Большая советская энциклопедия

МОДЕРН

"МОДЕРН",стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европ. и амер. иск-ве кон. 19 -нач. 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как "новое иск-во" (Art Nouveau), в Германии - "югенд-стиль" (Jugendstil), в Австрии - "стиль Сецессиона" (Sezessionstil), в Италии -"стиль Либерти" ("stile Liberty"), в Испании - "модернизм" (modernismo). "M." возник в условиях кризиса бурж. культуры как один из видов неоромантич. протеста против антиэстетичности бурж. образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика "М." развивала идеисимволизмаи эстетизма, "философии жизни" Ф.Ницше."М.", по мысли ряда его теоретиков (бельгиец X. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У.Морриса),должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространств, и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза иск-в, новых, нетрадиционных форм и приёмов, совр. материалов и конструкций. Наиболее последовательно "М." осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе "М.", стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торг, здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. "М." пытался преодолеть характерное для бурж. культуры 19 в. противоречие между художеств, и утилитарным началами, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей художеств, целого. Стремление изменить иск-вом мир в рамках капиталистич. общества было глубоко утопичным. Практически же "М." явился первым относительно цельным стилем художеств, оформления различных сфер бурж. быта.

"М." противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение к-рой - одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления "М." (рубеж 19 -20 вв.) отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и нар. иск-ву. Для этого этапа характерно возникновение художеств.-ремесленных мастерских (прообразами их были мастерские русского Севера". Журнал "Мир искусства". 1904.

"Модерн". Графика. Слева- Я. Т о р о п. Рекламный плакат. Цветная литография. Около 1897. В центре-И. X о ф м а н. Виньетка для журнала "Вер сакрум". 1898. Справа - И. Я.

Б и л и б и н. Титульный лист к статье "Народное творчество

У. Морриса, 1861, и "Выставочное общество искусств и ремёсел", 1888, в Великобритании), часто противопоставлявших себя капиталистич. индустрии: "Объединённые художественно-ремесленные мастерские" (1897) и "Немецкие мастерские художественных ремёсел" (1899) в Германии; "Венские мастерские" (1903) в Австрии; мастерские вАбрамцеве(1882) и Талашкине (ок. 1900) в России. Зрелый "М." (кон. 1900-х и 1910-е гг.) приобрёл черты интернац. стиля, основанного на применении принципиально новых художеств, форм. Быстрому распространению "М." способствовали журналы "Revue blanche" (1891, Париж), "The Studio" (1893, Лондон), "The Yellow Book" (1894, Лондон), "Jugend" (1896, Мюнхен), "Deutsche Kunst und Dekora-tion" (1897, Дармштадт), "Ver Sacrum" (1898, Вена), "Mup искусства"(1898/99, Петербург).

В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отд. деталей ист. и нац. стилей "М." хотел возродить дух стилевого единства художеств, организмов, присущий ср.-век. или нар. иск-ву, общность и взаимовлияние всех видов иск-ва. Это предопределило появление нового типа художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика. Идея синтетич., цельного произведения иск-ва (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы к-рых отличаются ритмич. согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно.

Архитектура "М." была первым шагом в архит. развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художеств, начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит, и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы "М." восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто, индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архит. форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и X. К. ван де Велде в Бельгии, ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистич. тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И. Хофмана, И. Оль-бриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Нек-рые архитекторы нач. 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции).

"Модерн". Декоративно-прикладное искусство. 1. В. О р т а. Паркет в особняке Сольве в Брюсселе (фрагмент). 1895 -1900. 2. Э. Г и м а р. Ограда станции метрополитена в Париже. Кованое железо, роспись. Около 1900.

X. К. ван де Велде. Столовая. 1906.

Осн. средством выражения в стиле "М." является орнамент, к-рый не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах белы, архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растит, узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архит. плоскости, активизируют пространство. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символич. смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.

У астеров венского "М."- И. Хофмана, И. Ольбриха,- в работах шотл. группы "Четверо" во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый откав от подражания историч. стилям, художники "М." использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованные растит, узоры эгей-ского иск-ва и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.

Для "М." характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм иск-ва. Орнамент "М.", во всех видах иск-ва структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, иск-во книги достигли в этот период высокого подъёма. Среди ведущих графиков "М.": англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Э. Мунк, в России - А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера плаката - французы А. Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. В живописи и скульптуре "М.", неразрывно связанный с символизмом, стремился создать самостоятельную художеств, систему, но был вместе с тем своего рода переходом от традиц. форм 19 в. к условному языку новейших европ. течений. В этом важным импульсом послужила деятельность т. н. понт-авенской школы во главе с П.Гогеном.Картины и панно "М." рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из гл. качеств живописи "М.". Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульпт. чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. Врубель в России). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей ("набы" во Франции, Л. С. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией (Врубель, Бенуа). Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) и для произв. декоративно-прикладного иск-ва, уподобляющихся феноменам природы с их органич. внутр. силами (керамич. и жел. изделия А. Гауди; металлич. ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиф-фани в США, мебель X. ван де Велде); тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Ч. Р. Макинтоша, И. Хофмана, И. А. Фомина.

Илл. см. на вклейке, табл. XXV, XXVI (стр. 408-409).

Лит.:История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969; Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-1907), кн. 2, М., 1969; Борнео-в а Е. А., Каждая Т. П., Русская архитектура конца XIX - начала XX века, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, т. 10, М., 1972; Кириченко Е., О закономерностях развития архитектуры, "Архитектура СССР", 1973, № 12; L e n n i n g Н. F., The Art Nouveau, Den Haag, 1951; S с h m u t z-1 e r R., Art Nouveau, N. Y., [1962]; Н о f-statter H. Die Geschichte der europa-ischen Jugendstilmalerei, Koln, [19631; Mad sen S. Т., Jugendstil, Munch., 1967.Т.Н. Володина.




  1. модернстиль преобладавший в архитектуре и декоративном искусстве Европы с х годов до Первой мировой войны который во Франции и Британии назывался арнуво в Германии югендстиль в...Архитектурный словарь
  2. модернМодерн стиль модерн франц. moderne новейший современный одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца начала вв. В Бельгии Велик...Большая Советская энциклопедия II
  3. модернм. иск. stile moderno stile liberty разг. все что современно и модно moderno Итальянорусский словарь. Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы ста...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. модернм иск. Moderne f стиль начала векаem Jugendstil m Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. модернмодерн м иск. . Moderne f . стиль начала в. Jugendstil m Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. модерниск. м.em modernismo mзыка модеuрн msica de ltima hora прил. неизм.стиль модеuрн estilo moderno...Большой русско-испанский словарь
  7. модернсущ. муж. родамодерн уem...Большой русско-украинский словарь
  8. модернстиль модерн style m moderne moderne m...Большой русско-французский словарь
  9. модернmodernity новое время или связанные с ним идеи и стили. В общеисторическом смысле модерн начинается со средневековья и Ренессанса и касается замены традиционного обществ...Большой толковый социологический словарь
  10. модернвся совокупность условий жизни созданных в ходе экономической политической философской научной религиозной и культурной эволюции начавшейся в Европе с эпохи Нового врем...Большой толковый социологический словарь II
  11. модернстиль модерн style m moderne moderne m ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. модернфранц. moderne новейший современный направление в искусстве кон. нач. вв. Представители М. стремясь создать новый стиль свободный от историч. заимствований прибегали...Большой энциклопедический политехнический словарь
  13. модернфранц. moderne новейший современный ар нувоюгендстиль стилевое направление в европейском и американском искусствекон. нач. вв. Представители модерна использовали нов...Большой энциклопедический словарь II
  14. модернМОДЕРН франц. moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. нач. вв. Представители модерна использ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. модерну ч.i Декадентський напрямок у мистецтв й лтератур кнця початку ст. модернзм у знач. . невдм. Стиль характерний для декадентського напрямку в мистецтв. невдм. прикм....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. модернвся совокупность условий жизни созданных в ходе экономической политической философской научной религиозной и культурной эволюции начавшейся в Европе с эпохи Нового врем...Глоссарий по социологии ВГУЭиС
  17. модернмодерн у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  18. "модерн"французское moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве конца начала вв. Представители модерна в архит...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  19. модернМОДЕРН moderne adj. . Современный нынешнийem. Сей человек своим плавным с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. . М.И. Козловский. Мастера иск. ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. модернфранц. moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве в конце XIX нач. XX в. Представители модерна противо...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  21. модерннем. die Moderne фр. Modernite современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа вв. в русле двух основных версий I По Хабер...История философии
  22. модернфр. modeme современный Стилевая эпоха в евроамериканском искусстве рубежа XIXXX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России во Франции это явление обозначалось ...Лексикон нонклассики
  23. модерна м.em Направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца начала в. противопоставлявшее себя искусству прошлого.В русской архитектуре модерн част...Малый академический словарь
  24. модернфр. Modern современный русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. Идейной основой модерна стал неоромантизм ...Мировая художественная культура. Словарь
  25. модернкорень МОДЕРН нулевое окончаниеОснова слова МОДЕРНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МОДЕРН Слово Модерн содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  26. модернНачальная форма Модерн винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. модернДом Миндовского на Поварской улице.Москва.модерн стиль в архитектуре конца XIX начале XX вв. стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствов...Москва (энциклопедия)
  28. модернмодерн . м. Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. начала XX в. противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к констру...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. модернмодерн модерн а и неизм....Орфографический словарь
  30. модернIstrong неизм. относящийся к направлению в искусствеIIstrongu мu направление в искусстве конца XIX начала XX вв. то что современно модно. ар нуво модернизм сецессион сти...Орфографический словарь русского языка
  31. модернмодерн менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  32. модернмодерн...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  33. модернмодерн...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. модернмодерн модерны модерна модернов модерну модернам модерн модерны модерном модернами модерне модернах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. модернОрфографическая запись слова модерн Ударение в слове модерн Деление слова на слоги перенос слова модерн Фонетическая транскрипция слова модерн [мадэрн] Характеристика вс...Полный фонетический разбор слов
  36. модернмодерний на не модерн ну. Стиль дерн стильмодерн модерний стиль лит. и худож. школа модерна школа модерна ни. [Якуб Кадр письменник з турецько модерни Крим.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  37. модернМОДЕРН франц. moderne новейший современный эпоха в культуре и искве Европы и Америки кон. нач. в. Считается что возникновение стиля связано с основанием обва Искусст...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  38. модернмодерн а и неизм. Синонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русский орфографический словарь
  39. модернПрич. modern yeni masir XIX srin axrlarna v XX srin vvllrin aid slub haqqnda bax модернизм....Русско-азербайджанский словарь
  40. модернмодерн м.imodernist style...Русско-английский словарь
  41. модернмодерн м. modernist style the modern....Русско-английский словарь II
  42. модернМадэрн...Русско-белорусский словарь
  43. модернмадэрн нескл. муж.i...Русско-белорусский словарь II
  44. модернгостиница в стиле модерн. модерн стилндег она й...Русско-казахский словарь
  45. модернмодерн...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  46. модернмодерн...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  47. модернmdngстиль модерн ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русско-китайский словарь
  48. модернmoderns...Русско-латышский словарь
  49. модернмestilo moderno modernismo m ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русско-португальский словарь
  50. модернМодернaina ya kisasa kabisa...Русско-суахили словарь
  51. модернм см. модернизм танцы модерн modern dans ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русско-турецкий словарь
  52. модернmoderna...Русско-чешский словарь
  53. модерн.strong juugendstiil.strong madernne modern moekas moodne...Русско-эстонский словарь
  54. модерн. модерн [дэ\] неизмem. в стиле модерн. модерн а [дэ\] архитектура модернаСинонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Русское словесное ударение
  55. модернМодерн франц. moderne новейший современный стиль в искусстве конца XIX начала XX вв. сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая еди...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  56. модернот фр. moderne современный принятое в новейшей разноязычной гуманитарной литературе наименование эпохи Современности [Мельвиль А.Ю. Политология Учебник. М. МГИМО МИД Р...Сводный словарь по политологии
  57. модернот фр. moderne новейший современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX в. Мир форм модерна символизировал дух своего времени. Идейнофилос...Символы, знаки, эмблемы
  58. модернстаромодностьустарелостьСинонимы ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Антонимы старомодность устарелость...Словарь антонимов
  59. модернМОДЕРН фр. moderne. Вт новом современном вкусе. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. МОДЕРН [фр. moderne] новейший современный. сти...Словарь иностранных слов русского языка
  60. модернстиль искусства гг. включающий в себя несколько различных направлений составляющих период не менее важный чем эпоха Возрождения XVI в. Художники М. своей дерзостью ломал...Словарь исторических терминов
  61. модернMODERN нем. die Moderne фр. Modernitй современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа вв. в русле двух основных версий I...Словарь постмодернизма
  62. модернмодерн югендстиль ар нуво сецессион модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ. колво синонимов ар нуво модернизм сецессион стиль югендстиль Словарь синон...Словарь синонимов II
  63. модернмодерн югендстиль ар нуво сецессион модернизм...Словарь синонимов
  64. модернМодерн архитектурный стиль конца XIX начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых техникоконструктивных средств. Модерн характерен свободной планировк...Словарь строителя
  65. модернмодерн ч. фр. . Напрям у мистецтв лтератур кнця початку ст. для якого характерн манрнсть стилзаторство й символка модернзм. . Стиль характерний для цього напряму....Словник іншомовних слів
  66. модернмодерн вд франц. moderne новтнй сучасний занепадницький напрям у буржуазному мистецтв кнця поч. ст. для якого характерн манрнсть стилзаторство й символка....Словник іншомовних слів Мельничука
  67. моде́рнМОДЕРН у ч. . Декадентський напрямок у буржуазному мистецтв лтератур кнця XIX початку XX ст. модернзм у знач. невдм. Стиль характерний для декадентського напрямку в м...Словник української мови в 11 томах
  68. модернМОДЕРН у ч. Стиль у вропейському мистецтв кнця XIX початку XX ст. який притиставляв себе стилям мистецтва минуло епохи.Зос вн [Даромир] пояснював що таке мпресонзм абстр...Словник української мови у 20 томах
  69. модернМОДЕРН франц . moderne новейший современный ар нуво югендстиль стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. нач. вв. Представители модерна использ...Современный энциклопедический словарь
  70. модернMODERNITY Термин описывающий характерные черты современных модерных обществ. Значительная часть социологических работ предполагает существование отчетливых различий между...Социологический словарь
  71. модернАрхитектурный стиль конца XIX начала XX вв. появившийся благодаря применению новых техникоконструктивных средств. Характерен свободной планировкой что создает подчеркнут...Строительный словарь
  72. модернмодрн [lt фр. moderne современный] стиль в европейском искусстве конца нач. вв. противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во й половине в. н...Толковый словарь иностранных слов
  73. модернМОДЕРН [дэ]. . а м. Направление в изобразительном идекоративноприкладном искусстве конца начала в.противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся кконструкт...Толковый словарь Ожегова
  74. модернМОДЕРН в знач. неизмен. прил. фр. moderne книжн. Новый современный об упадочных стилях конца и начала в. см. модернизм. Стиль модерн. Мебель в стиле модерн....Толковый словарь русского языка II
  75. модернмодерн модерн дэ . а м. Направление в изобразительном и декоративноприкладном искусстве конца начала в. противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к кон...Толковый словарь русского языка II
  76. модернМОДЕРН [дэ]. . а м. Направление в изобразительном и декоративноприкладном искусстве конца начала в. противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к констр...Толковый словарь русского языка
  77. модерну ч. Декадентський напрямок у мистецтв й лтератур кнця початку ст. модернзм у знач. невдм. Стиль характерний для декадентського напрямку в мистецтв. невдм. прикм. ...Толковый словарь украинского языка
  78. модернМОДЕРН архитектурный стиль конца XIX начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых техникоконструктивных средств. Модерн характерен свободной планировк...Толковый строительно-архитектурный словарь
  79. модернУдарение в слове модернУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове модерн...Ударение и правописание
  80. модернModernстиль модерн modern style...Українсько-англійський словник
  81. модерн[modern]modern wspczesny...Українсько-польський словник
  82. модернRzeczownik модерн m modernistyczny modern...Универсальный русско-польский словарь
  83. модернфр. moderne современный современность исторический период начавшийся с эпохи Просвещения XVIIXVIII вв. то же что Новое время....Философия политики
  84. модернсоциальнокультурная ситуация для которой характерны конструктивизм как искусственное создание культурных метадискурсов человеческого социального бытия унификация символов...Философский глоссарий
  85. модернМОДЕРН вд франц. moderne найновший сучасний одна з епох вропейсько стор а саме вропейський Новий час яка стала з часв молодогегельянцв найважлившою темою флософського ...Філософський енциклопедичний словник
  86. модерн. модерн модерны модерна модернов модерну модернам модерн модерны модерном модернами модерне модернах . модерн Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня...Формы слова
  87. модернМодерн стиль модерн франц. moderne новейший современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия с...Художественная энциклопедия
  88. модернтермин описывающий специфические черты современных обществ. Модерн как эпоха выделяется с точки зрения экономики политики культуры и социальных отношений. Общество модерн...Экономическая социология. Курс лекций
  89. модернОнер Орден Орн Рем Одр Одер Норд Номер Рено Ном Нер Немо Нед Мор Род Модерн Мерно Менд Мед Ром Ромен Дон Домен Дом Ден Демон Рон Дер Дерн Днем Дно Домер Дорн Дрен Дром Мо...Электронный словарь анаграмм русского языка
  90. модернМодерн фр. modeme современный Стилевая эпоха в евроамериканском искусстве рубежа XIXXX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России во Франции это явление обозна...Энциклопедия культурологии
  91. модернфранц.u moderne новейший современный .strong Одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве в том числе и в одежде появившаяся в конце XIX...Энциклопедия моды и одежды
  92. модернфр. moderne совр. новый рус. наименование стиля в европ. и амер. искве конца XIX начала XX в. соответственно ар нувово Франции и Великобритании югендстиль в Германии ...Эстетика