (М. А. Врубель). Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» Ф. А.Малявина, «Крик» Э.Мунка, 1893). Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы А. де Тулуз-Лотрека, К. Ван-Донгена, тема Демона у Врубеля). Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» О. Бёрдсли, «Юдифь» Г.Климта). Расцвет переживаеттеатрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства».
В рамках модерна существовало много разных направлений. Одним из них был неоромантизм, стремившийся возродить стили прошлых эпох. В России в рамках неоромантизма существовали «неорусский стиль» (В. М. Васнецов, С. В. Малютин, Н. К.Рерих, А. Я. Головин и др.) инеоготика. В последние годы господства модерна на первое место выдвинулось направление «неоклассицизм».
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
ар нуво, модернизм, сецессион, стиль, югендстиль


Антонимы:
старомодность, устарелость


  1. модернстиль преобладавший в архитектуре и декоративном искусстве Европы с х годов до Первой мировой войны который во Франции и Британии назывался арнуво в Германии югендстиль в...Архитектурный словарь
  2. модернМОДЕРН стиль модерн франц. moderne новейший современный одно из названий стилевого направления в европ. и амер. искве кон. нач. вв. В Бельгии Великобритании и США оно ...Большая советская энциклопедия
  3. модернМодерн стиль модерн франц. moderne новейший современный одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца начала вв. В Бельгии Велик...Большая Советская энциклопедия II
  4. модернм. иск. stile moderno stile liberty разг. все что современно и модно moderno Итальянорусский словарь. Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы ста...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. модернм иск. Moderne f стиль начала векаem Jugendstil m Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. модернмодерн м иск. . Moderne f . стиль начала в. Jugendstil m Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. модерниск. м.em modernismo mзыка модеuрн msica de ltima hora прил. неизм.стиль модеuрн estilo moderno...Большой русско-испанский словарь
  8. модернсущ. муж. родамодерн уem...Большой русско-украинский словарь
  9. модернстиль модерн style m moderne moderne m...Большой русско-французский словарь
  10. модернmodernity новое время или связанные с ним идеи и стили. В общеисторическом смысле модерн начинается со средневековья и Ренессанса и касается замены традиционного обществ...Большой толковый социологический словарь
  11. модернвся совокупность условий жизни созданных в ходе экономической политической философской научной религиозной и культурной эволюции начавшейся в Европе с эпохи Нового врем...Большой толковый социологический словарь II
  12. модернстиль модерн style m moderne moderne m ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. модернфранц. moderne новейший современный направление в искусстве кон. нач. вв. Представители М. стремясь создать новый стиль свободный от историч. заимствований прибегали...Большой энциклопедический политехнический словарь
  14. модернфранц. moderne новейший современный ар нувоюгендстиль стилевое направление в европейском и американском искусствекон. нач. вв. Представители модерна использовали нов...Большой энциклопедический словарь II
  15. модернМОДЕРН франц. moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. нач. вв. Представители модерна использ...Большой Энциклопедический словарь V
  16. модерну ч.i Декадентський напрямок у мистецтв й лтератур кнця початку ст. модернзм у знач. . невдм. Стиль характерний для декадентського напрямку в мистецтв. невдм. прикм....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  17. модернвся совокупность условий жизни созданных в ходе экономической политической философской научной религиозной и культурной эволюции начавшейся в Европе с эпохи Нового врем...Глоссарий по социологии ВГУЭиС
  18. модернмодерн у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  19. "модерн"французское moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве конца начала вв. Представители модерна в архит...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. модернМОДЕРН moderne adj. . Современный нынешнийem. Сей человек своим плавным с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. . М.И. Козловский. Мастера иск. ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  21. модернфранц. moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве в конце XIX нач. XX в. Представители модерна противо...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  22. модерннем. die Moderne фр. Modernite современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа вв. в русле двух основных версий I По Хабер...История философии
  23. модернфр. modeme современный Стилевая эпоха в евроамериканском искусстве рубежа XIXXX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России во Франции это явление обозначалось ...Лексикон нонклассики
  24. модерна м.em Направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца начала в. противопоставлявшее себя искусству прошлого.В русской архитектуре модерн част...Малый академический словарь
  25. модернфр. Modern современный русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. Идейной основой модерна стал неоромантизм ...Мировая художественная культура. Словарь
  26. модернкорень МОДЕРН нулевое окончаниеОснова слова МОДЕРНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МОДЕРН Слово Модерн содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  27. модернНачальная форма Модерн винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. модернДом Миндовского на Поварской улице.Москва.модерн стиль в архитектуре конца XIX начале XX вв. стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствов...Москва (энциклопедия)
  29. модернмодерн . м. Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. начала XX в. противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к констру...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. модернмодерн модерн а и неизм....Орфографический словарь
  31. модернIstrong неизм. относящийся к направлению в искусствеIIstrongu мu направление в искусстве конца XIX начала XX вв. то что современно модно. ар нуво модернизм сецессион сти...Орфографический словарь русского языка
  32. модернмодерн менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  33. модернмодерн...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. модернмодерн...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. модернмодерн модерны модерна модернов модерну модернам модерн модерны модерном модернами модерне модернах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. модернОрфографическая запись слова модерн Ударение в слове модерн Деление слова на слоги перенос слова модерн Фонетическая транскрипция слова модерн [мадэрн] Характеристика вс...Полный фонетический разбор слов
  37. модернмодерний на не модерн ну. Стиль дерн стильмодерн модерний стиль лит. и худож. школа модерна школа модерна ни. [Якуб Кадр письменник з турецько модерни Крим.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  38. модернМОДЕРН франц. moderne новейший современный эпоха в культуре и искве Европы и Америки кон. нач. в. Считается что возникновение стиля связано с основанием обва Искусст...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  39. модернмодерн а и неизм. Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русский орфографический словарь
  40. модернПрич. modern yeni masir XIX srin axrlarna v XX srin vvllrin aid slub haqqnda bax модернизм....Русско-азербайджанский словарь
  41. модернмодерн м.imodernist style...Русско-английский словарь
  42. модернмодерн м. modernist style the modern....Русско-английский словарь II
  43. модернМадэрн...Русско-белорусский словарь
  44. модернмадэрн нескл. муж.i...Русско-белорусский словарь II
  45. модернгостиница в стиле модерн. модерн стилндег она й...Русско-казахский словарь
  46. модернмодерн...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  47. модернмодерн...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  48. модернmdngстиль модерн ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русско-китайский словарь
  49. модернmoderns...Русско-латышский словарь
  50. модернмestilo moderno modernismo m ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русско-португальский словарь
  51. модернМодернaina ya kisasa kabisa...Русско-суахили словарь
  52. модернм см. модернизм танцы модерн modern dans ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русско-турецкий словарь
  53. модернmoderna...Русско-чешский словарь
  54. модерн.strong juugendstiil.strong madernne modern moekas moodne...Русско-эстонский словарь
  55. модерн. модерн [дэ\] неизмem. в стиле модерн. модерн а [дэ\] архитектура модернаСинонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русское словесное ударение
  56. модернМодерн франц. moderne новейший современный стиль в искусстве конца XIX начала XX вв. сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая еди...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  57. модернот фр. moderne современный принятое в новейшей разноязычной гуманитарной литературе наименование эпохи Современности [Мельвиль А.Ю. Политология Учебник. М. МГИМО МИД Р...Сводный словарь по политологии
  58. модернот фр. moderne новейший современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX в. Мир форм модерна символизировал дух своего времени. Идейнофилос...Символы, знаки, эмблемы
  59. модернстаромодностьустарелостьСинонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Словарь антонимов
  60. модернМОДЕРН фр. moderne. Вт новом современном вкусе. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. МОДЕРН [фр. moderne] новейший современный. сти...Словарь иностранных слов русского языка
  61. модернстиль искусства гг. включающий в себя несколько различных направлений составляющих период не менее важный чем эпоха Возрождения XVI в. Художники М. своей дерзостью ломал...Словарь исторических терминов
  62. модернMODERN нем. die Moderne фр. Modernitй современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа вв. в русле двух основных версий I...Словарь постмодернизма
  63. модернмодерн югендстиль ар нуво сецессион модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ. колво синонимов ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Словарь синон...Словарь синонимов II
  64. модернмодерн югендстиль ар нуво сецессион модернизм...Словарь синонимов
  65. модернМодерн архитектурный стиль конца XIX начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых техникоконструктивных средств. Модерн характерен свободной планировк...Словарь строителя
  66. модернмодерн ч. фр. . Напрям у мистецтв лтератур кнця початку ст. для якого характерн манрнсть стилзаторство й символка модернзм. . Стиль характерний для цього напряму....Словник іншомовних слів
  67. модернмодерн вд франц. moderne новтнй сучасний занепадницький напрям у буржуазному мистецтв кнця поч. ст. для якого характерн манрнсть стилзаторство й символка....Словник іншомовних слів Мельничука
  68. моде́рнМОДЕРН у ч. . Декадентський напрямок у буржуазному мистецтв лтератур кнця XIX початку XX ст. модернзм у знач. невдм. Стиль характерний для декадентського напрямку в м...Словник української мови в 11 томах
  69. модернМОДЕРН у ч. Стиль у вропейському мистецтв кнця XIX початку XX ст. який притиставляв себе стилям мистецтва минуло епохи.Зос вн [Даромир] пояснював що таке мпресонзм абстр...Словник української мови у 20 томах
  70. модернМОДЕРН франц . moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. нач. вв. Представители модерна использ...Современный энциклопедический словарь
  71. модернMODERNITY Термин описывающий характерные черты современных модерных обществ. Значительная часть социологических работ предполагает существование отчетливых различий между...Социологический словарь
  72. модернАрхитектурный стиль конца XIX начала XX вв. появившийся благодаря применению новых техникоконструктивных средств. Характерен свободной планировкой что создает подчеркнут...Строительный словарь
  73. модернмодрн [lt фр. moderne современный] стиль в европейском искусстве конца нач. вв. противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во й половине в. н...Толковый словарь иностранных слов
  74. модернМОДЕРН [дэ]. . а м. Направление в изобразительном идекоративноприкладном искусстве конца начала в.противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся кконструкт...Толковый словарь Ожегова
  75. модернМОДЕРН в знач. неизмен. прил. фр. moderne книжн. Новый современный об упадочных стилях конца и начала в. см. модернизм. Стиль модерн. Мебель в стиле модерн....Толковый словарь русского языка II
  76. модернмодерн модерн дэ . а м. Направление в изобразительном и декоративноприкладном искусстве конца начала в. противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к кон...Толковый словарь русского языка II
  77. модернМОДЕРН [дэ]. . а м. Направление в изобразительном и декоративноприкладном искусстве конца начала в. противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к констр...Толковый словарь русского языка
  78. модерну ч. Декадентський напрямок у мистецтв й лтератур кнця початку ст. модернзм у знач. невдм. Стиль характерний для декадентського напрямку в мистецтв. невдм. прикм. ...Толковый словарь украинского языка
  79. модернМОДЕРН архитектурный стиль конца XIX начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых техникоконструктивных средств. Модерн характерен свободной планировк...Толковый строительно-архитектурный словарь
  80. модернУдарение в слове модернУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове модерн...Ударение и правописание
  81. модернModernстиль модерн modern style...Українсько-англійський словник
  82. модерн[modern]modern wspczesny...Українсько-польський словник
  83. модернRzeczownik модерн m modernistyczny modern...Универсальный русско-польский словарь
  84. модернфр. moderne современный современность исторический период начавшийся с эпохи Просвещения XVIIXVIII вв. то же что Новое время....Философия политики
  85. модернсоциальнокультурная ситуация для которой характерны конструктивизм как искусственное создание культурных метадискурсов человеческого социального бытия унификация символов...Философский глоссарий
  86. модернМОДЕРН вд франц. moderne найновший сучасний одна з епох вропейсько стор а саме вропейський Новий час яка стала з часв молодогегельянцв найважлившою темою флософського ...Філософський енциклопедичний словник
  87. модерн. модерн модерны модерна модернов модерну модернам модерн модерны модерном модернами модерне модернах . модерн Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня...Формы слова
  88. модернтермин описывающий специфические черты современных обществ. Модерн как эпоха выделяется с точки зрения экономики политики культуры и социальных отношений. Общество модерн...Экономическая социология. Курс лекций
  89. модернОнер Орден Орн Рем Одр Одер Норд Номер Рено Ном Нер Немо Нед Мор Род Модерн Мерно Менд Мед Ром Ромен Дон Домен Дом Ден Демон Рон Дер Дерн Днем Дно Домер Дорн Дрен Дром Мо...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. модернМодерн фр. modeme современный Стилевая эпоха в евроамериканском искусстве рубежа XIXXX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России во Франции это явление обозна...Энциклопедия культурологии
  91. модернфранц.u moderne новейший современный .strong Одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве в том числе и в одежде появившаяся в конце XIX...Энциклопедия моды и одежды
  92. модернфр. moderne совр. новый рус. наименование стиля в европ. и амер. искве конца XIX начала XX в. соответственно ар нувово Франции и Великобритании югендстиль в Германии ...Эстетика