Художественная энциклопедия

КЕРАМИКА

Керамика

(греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамика составляет обширную область декоративно-прикладного искусства и монументального искусства: пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы. Керамика - распространённый вид строительных и декоративных материалов (кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, плитки для полов, архитектурные детали).

Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали изображения людей и животных, известные ещё в палеолите (фигурки из Дольни-Вестонице, Чехия, 27-е тысячелетие до н. э.). К позднему палеолиту относятся и первые попытки обжига глин (рельефные изображения животных в пещере Тюк-д'Одубер, Франция). Широко обжиг глин, изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите. Освоение керамики - первого созданного человеком материала - происходило независимо друг от друга в разных частях Земли. Первоначально посуду лепили от руки. Сосуды были толстостенные, преимущественно открытых форм, конусовидные, остродонные или со скруглённым дном; их ставили в углубление между камнями очага или вкапывали в песок. Позднее появились сосуды с плоским дном, что свидетельствовало об изменениях быта в связи с переходом к оседлому образу жизни. В эпоху неолита керамика обрела разнообразие форм; стенки сосудов покрывались орнаментом, имевшим важное эстетическое и культовое значение. Благодаря чёткости и устойчивости видов орнаментики керамика служит основой определения многочисленных археологических культур, например, шнуровая ("дзёмон"; на территории Японии, 8-4-е тысячелетия до н.э.), линейно-ленточная (на территории Чехии, Венгрии, Румынии, с 5-го тысячелетия до н. э.), ямочно-гребенчатач (угро-финны; на лесной территории от восточной Скандинавии до Прибайкалья, конец 4 - 3-е тысячелетие до н. э.). Гравированные линейный и точечный, штампованный геометрический и налепной рельефный узоры достигли значительного разнообразия. Богатством узоров отмечена и расписная керамика (геометрические, зооморфные и антропоморфные мотивы на сосудах самаррской культуры в Средней Месопотамии, 6-е тысячелетие до н. э., хварской культуры на острове Хвар в Хорватии, конец 3-го тысячелетия до н. э., центров Эгейского мира, 7-е - начало 3-го тысячелетия до н. э.). Строгая декоративность была присуща лощёным сосудам (красных, коричневых тонов - из Хаджилара в Турции, 6-е тысячелетие до н. э., чёрным - из эгейских центров, 7-е - начало 3-го тысячелетия до н. э.), а также покрытым блестящей протолаковой краской (в посёлках материковой Греции). Распространение получила мелкая пластика: значительным художественным явлением стало изготовление женских статуэток (см.Коропластика) в искусстве Эгейского мира (7-е - начало 3-го тысячелетия до н. э.), развивавшееся от условных, схематичных форм к приближённым к натуре, обобщённым. С периода энеолита керамика стала использоваться и как строительный материал. Трипольской культуре (на территории между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем, 4-3-е тысячелетия до н. э.) принадлежат глинобитные дома, нижняя часть стен которых подвергалась тщательному обжигу, а фасады расписывались жёлтой и красной красками. Увеличилось количество типов сосудов. Трипольская керамика представлена грушевидными сосудами, сосудами с округлым туловом и высоким венчиком, сдвоенными биноклевидными ритуальными кубками; в декоре преобладал спирально-меандровый орнамент, подчас включавший силуэтные изображения животных и человека. Мелкая пластика трипольской культуры - фигурки животных и женщин, покрытые точечными наколками, символическими росписями. Для культуры Яншао (Китай; 4-3-е тысячелетия до н. э.) характерны остродонные кувшины, чаши и миски с полихромным орнаментом, иногда с зоо- и антропоморфными мотивами. К культуре колоколовидных кубков (на территории Южной и Центральной Европы, Великобритании; 3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды в виде перевёрнутого колокола с оттиснутыми ленточным и штриховым узорами.

В эпоху бронзы, со сложением ранних классовых обществ, в государствах Двуречья, а также Эламе, Египте выделились специалисты-ремесленники, пользовавшиеся гончарным кругом (сосуды из некрополя Суз, 3-е тысячелетие до н. э., плавные по очертаниям, с выделенными краями горла, украшенные геометризованными изображениями животных), впервые парадная посуда стала покрываться цветной глазурью, возникли утончённые по формам изделия из фаянса (Египет, 2-е тысячелетие до н. э.). В отделке зданий (первоначально из сырцового кирпича, а позже, в 3-м тысячелетии до н. э., - обожжённого) применялась разноцветная терракотовая мозаика (колонны и полуколонны "Красного здания" в Уруке, конец 4-го тысячелетия до н. э.), рельефы из глазурованных кирпичей (Ворота Иштар в Вавилоне, VI в. до н. э.). К Хараппской цивилизации (середина 3-го тысячелетия - XVII-XVI вв. до н. э.), процветавшей в долине Инда, относятся лощёные сосуды, близкие по форме посуде Двуречья, а также кирпичные плитки для мощения полов, терракотовые статуэтки. В Китае в эпоху Луншань (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) на гончарном круге изготовлялись тонкостенные чернолощёные сосуды строгих пропорций (треножник "ли", котелок "дин", кружки, бокалы на высокой ножке и т. д.), во второй половине 2-го - 1-м тысячелетии до н. э, - глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачественной белой глины - каолина.

Богатейшая расписная керамика (сосуды, статуэтки, рельефы) характерна для эгейского искусства. Важное место в истории керамики занимает керамика Древней Греции, оказавшая большое влияние на керамику многих народов. В Древней Греции были выработаны разнообразные типы сосудов (амфора, арибалл, гидрия, киаф, килик, лекиф, скифос и т. д.), изящно и чётко профилированные, украшенные чернолаковой и краснолаковой росписью на мифологические и бытовые темы (см.Вазопись). Широкую известность получили совершенные по пластике терракотовые статуэтки (в Танагре); художественная выразительность была присуща терракотовым лепным и расписным архитектурным деталям (карнизы, акротерии и др.). Для искусства керамики этрусков характерны погребальные урны-"канопы" со скульптурными изображениями умерших, вазы-"буккеро" чёрного или красного цвета (часто имитирующие металл) с гравированными или рельефными украшениями. В Древнем Риме были распространены сосуды из цветной поливной керамики, украшенные рельефом; развивалось производство кирпича, служившего для сооружения сложных, в т. ч. сводчатых, строительных конструкций. Традициям римской керамики следовало керамическое производство Византии. С IX в. под влиянием Ближнего Востока здесь распространились сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. В строительстве широко применялся обожженный кирпич - плинфа, керамические поливные архитектурные детали.

В феодальную эпоху ведущую роль в керамическом производстве играли страны Востока. В Китае с IV-V вв. изготовлялись фаянсовые изделия, а в VI-VII вв. в результате длительного совершенствования технологии возник фарфор (центры производства - Синчжоу (современный Синститутай), Лунцюань, с XIV в. один из основных центров производства фарфора - Цзиндэчжэнь). Китайская керамика (посуда, вазы, скульптура, монументальные облицовки, архитектурные детали, глазурованная черепица) благодаря техническому и художественному совершенству, беспримерному богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамическое производство. С X в. всемирную известность получили фарфоровые изделия Кореи. Под влиянием Кореи и Китая развивалась керамика в Японии: в IV-VI вв. до н. э. распространилась погребальная полая внутри глиняная скульптура ("ханива"), с XIII в. появились вазы, чаши с высококачественными глазурованными покрытиями, со второй половины XIV в. с развитием чайной церемонии - сосуды из пористой тяжёлой керамической массы (центры - Сето (современный Айти), Карацу (современный Сага)), с конца XVI в. изготовлялись изделия из фарфора (Арита (современный Сига)). В средневековой Средней Азии, Иране, Азербайджане, Турции, арабских странах развилась архитектурная керамика: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая полихромная плиточная и мозаичная облицовка зданий. К лучшим образцам таких видов архитектурной отделки относится декор зданий Самарканда, Бухары XIV-XV вв. Здесь же создавалась превосходная керамическая утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром - фаянс иранского г. Рея XIII в. и испано-мавританская майолика XIII-XV вв.

Искусство керамики индейцев Америки (не знавшее гончарного круга до появления в начале XVI в. европейцев) пережило расцвет в VII-XV вв.: терракотовые статуэтки майя, фигурные сосуды и маски ацтеков, разнообразные по форме (в т. ч. "лицевые") расписные сосуды инков.

В Древней Руси уже в X в. на гончарном круге выполнялись сосуды различных форм (чаши, ковши, корчаги и т. д.), украшенные резным линейным и штампов, геометрическим декором, а с XI в. - росписью с применением глазури и эмали; распространились покрытые цветной глазурью облицовочные плитки, из которых составлялись сложные орнаменты; для возведения монументальных построек использовалась плинфа.

В Западной Европе керамическое производство стало вновь интенсивно развиваться с эпохи Возрождения. Под некоторым влиянием испано-мавританская Керамика в Италии в конце XIV-XVII вв. развивалось искусство майолики, в которой сюжетная роспись стала впервые в Европе после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамическая скульптура получила монументальный характер (в гг. Фаэнца, Дерута, Губбио, Урбино; скульптура семьи Роббиа). Итальянская майолика оказала заметное влияние на майолику Германии XV в. (в Нюрнберге и других городах), где, однако, уже с XIV в. стали изготовлять сосуды из каменной массы, изразцы, а также на майолику Франции XVI-XVIII вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с производством фаянса. Широкую известность получили французские тончайшие фаянсовые сосуды г. Сен-Поршер, а также т. н. сельские глины - покрытые цветными поливами декоративные блюда мастерской Б. Палисси. В Голландии в XVII-XVIII вв. создавались фаянсовые расписные изразцы (в гг. Роттердам, Гауда), знаменитая посуда - т. н. делфтский фаянс (собственно майолика; в г. Делфт), испытавшая влияние дальневосточной керамики.

На Руси после упадка, вызванного монголо-татарским нашествием, производство керамики возродилось к XIV-XV вв. В бытовой керамике с XVI в. применялись "морение" (копчение) и лощение, а с XVII в. (преимущественно на флягах) появились геометрическая орнаментация, плоскорельефные изображения; некоторые сосуды (в т. ч. кумганы) воспроизводили металлические формы. В XVIII в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться майоликовая посуда с росписью по сырой эмали (фабрика А. К. Гребенщикова в Москве, основана в 1724). Основными строительными материалами были кирпич, черепица, плитки; уже в XVI в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный "государев большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутренних помещений делали рельефные изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - "муравленые" и полихромные - "ценинные"), В XVII в. известны работавшие в Москве белорусские мастера Пётр Заборский, Степан Полубес и др. Производство изразцов было налажено также в Ярославле и других городах. С XVIII в. рельефные изразцы были вытеснены гладкими с сюжетной росписью.

Подлинным переворотом в истории европейской керамики стало изобретение в начале XVIII в. в Германии Ф. И. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) фарфора. В XVIII-XIX вв. функционировали крупные фарфоровый завод в Майсене (см.Майсенский фарфор), мануфактуры в Вене, Севре (см.Севрский фарфор) и др. В XVIII в. фарфор как художественный материал почти повсеместно обретает ведущую роль среди других видов керамики. В нём с наибольшей полнотой проявились эстетические принципы рококо, классицизма. Наряду с расписной позолоченной мелкой пластикой создавалась скульптура из неглазурованного белого фарфора - бисквита. Особое место принадлежит английским мануфактурам XVIII в., прочно введшим в практику производство фаянса (керамический завод Дж. Уэджвуда). Специфической областью фаянсового производства стало изготовление санитарно-технических изделий.

В России фарфор был изобретён около 1747 Д. И. Виноградовым на первой в России "порцелиновой мануфактуре" (ныне Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова); в 1766 в Вербилках под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый завод). Фарфоровые посуда, жанровые статуэтки XVIII - первой половины XIX вв. отмечены высоким художественным качеством, ярким национальным колоритом. В 1830-40-х гг. основным районом фарфоро- фаянсового производства была Гжель (см.Гжельская керамика), где сосредоточилось до 50 предприятий; в конце XIX - начале XX вв. самыми крупными стали фарфорофаянсовые заводы М. С. Кузнецова (см.Дулёвский фарфоровый завод). Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопинская керамика), носившие самобытный национальный характер.

Со второй половины XIX в. бурно развивается керамическая промышленность, однако высокий технологический уровень изделий не соответствовал их художественному, качеству. Некоторому оживлению художественных, поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн": на фарфоровом заводе в Копенгагене (Дания) создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамики мастерской Абрамцева (декоративная майолика М. А. Врубеля). Национально-романтическая тенденция прояви- лась в интересе к народным вылепленным от руки керамическим изделиям. В отделке зданий стиля "модерн" широко использовались белый и цветной глазурованный кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы.

В первые десятилетия XX в., с распространением функционализма, в искусстве керамики стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно "очищенных" от какого-либо декора (разработки "Баухауза" в Германии) целесообразных форм, рассчитанных на промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функциональному назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной керамики характерно разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), неожиданных контрастных сопоставлений с другими материалами (в т. ч. с металлом), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к национальной художественной традиции); с 60-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремлении приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих общественные здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фужером, А. Гауди и др. В строительной керамике возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты.

В России резкий перелом в развитии керамики наступил после Октябрьской революции 1917. Начиная с т. н. агитационного фарфора и с опытов ряда советских керамистов 20-х - начала 30-х гг. в складывавшихся творческих коллективах предприятий фарфорофаянсовой промышленности (Фарфорового завода имени М. В. Ломоносова, Дулёвского фарфорового завода, Дмитровского фарфорового завода, Конаковского фаянсового завода имени М. И. Калинина) ведутся поиски путей повышения её эстетических качеств. Возрождается керамика народных художественных промыслов России (Гжели, Скопина, Кирова и др.), Украины (Опошни, Косова), а также республик Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана) и др. Эти процессы, прерванные Великой Отечественной войной 1941-45, возобновились с конца 40-50-х гг. На рубеже 50-60-х гг. в создании массовой промышленной керамики стал утверждаться принцип эстетической утилитарности; в форме изделий подчёркивались наклонные плоскости, косые срезы, в декоре преобладали линейно-упрощённые изображения, "абстрактные" мотивы. В конце 60-х - начале 70-х гг. как реакция на чистую функциональность и промышленный стандарт в керамике появляется тяга к свободной декоративности, цветовой и пластической выразительности; разрабатываются новые технологические приёмы. Наряду с повышением художественного уровня массовой керамики с 60-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной керамике, в которой появилось тяготение к внушительности форм, к пластической и цветовой разновидности фактуры, усиливающей ощущение грубой первородности материала (излюбленным материалом становится каменная масса, шамот). Творческие поиски в керамике 70-80-х гг. приводят к богато развитой пластике предмета, строгости и усложнённости колористической гаммы, тональным перетеканиям цвета. Сложная объёмная структура предмета нередко уподобляет его скульптуре, способствует пространственной активности. Развитие получила декоративная архитектурная и садово-парковая керамика (панно, рельефы, облицовка фасадов зданий, станций метрополитена, плавательных бассейнов, напольные вазы, кашпо). Творческие силы советских художников-керамистов объединены в специальных секциях декоративно-прикладного искусства, в мастерских экспериментально- творческих комбинатов СХ СССР.

Высокого уровня достигло искусство керамики в социалистических странах: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где выпускаются разнообразные виды бытовой и декоративной керамики, в которых использование пластических свойств современных материалов и форм нередко сочетается с традициями народного творчества. Искусство керамики, став одним из основных видов декоративного искусства многих стран, привлекло внимание мировой общественности: в 1953 организована международная Академия керамики в Женеве.

Литература:А. Н. Кубе, Испано-мавританская керамика, М.-Л., 1940 (Гос. Эрмитаж); Э. К. Кверфельдт, Керамика Ближнего Востока, Л., 1947; А. Б. Салтыков, Русская керамика, М., 1952; В. Д. Блаватский, История античной расписной керамики, (М.), 1953; Литовское народное искусство. Керамика, Вильнюс, 1959; Н. Н. Бритова, Греческая терракота, М., 1969; Искусство керамики. Сб. ст. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970; А. И. Миклашевский, Технология художественной керамики, Л., 1971; Ю. А. Миллер, Художественная керамика Турции, (Л., 1972); В. А. Нильсен, В. Н. Манакова, Архитектурный декор памятников Узбекистана, Л., 1974; Современная керамика народных мастеров Средней Азии, М., 1974; Т. И. Кашина, Керамика культуры Яншао, Новосиб., 1977; (Г. Иванова), Современная латвийская керамика. (Альбом), М., 1979; В. П. Гинзбург, Керамика в архитектуре, М., 1983; Pottery and porcelain, v. 1-2, L., 1925; Lane A., Early Islamic pottery, L., 1958; его же, Later Islamic pottery, 2 ed., L., 1971; Koyama F., Keramik des Orients: China. Japan, Korea, Sьdostasien, Naher Osten, Tokyo, (1959); Rieth A., 5000 Jahre TЦpferscheibe, Konstanz, (1960); Koyama F., Figgess J., Two thousand years of oriental ceramics, N. Y., 1961; Honey W. В., European ceramic art..., (2 ed.), L., 1963; Green D., Pottery materials and techniques, L., 1967; Keramik: Vom gebrannten Ton zum Porzellan. Eine Stilgeschichte durch 4. Jahrtausende, Wiesbaden, 1977; Powidzki J., Ceramika, Warsz., 1977; Campbell J. E., Pottery and ceramics: a guide to information sources, Detroit, 1978; Conrad J. W., Contemporary ceramic techniques, Englewood Cliffs, 1979; Weinhold R., Ton in vielerlei Gestalt: Eine Kulturgeschichte der Keramik, (Lpz.), 1982.См.также лит. при ст. Майолика, Терракота, Фарфор, Фаянс.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
биск, гжель, декоративно-прикладное искусство, керамевтика, майолика, материаловедение, минаи, нанокерамика, пенокерамика, полуфаянс, радиокерамика, сегнетокерамика, селадон, стройкерамика, терракота, фарфор, фаянс, электрокерамика


  1. керамикаизделиеstrong состоящий из какого вещества искусственный минералstrong керамика изделия из обожженой глины сплав глины с песком.строительная кирпич. черепица.облицовоч...Идеографический словарь русского языка
  2. керамикаСлово керамика произошло от греческого гончарство. Раньше керамикой называли все изделия из глины. В настоящее время керамикой называют изделия и материалы полученные и...100 знаменитых изобретений
  3. керамикаот греч.u keramos глина гончарное производство а также изделия из обожженной глины преимущественно посуда лепная и гончарная к. изготовленная на гончарном круге. Форма и...Античный мир. Словарь-справочник
  4. керамикаангл. pottery. При высыхании глина теряет много воды вновь включая ее при увлажнении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре С и не восстанавл...Археологический словарь
  5. керамикаобожженная глиняная посуда. При обжиге при C вода из молекул глины улетучивается глина превращается в камень. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сос...Археологический словарь II
  6. керамикагреч.u keranuke от keramos глина общее название всех видов изделий из обожженной глины от кирпича до фарфоровой чашки. Название глиняных обожженных строительных материа...Архитектурный словарь
  7. керамикагреч. keramike гончарное искусство от kramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также окислов и др. неорганическ...Большая Советская энциклопедия II
  8. керамикаж. ceramica ceramiche f pl Итальянорусский словарь. Синонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерам...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. керамикажKeramik f биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. керамикакерамика ж Keramik f cСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика се...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. керамикаж.cermica f...Большой русско-испанский словарь
  12. керамикасущ. жен. рода только ед. ч.керамкаот словаem керамик сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. керамикаж. cramique f...Большой русско-французский словарь
  14. керамикаж.cramique f биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика села...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. керамикагреч. keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минер. добавками а также оксидов и др. неорганич. соеди...Большой энциклопедический политехнический словарь
  16. керамикагреч. keramike гончарное искусство от keramos глинаизделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральнымидобавками а также оксидов металлов и других ...Большой энциклопедический словарь II
  17. керамикаКЕРАМИКА греч. keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов металло...Большой Энциклопедический словарь V
  18. керамикабыла известна в Японии с глубокой древности. Еще в периоды Дзмон и Яй то есть до начала нашей эры создавались керамические сосуды и идолы в период Кофун существовало масс...Вся Япония
  19. керамикав вв. до н.э. греки изготавливали не только посуду применяя при этом гончар. круг но и плоские керамич. плиты предназначавш. для облицовки зданий крые в архаич. эпоху ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  20. керамикаквартал гончаров находился в сев.зап. части Афин. Часть К. лежала вне пределов города за Дипилиинскими воротами. Здесь находился некрополь где госуд. хоронило павших на в...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  21. керамикагреч. гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минер. добавками а также оксидов металлов и др. неорганич. соедине...Естествознание. Энциклопедический словарь
  22. керамикагреческое keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов металлов и др...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. керамикаКЕРАМИКА и ж. strong. Гончарное искусство и производствоem. БАС. . собирem. Гончарные изделияem. Русская керамика. БАС. КерАмики керАмик мн. Он преимущественно расписыв...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  24. керамикагреч. глина в декоративноприкладном искусстве изготовление художественных изделий из обожженной глины. Основные виды керамики фарфор фаянс майолика терракота. Глина обл...История и теория культуры
  25. керамикаКерамика figlinum ceramica...Латинский словарь
  26. керамикаи м.em Гончарное производство гончарное искусство. .strong собир.em Изделия из обожженной глины.Античная керамика. .strong спец.em Масса из которой изготовляются такие из...Малый академический словарь
  27. керамикагреч. Keramike гончарное искусство изделия и материалы из глин и их смесей с минеральными добавками и неорганическими соединениями закрепленные обжигом при очень высокой...Мировая художественная культура. Словарь
  28. керамикакорень КЕРАМ суффикс ИК окончание А Основа слова КЕРАМИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный КЕРАМ ИК А Слово Керамика содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  29. керамикаКЕРАМИКАstrong в искусстве и технике предмет изготовленный из неорганических соединений которые формуют в мягком состоянии и затем подвергают нагреву в печи для придания...Научно-технический энциклопедический словарь
  30. керамикакерамика ж. Изделия из обожженной глины. Масса из которой изготовляются такие изделия. Гончарное искусство и производство....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. керамикакерамика керамика и...Орфографический словарь
  32. керамикаu ж биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадон строй...Орфографический словарь русского языка
  33. керамикаыш...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. керамикаыш...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  35. керамикаcramique fu grs crame...Политехнический русско-французский словарь
  36. керамикакерамика керамики керамики керамик керамике керамикам керамику керамики керамикой керамикою керамиками керамике керамиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. керамикаОрфографическая запись слова керамика Ударение в слове керамика Деление слова на слоги перенос слова керамика Фонетическая транскрипция слова керамика [кирамк] Характери...Полный фонетический разбор слов
  38. керамикакерамка....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  39. керамикаКЕРАМИКА греч. keramik гончарное искво Изделия из обожженных глин или их смесей с разл. неорганич. соединениями. Область прикладного и декор. исква. Пластич. свойства ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  40. керамикакерамика иСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамик...Русский орфографический словарь
  41. керамикаЖ мн. нет keramika . saxs eylr . dulusuluq saxs istehsal....Русско-азербайджанский словарь
  42. керамикаceramics...Русско-английский машиностроительный словарь
  43. керамикаceramics ceramic ceramic material pottery керамика ж.uceramicsбытовая керамика potteryвакуумная керамика vacuum ceramicsглазурованная керамика плотная высокообожжнная...Русско-английский политехнический словарь
  44. керамикакерамика ж.iceramics...Русско-английский словарь
  45. керамикакерамика ж. собир. ceramics pl....Русско-английский словарь II
  46. керамикаж. бериллиевая керамика вакуумная керамика высокотемпературная сверхпроводящая керамика корундовая керамика металлооксидная керамика пьезоэлектрическая керамика сверхпров...Русско-английский словарь по физике
  47. керамикаceramics...Русско-английский словарь по электронике
  48. керамикаceramic earthenware...Русско-английский строительный словарь
  49. керамикаceramics pottery вакуумная керамика глазурованная керамика конденсаторная керамика литая керамика огнеупорная керамика строительная керамика тальковая керамикаСинонимы би...Русско-английский технический словарь
  50. керамикаN...Русско-армянский словарь
  51. керамикаКерамка...Русско-белорусский словарь
  52. керамикаиск.i керамка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  53. керамикакераuмка к керамика алюмооксидная керамика высокой плотности керамика высокотемпературная керамика иттриевая керамика иттриевой системы керамика металлооксидная керамика ...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  54. керамикакерамка к...Русско-белорусский физико-математический словарь
  55. керамикакерамика ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  56. керамикаСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадон ...Русско-ивритский словарь
  57. керамикаceramica...Русско-итальянский автомобильный словарь
  58. керамикаж. материалem ceramica f grs m ceramico изделияem ceramica f ceramiche f pl prodotti m pl ceramici керамика без глазури высокочастотная керамика глазурованная керамика...Русско-итальянский политехнический словарь
  59. керамика.керамика балшытан ыштан жасалан бйымдар. керамика сондай бйымдар жасайтын ндрс...Русско-казахский словарь
  60. керамикакйктас...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  61. керамикаыш...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  62. керамикаыш керамика...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  63. керамикакерамика ыш...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  64. керамикаыш...Русско-казахский терминологический словарь «Машиностроение»
  65. керамикакерамика кйктас...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  66. керамикакерамика...Русско-казахский химико-технологический терминологический словарь
  67. керамикаж. керамика . карапа ндрш . карападан жасалган буюмдар....Русско-киргизский словарь
  68. керамикаж собир. toqСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерам...Русско-китайский словарь
  69. керамикаkeramika...Русско-латышский словарь
  70. керамикаВааран эдлэл...Русско-монгольский словарь
  71. керамикаKeramik Steingut...Русско-немецкий политехнический словарь
  72. керамикаж. в разн. знач. Keramik f....Русско-немецкий словарь
  73. керамикагончарное искусствоem Keramik прикл....Русско-немецкий словарь по искусству
  74. керамикакерамикаж ....Русско-новогреческий словарь
  75. керамикаceramika...Русско-польский словарь
  76. керамикажcermica f биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадо...Русско-португальский словарь
  77. керамикакерамика кулолгар кулол...Русско-таджикский словарь
  78. керамикаseramik ж собир. seramik i биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегн...Русско-турецкий словарь
  79. керамикаseramik...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  80. керамикатехн. керамка глиносодержащая керамика конденсаторная керамика магнитная керамика огнеупорная керамика санитарнотехническая керамика стеновая керамика строительная...Русско-украинский политехнический словарь
  81. керамикаfemkeramiikka keraamiset valmisteet...Русско-финский словарь
  82. керамикаcramique...Русско-французский словарь по химии
  83. керамикаhrnstv keramick materil keramika...Русско-чешский словарь
  84. керамикасущ.жен.керамика тймран туса хртн япаласем художественная керамика илемл керамика...Русско-чувашский словарь
  85. керамика\.strong keramik...Русско-шведский словарь
  86. керамикаKeramik...Русско-шведский словарь II
  87. керамика.strong keraamika.strong keraamikatooted keraamiline toormass...Русско-эстонский словарь
  88. керамикакерамикаСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика ...Русское словесное ударение
  89. керамикаж.керамика...Сербско-русский словарь
  90. керамикаВ вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду применяя при этом гончарный круг но и плоские керамич. плиты предназначавшиеся для облицовки зданий которые в архаи...Словарь античности
  91. керамикаКЕРАМЕВТИКА КЕРАМИКА греч. kerameutike от keramos кирпич горшечная глина гончарное производство вообще в частности изготовление глазурованных и орнаментированных роспись...Словарь иностранных слов русского языка
  92. керамикагончарное искусство изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. По применению К. разделяют на строительную кирпич кафель черепиц...Словарь исторических терминов
  93. керамикакерамика майолика терракота фарфор фаянс Словарь русских синонимов. керамика сущ. колво синонимов биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолик...Словарь синонимов II
  94. керамикакерамика майолика терракота фарфор фаянс...Словарь синонимов
  95. керамикаМатериалы и изделия из минерального сырья глины полученные путем обжига при высоких температурах....Словарь строителя
  96. керамикаКЕРАМИКА греческое keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов мета...Современная энциклопедия
  97. керамикаКЕРАМИКА греч . keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов металло...Современный энциклопедический словарь
  98. керамикаМатериалы и изделия из минерального сырья глины полученные путем обжига при высоких температурах.Источник Словарь архитектурностроительных терминов изделия и материалы по...Строительный словарь
  99. керамикаКерамика изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов и других неорганических соединений Болгарский язык Български ...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  100. керамикакерамика [lt гр. keramike techne гончарное искусство lt keramos глина] общее название всех видов изделий из обожженной глины майолика терракота фаянс фарфо....Толковый словарь иностранных слов
  101. керамикаКЕРАМИКА и ж. . собир. Изделия из обожженной глины глиняныхсмесей. Художественная к. . Гончарное искусство. Заниматься керамикой. IIприл. керамический аяое....Толковый словарь Ожегова
  102. керамикаКЕРАМИКА керамики мн. нет ж. греч. keramike спец. . собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике. . Гончарное производство....Толковый словарь русского языка II
  103. керамикакерамика керамика и ж. собир. Изделия из обожжнной глины глиняных смесей. Художественная к. Гончарное искусство. Заниматься керамикой.прил. керамический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  104. керамикаКЕРАМИКА и ж. . собир. Изделия из обожжнной глины глиняных смесей. Художественная керамика . Гончарное искусство. Заниматься керамикой. прилагательное керамический аяое....Толковый словарь русского языка
  105. керамикаУдарение в слове керамикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове керамика...Ударение и правописание
  106. керамикаRzeczownik керамика f ceramika f...Универсальный русско-польский словарь
  107. керамикакерамика керамики керамики керамик керамике керамикам керамику керамики керамикой керамикою керамиками керамике керамиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  108. керамикагреч. keramike гончарное искусство от keramos глина неметаллич. материалы и изделия получаемые спеканием глин или порошков неорг. вв. По структуре К. подразделяют на гр...Химическая энциклопедия
  109. керамикавозможна кража будьте внимательнее....Цыганский сонник
  110. керамикаКерамика собственно Керамевтика от греч. слова кирпич производство посуды и других предметов домашнего обихода или строительного назначения из различных сортов глины к...Энциклопедический словарь
  111. керамикагреч. keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов и других пеорганических соединений. Керамику подр...Энциклопедический словарь по металлургии
  112. керамикасобственно Керамевтика от греч. слова кирпич производство посуды и других предметов домашнего обихода или строительного назначения из различных сортов глины как таких ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  113. керамикаКерамика греч.em keramike гончарное искусство keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также окислов и других ...Энциклопедия культурологии
  114. керамикакерамика неметаллические материалы и изделия получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов карбидов нитридов и др. Известна с эпохи неоли...Энциклопедия техники
  115. керамикаКерамикаstrong.Немецкое keramik.Греческое keramos глина глиняные изделия.Слово проникло в русский язык во второй трети XIx в. Оно было заимствованно из немецкого языка ...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  116. керамикаКерамикаstrong. Заимств. в середине XIX в. из нем. яз. где Keramiki lt франц. cramiquei восходящего к греч. keramik techni гончарное искусство ср. арифметикаi. Греч. kera...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  117. керамикаЗаимств. в середине XIX в. из нем. яз. где Keramikem ampLT франц. cramiqueem восходящего к греч. keramik technem гончарное искусство ср. арифметикаem. Греч. keramikem су...Этимологический словарь русского языка
  118. керамикаНемецкое Keramik.Греческое keramos глина глиняные изделия.Слово проникло в русский язык во второй трети XIX в. Оно было заимствованно из немецкого языка в который попал...Этимологический словарь русского языка Семенова