Большая Советская энциклопедия II

КЕРАМИКА

(греч. keramike — гончарное искусство, от kéramos — глина)

изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда), строительстве (Кирпич, Черепица,трубы, плитки, Изразцы,скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве. Основными технологическими видами К. являются Терракота, Майолика, Фаянс, Каменная масса и Фарфор. В лучших своих образцах К. отражает высокие достижения искусства всех времён и народов.
Исторический очерк.Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в Палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в Неолите (около 5 тыс. лет до н. э.). Освоение производства К. — одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов.Как и другие подобные открытия (например, пользование огнем), К. не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате которых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием. Способы обработки глины для получения К., как и самого производства изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производительных сил народов (см. Гончарство). Распространённость К. и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на К. орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историческим источником. К. играла большую роль в развитии письменности (клинопись), первые образцы которой сохранились на керамических плитках в Двуречье.
Первоначально основным видом К. была посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, который с самого начала имел также важное эстетическое и культовое значение. Начиная с энеолита (3—2-е тысячелетие до н. э.) на керамических изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художественным традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, которую или оставляли естественные фактуры и цвета глины, или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига (см. Гончарный горн), расписывали, покрывали Ангобом и Глазурью.
Глинобитные жилища трипольской культуры (См. Трипольская культура). (4—3-е тысячелетие до н. э.), обжигавшиеся снаружи кострами и расписывавшиеся, — первый пример применения К. в качестве стройматериала. С развитием техники добывания металлов К. стала необходима и в металлургии (сопла горнов, тигли, литейные формы, льячки) Первоначально керамические изделия формовались от руки и обжигались на костре или в домашней печи. Позже, уже в классовом обществе, появились специалисты-гончары, пользовавшиеся гончарным кругом (См. Гончарный круг) (или оттискивавшие изделия в специальной форме) и гончарным горном. Народам Америки до появления европейцев гончарный круг не был известен, однако и у них существовало самобытное керамическое производство (наиболее ранние изделия относятся к рубежу 3 и 2-го тысячелетия до н. э.). Особенно высокого развития оно достигло у майя, инков и ацтеков, изготовлявших разнообразную бытовую и культовую посуду, маски, статуэтки и др. Часть изделий покрывалась яркой росписью. В Древнем Египте, Вавилонии и других древних странах Ближнего Востока впервые стали покрывать парадную посуду цветной глазурью и применять для построек кирпич (сначала сырцовый, позже — обожжённый). Для украшения зданий в Египте и Древнем Иране употребляли глазурованные кирпичи и изразцы.
Древнеиндийские цивилизации знали разнообразную расписную посуду, по формам близкую к посуде Двуречья, кирпичные плитки для мощения полов, статуэтки, таблички с письменами. В Древнем Китае во 2—1-м тысячелетии до н. э. изготовлялись глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачественной белой глины — каолина, который в 1-м тысячелетии н. э. стал материалом первых фарфоровидных изделий, а затем и настоящего фарфора.
Важное место в истории К. занимает К. древнегреческая, оказавшая большое влияние на К. многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной не многоцветной росписью (см. Вазопись) на мифологические и бытовые темы (так называемая чернофигурная и краснофигурная живопись на вазах). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, главным центром производства которых была Танагра.
Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовлялись как в Древней Греции, так и в Древнем Риме, где в особенности развилось производство кирпича, из которого сооружались сложные конструкции (например, своды перекрытий, пролёты мостов, акведуки). Римская парадная посуда большей частью оттискивалась в деревянных или керамических формах, на которых был вырезан рельефный орнамент, и покрывалась красным лаком. У римлян и этрусков достигло расцвета изготовление керамических погребальных сосудов — урн, известных также многим другим народам, придерживавшимся обряда трупосожжения. Этрусские и римские урны украшались скульптурными изображениями (например, сцены пиршеств). Традициям римской К. в основном следовало производство К. Византии, испытавшее, однако, и влияние Ближнего Востока (особенно в декорировке поверхности сосудов и в архитектуре К.). Уже с 6 в. византийские мастера перестали применять красный лак, а с 9 в. стали делать посуду с рельефным орнаментом, изображающим зверей и птиц и покрытым прозрачной глазурью. Византийский тонкий квадратный кирпич — «плинфа» оказал влияние на производство кирпича в Древней Руси.
В Древней Руси с 10 в. изготовляли на гончарном круге разнообразную посуду, некоторые сосуды покрывали зелёной глазурью. Глазуровали также плитки для полов и игрушки. На посуде и кирпичах обнаружены клейма мастеров, среди них имена Стефана и Якова. После упадка, вызванного монголо-татарским нашествием, производство К. возродилось к 14—15 вв. Главным его центром стала Гончарная слобода Москвы (в районе современной ул. Володарского), где к 17 в. были уже довольно крупные мастерские типа мануфактур, производившие посуду (16 видов), игрушки, светильники, чернильницы, музыкальные инструменты, с 18 в. — курительные трубки. В Псковской земле известны и керамические глазурованные надгробия. Основными стройматериалами были кирпич, черепица, плитки, трубы; уже с 16 в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный «государев большой кирпич». Для украшения фасадов зданий и внутренних помещений делали изразцы — терракотовые и глазурованные (зелёные — «муравленые» и полихромные — «ценинные»). В 17 в. известны работавшие в Москве мастера Петр Заборский, Степан Иванов, Иван Семенов, Степан Буткеев и др. Производство изразцов было также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы вытесняются гладкими. В выборе сюжетов изображений сказывалось влияние народных лубочных картин.
В 1744 в Петербурге был основан первый в России государственный фарфоровый завод (ныне завод им. М. В. Ломоносова); в 1766 в Вербилках под Москвой — частная фабрика Ф. Я. Гарднера; позже возникло множество др. частных предприятий, из которых самыми крупными в 19—начале 20 вв. стали заводы М. С. Кузнецова. Наряду с заводским производством фарфора, строительной и технической К. сохранялось кустарное производство бытовой и художественной К. Существовало несколько промышленных районов со своими традициями (Гжель, Скопин и др.). О развитии керамического производства см. в статьях Строительных материалов промышленность и Фарфоро-фаянсовая промышленность.
М. Г. Рабинович.
Художественная керамика.В развитии художественной К. важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону К., прочную и лёгкую, керамисты разных стран приходили (часто независимо друг от друга) к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг от друга эпохи. Например, секреты производства фаянса и глазури, известные древнеегипетским мастерам ещё в 15 в. до н. э., вновь открывались в 3—4 вв. в Китае, в 9—10 вв. — в странах Ближнего Востока, в 16 в. — французским учёным Б. Палисси. В 18 в. секрет изготовления фарфора, уже с 6—7 вв. освоенного китайскими мастерами, открывали И. Ф. Бётгер при помощи Э. В. Чирнхауза в Германии, Д. И. Виноградов в России, а керамисты Англии и Франции, не находя загадки «китайского секрета», создали свои разновидности фарфоровидной К. (так называемый мягкий фарфор костяной фарфор). Нередко изобретения, способствовавшие высокому взлёту керамического искусства, надолго забывались или вовсе не получали применения впоследствии. Например, разработанная древнегреческими мастерами исключительно тонкая технология терракоты, ставшая основой расцвета мелкой пластики Древней Греции и производства совершенных по форме сосудов, оказавших влияние на всё последующее развитие керамического искусства, была надолго забыта. По тонкости черепка к древнегреческим изделиям из терракоты приблизились лишь в 16 в. рельефные сосуды из Сен-Поршера во Франции (так называемые фаянсы Сен-Поршера). А рецепты приготовления очень прочных и стойких к действию кислот чёрного и красного лаков, которые служили главными цветами в античной вазописи, утрачены, т.к. лак был навсегда вытеснен уже в Византии ангобом, эмалью и глазурью (с 9 в.). Преемственность в технологии и в художественных традициях прослеживается лишь в эволюции гончарства, которое тесно связано с домашним ремеслом и с бытовым укладом народа. Но и в гончарстве известны периоды глубокого регресса (например, лепка от руки сосудов в некоторых странах Европы поры раннего средневековья). Поэтому история художественной К. вплоть до 19 в. прерывиста, и ее вехами становятся периоды рассвета каждой новой, более совершенной, чем предыдущие, разновидности К. Вновь открытый вид керамической массы или материал для декорировки изделий, оказываясь в центре внимания художников, постепенно оттесняет другие, продолжающие свое развитие, но уже в качестве традиционного производства. Нередко новый вид К. в силу своих технических достоинств быстро вытесняет старые, и керамисты, прежде чем прийти к художественному выявлению его специфики, используют его для имитации более дорогих и трудоемких материалов. Так, в К. Китая, развивавшейся с наибольшей в мире последовательностью, прослеживается период подражания ранних фаянсов бронзе, а первые изделия из каменной массы и фарфора по форме и цвету очень близки сосудам из нефрита. С прямого подражания резьбе по камню, Ганчу или Стукко начинала своё развитие рельефная архитектурная К. Люстр, придающий особую утонченность своим металлическим отливом многоцветным расписным блюдам и чашам Ирана и других стран Ближнего Востока, а также испано-мавританской К., первоначально служил лишь средством имитации в К. дорогих золотых и серебряных изделий. Известны также случаи имитации в К. одного её вида другим. Китайский фарфор, попав в 9 в. в Самарру (ныне на территории Ирака), вызвал открытие фаянса для подражания тонким фарфоровым сосудам. С подражания китайскому фарфору начала своё развитие и белая майолика с синей росписью, производившаяся в 16—18 вв. в Делфте (так называемый делфтский фаянс).
В мировой истории К. важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художественной К. многих стран Европы и Азии. В области архитектурной К. особенно выделяется многоцветная со сложными узорами глазурованная облицовка зданий Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, арабских стран, а также процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архитектурного декора в 10—15 вв. относится полихромная мозаичная керамическая облицовка зданий Самарканда и Бухары. Классическими образцами применения люстра стали фаянсовые иранские сосуды 13 в. и испано-мавританская майолика 14—15 вв., отличающаяся от иранской К. большей строгостью колорита и рафинированностью цветовых сочетаний росписи и люстра. Известное влияние оказала испано-мавританская К. на развитие в 15—17 вв. итальянской майолики, в которой сюжетная роспись стала впервые после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамическая скульптура получила монументальный характер в творчестве семьи флорентийских керамистов делла Робиа. Итальянская майолика оказала заметное влияние на майолику Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах), где, однако, уже с 14 в. стали производить сосуды и из каменной массы, и на майолику Франции 16—18 вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с производством фаянса, а с рубежа 17 и 18 вв. и мягкого фарфора (Руан, Сен-Клу, Севр). В 18 в. фарфор как художественный материал почти повсеместно оттесняет другие виды К. В фарфоре с наибольшей полнотой проявились эстетические принципы классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Наряду с расписной и позолоченной мелкой пластикой получает скульптура из Бисквита. Однако с последней четверти 18 в. начинается возрождение интереса к художественным возможностям более грубых видов К. — каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. Изготовлявшиеся на его заводе фаянсовые сервизы несколько смягченных форм, с легкой графической росписью, созвучной зарождавшемуся сентиментализму, а также двуцветные изделия из каменной массы, с как бы наложенным на поверхность рельефом стали объектом подражания для керамических заводов Европы до конца 19 в. Особое место в истории К. занимает также «революционный фаянс» Франции — сосуды эпохи Великой французской революции 1789—94 с агитационными призывами и фигурами, олицетворяющими единение трудовых сословий, революционную бдительность и т.д. В эпоху романтизма фаянс играет почти равную с фарфором роль в художественной К. (например, изделия Межигорской фаянсовой фабрики на Украине). Но общий упадок декоративно-прикладного искусства во 2-й половине 19 в. сказался и на развитии художественной К. Некоторое оживление художественных поисков керамистов периода развития стиля «Модерн», с их интересом к рукодельной вещи из грубых, но искусно обработанных материалов (произведения М. А. Врубеля и др.), не могло существенно повлиять на общее состояние художественной К., продолжавшей механически повторять машинными средствами старые образцы. Резкий перелом в её развитии принесла с собой Октябрьская революция 1917. Начиная с так называемого агитационного фарфора, живо откликавшегося на важнейшие явления жизни молодой Советской республики, и с опытов ряда советских художников-керамистов конца 1920-х—начала 1930-х гг. по созданию образцов высокохудожественной массовой К. (фарфора, фаянса, майолики) ведутся поиски путей повышения её эстетического качества, в которые постепенно вовлекаются художники многих стран. Этот процесс, прерванный 2-й мировой войной 1939— 1945, возобновился с 1950-х годов, когда вопросы рационального и выразительного решения массовых керамических изделий, рассчитанных на промышленное изготовление, стали обращать на себя внимание мировой общественности. Эти поиски возглавила Международная академия керамики в Женеве, членом которой является и СССР. Наряду с повышением художественного уровня массовой К. с 1960-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной К., в которой всё шире начинают использовать не только
Классификация керамических изделий
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Назначение|Тип керамики|Исходные материалы|Температура|Изделия|
||||обжига, °C||
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Класс пористых, частично спекшихся изделий с водовопоглощением до 15%|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Строительная|||||
|керамика:|||||
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|стеновые материалы|Высокопористая,|Глина, песок и др.|950—1150|Глиняный кирпич|
||грубозернистая|отощающие||и пустотелые|
|||материалы||блоки|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|кровельные материалы|То же|Глина и песок|950—1150|Черепица|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|облицовочные|>>|Пластичные и|1000—1200|Облицовочные|
|материалы||пироплавкие глины||фасадные плитки|
|||шамот, кварцевый||и блоки,|
|||песок, полевой шпат,||терракота, плитки|
|||тальк, каолин||метлахские,|
|||||мозаичные,|
|||||глазурованные|
|||||фаянсовые и др.|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|санитарно-технические|Фаянс, полуфарфор|Глина, каолин,|1150—1250|Оборудование|
|изделия||кварцевый песок||санитарных узлов|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Бытовая и|Фаянс, полуфарфор,|Глина, каолин,|1100—1250|Столовая и|
|художественно-|майолика|кварцевый песок,||чайная посуда,|
|декоративная||полевой шпат||художественно-|
|керамика||||декоративные|
|||||изделия|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Огнеупорная керамика|Алюмосиликатная,|Огнеупорная глина,|1350—2000|Кирпичи и блоки,|
||кремнеземистая,|каолин, шамот,||применяемые при|
||магнезиальная,|кварциты, известь,||сооружении|
||хромистая,|доломит, магнезит,||печей, топок и др.|
||цирконовая и др.|высокоогнеупорные|||
|||окислы и др.|||
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Класс полностью спекшихся, блестящих в изломе изделий с водопоглощением не выше 0,5%|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Техническая керамика:|||||
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|электротехническая|Муллитовая,|Глина, каолин,|1250—1450|Изоляторы, чехлы|
|(для токов|корундовая,|андалузит, глинозем,||для термопар,|
|промышленной и|стеатитовая,|полевой шпат, циркон,||вакуумплотные|
|высокой частоты)|кордиеритовая, на|цирконосиликаты и др.||колбы,|
||основе чистых|||термостойкие|
||окислов,|||детали для печей|
||электрофарфор|||и др.|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|кислотоупорная|«Каменная»,|Беложгущиеся глины|1250—1300|Сосуды для|
||кислотоупорный|и каолин, кварц,||хранения кислот и|
||фарфор|полевой шпат, циркон,||щелочей,|
|||цирконосиликаты и др.||аппаратура|
|||||химических|
|||||заводов, посуда и|
|||||др.|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Бытовая и|Твердый и мягкий|Беложгущиеся глины|1300—1450|Столовая и|
|художественно-|хозяйственный|и каолин, кварц,||чайная посуда,|
|декоративная|фарфор|полевой шпат||статуэтки, вазы и|
|керамика||||др.|
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Санитарно-|Низкотемператур­ный|Глина, каолин,|1250—1300|Умывальные|
|строительные изделия|фарфор|полевой шпат,||столы, унитазы и|
|||кварцевый песок||др.|
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
грубые её виды, но и такие материалы, которые прежде считались нехудожественными (например, Шамот). Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приёмы декорировки, новые типы декоративных изделий (например, роспись керамическими глазурями декоративного производства из бетона с последующим обжигом отдельных покрытых глазурью участков). Возрождаются традиционные центры народной К. (например, Гжель, Опошня), а её традиции используются в произведениях ряда мастеров декоративной К.
Н. В. Воронов.
Производство К.Керамические изделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по основному используемому сырью или фазовому составу спекшейся К. (табл.). В зависимости от состава сырья и температуры обжига керамические изделия подразделяют на 2 класса: полностью спекшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спекшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают грубую К., имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (например, строительный и шамотный кирпич), и тонкую К. с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (например, фарфор, фаянс). Основным сырьём в керамической промышленности являются глины и Каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (главным образом микролин) и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добываются из пегматитов. Во все возрастающих количествах кварцево-полевошпатовое сырье добывается из разнообразных горных пород путем обогащения и очистки от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к К. металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства огнеупоров (См. Огнеупоры) и др. видов технической К. на основе чистых окислов, карбидов (См. Карбиды) и др. соединений. Свойства некоторых видов технической К. резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамических изделий и материалов остаются их получение Спеканием при высоких температурах, а также использование в производстве родственных технологических методов, к которым относятся: обработка сырья и приготовление керамической массы, изготовление (формование), сушка и обжиг изделий.
По способу приготовления керамические массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамические массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органических связок и пластификаторов (См. Пластификаторы)смесь измельченных и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отстающими добавками во влажном состоянии (18—26% воды по массе) получают пластические формовочные массы, которые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамические массы (суспензии) — литейные шликеры. В производстве фарфора, фаянса и некоторых др. видов К. пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтр-прессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении некоторых видов технической К. литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластические и поверхностно-активные вещества (например, парафин, воск, олеиновую кислоту), которые потом удаляются предварительным низкотемпературным обжигом изделий.
Выбор метода формования К. определяется в основном формой изделий. Изделия простой формы — огнеупорный кирпич, облицовочные плитки — прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах на механических и гидравлических пресс-автоматах. Стеновые стройматериалы — кирпич, пустотелые и облицовочные блоки, черепица, канализационные и дренажные трубы и др. — формуются из пластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием бруса через профильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины отрезают от бруса автоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйственный фарфор и фаянс формуются преимущественно из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах. Санитарно-строительная К. сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезо- К., Керметы и др. виды технической К. в зависимости от их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.
Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.
Обжиг К. является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства К. За редким исключением спекание кристаллических фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектических расплавов. В зависимости от состава керамической массы и температуры обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40—50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллических фаз (например, кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механическая прочность и плотность. Спекание некоторых видов технической К. (например, корундовой, бериллиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объемной диффузии и пластического течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твердых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более высоких температурах, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в производстве технической К. на основе чистых окислов и тому подобных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов К. колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса и других видов тонкой К. покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000—1400 °C), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой. Глазурированием повышают технические и декоративно-художественные свойства К. Массивные изделия глазуруются после сушки и обжигаются в один прием. Тонкостенные изделия перед глазуровкой во избежание размокания в глазурной суспензии подвергают предварительному обжигу. В некоторых керамических производствах неглазурованная поверхность обожжённых изделий шлифуется абразивными порошками или абразивным инструментом. Изделия хозяйственной керамики украшаются керамическими красками, декалькоманией и золотом.
О производстве отдельных видов К. см. в соответствующих статьях, а также в статьях Гжельская керамика, Дмитровский фарфоровый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Мейсенский фарфор, Севрский фарфор, Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.
Лит.:Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Августиник А. И., Керамика, М., 1957; Технология керамики и огнеупоров, под ред. П. П. Будникова, 3 изд., М., 1962; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962: Черепанов А. М., Тресвятский С. Г., Высокоогнеупорные материалы и изделия из окислов, 2 изд., М., 1964; Кинджери У.-Д., Введение в керамику, 2 изд., пер. с англ., М., 1967; Искусство керамики. Сб. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970; Encyclopedia of world art, v. 3, N. Y. — Toronto — L., 1960.
И. А. Булавин.
Л. Горка (Польша). Ваза и блюдо. Майолика. 1962.
П. Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962.
Кубо Коматаро (Япония). Ваза. Фаянс. 1956. Музей народов Востока. Москва.
Ю. Хорова (Чехословакия). «Лама». Каменная масса. 1962.
Керамическое панно. Делфт (Нидерланды). Начало 18 в. Государственный музей. Амстердам.
Кувшин. Фаянс. Невер (Франция). 17 в. Лувр. Париж.
Сосуд с крышкой. Фаянс. Сен-Поршер (Франция). 16 в. Музей Клюни. Париж.
Базальтовая и белая каменные массы. Мануфактура Дж. Уэджвуда (Англия). Около 1780. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
«Пастух». Костяной фарфор. Завод Челси (Англия). 1760—65. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Ваза из дворца Сен-Клу по проекту Л. С. Буазо (бронзовая арматура П. Ф. Томира). Севрская фарфоровая мануфактура. 1783. Лувр. Париж.
«Продавец гусей». Группа по модели И. И. Кендлера. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1735. Музей художественного ремесла. Лейпциг.
Л. П. Шушканова. «Гепард». Шамот. 1962. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
Э. Я. Пийпуу. «Портрет девушки». Чёрный клинкер. 1958. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
А. Т. Матвеев. «Девушка, отжимающая волосы». Майолика. Гжель. 1959. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
Б. А. Смирнов. Блюдо «Конь». Глина с тёмной глазурью. 1963. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
А. М. Ефимов. Блюдо «Советские апельсины». Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1959. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
М. А. Врубель. «Львица» Маскарон с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве. Майолика. 1891. Исторический музей. Москва.
Корзина для десерта. Фаянс. Завод Тереховых и Киселёва близ Бронниц. 1830—31. Исторический музей. Москва.
Чашечка (выполнена под руководством Д. И. Виноградова). Императорский фарфоровый завод (Петербург). 1749. Исторический музей. Москва.
Ваза. Императорский фарфоровый завод (Петербург). Первая четветь 19 в. Исторический музей. Москва.
Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых в Москве. Середина 18 в. Исторический музей. Москва.
«Скоморох». Русская глиняная игрушка. 16—17 вв. Исторический музей. Москва.
Ваза с двуцветной росписью. Фарфор. Китай. 16—17 вв. Музей Гиме. Париж.
Чернильница «Суд Париса». Майолика. Италия. Начало 16 вв. Международный музей керамики. Фаэнца.
Испано-мавританская ваза из Валенсии с росписью люстром. 15 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Б. Палисси. Блюдо. Фаянс. Около 1550. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Сосуд с рельефным изображением ягуара. Культура Куписнике (Перу). 8—5 вв. до н. э. Британский музей. Лондон.
Керамическая облицовка мавзолея Туглу-Текин (1376) в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде.
«Грифон». Керамический рельеф из дворца в Сузах. 1-я половина 4 в. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин.
Ваза из Астрабада с росписью люстром. Иран. 9 в. Археологический музей. Тегеран.
Танагрская статуэтка. 3—2 вв. до н. э. Лувр. Париж.
Протоаттический лутрофор (из Аттики). 700—680 до н. э. Лувр. Париж.
«Гиппопотам». Египет. 20—18 вв. до н. э. Лувр. Париж.
Сосуд с орнаментом из изображений козла, собак и птиц. Культура Сузы-А. Конец 4-го тыс. до н. э. Лувр. Париж.
Керамика эпох неолита и бронзы. 1. Остродонный сосуд с ямочным орнаментом. Неолит. Исторический музей. Москва. 2. Фрагмент сосуда с человеческой маской (из дер. Вознесеновки Хабаровского края). Неолит. Сибирское отделение АН СССР. Новосибирск. 3. Сосуд с ямочно-гребенчатым орнаментом. Срубная культура эпохи бронзы (середина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.). Исторический музей. Москва.
Античная керамика. 1. Краснолаковый сосуд. Древний Рим. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Этрусская канопа. Конец 7 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция.
Славянские горшки 12 в. Музей истории и реконструкции г. Москвы.
Коринфский сосуд в виде сатира, держащего кратер. Древняя Греция. 6 в. до н. э. Лувр. Париж.
Советская керамика. 1. З. П. Майсурадзе (Груз. ССР). «Горный козёл-тур». Декоративный сосуд. Ангоб, цветные глазури. 1964. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. 2. Е. С. Железняк (Укр. ССР). «Конь». Игрушка-свистулька. Глазурь. 1958. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. 3. У. Джуракулов (Узб. ССР). Графин (машрафа). Цветные глазури. 1962. Республиканский музей культуры узбекского народа. Самарканд.
А. Г. Карпова. «Всадник». Одоевская игрушка (Тульская область). Глина, роспись. 1960. Музей народного искусства. Москва.
Р. Эйнберга (Латв. ССР). Молочный сервиз. Глина, лощение. 1967.

  1. керамикаизделиеstrong состоящий из какого вещества искусственный минералstrong керамика изделия из обожженой глины сплав глины с песком.строительная кирпич. черепица.облицовоч...Идеографический словарь русского языка
  2. керамикаСлово керамика произошло от греческого гончарство. Раньше керамикой называли все изделия из глины. В настоящее время керамикой называют изделия и материалы полученные и...100 знаменитых изобретений
  3. керамикаот греч.u keramos глина гончарное производство а также изделия из обожженной глины преимущественно посуда лепная и гончарная к. изготовленная на гончарном круге. Форма и...Античный мир. Словарь-справочник
  4. керамикаангл. pottery. При высыхании глина теряет много воды вновь включая ее при увлажнении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре С и не восстанавл...Археологический словарь
  5. керамикаобожженная глиняная посуда. При обжиге при C вода из молекул глины улетучивается глина превращается в камень. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сос...Археологический словарь II
  6. керамикагреч.u keranuke от keramos глина общее название всех видов изделий из обожженной глины от кирпича до фарфоровой чашки. Название глиняных обожженных строительных материа...Архитектурный словарь
  7. керамикаж. ceramica ceramiche f pl Итальянорусский словарь. Синонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерам...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. керамикажKeramik f биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. керамикакерамика ж Keramik f cСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика се...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. керамикаж.cermica f...Большой русско-испанский словарь
  11. керамикасущ. жен. рода только ед. ч.керамкаот словаem керамик сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. керамикаж. cramique f...Большой русско-французский словарь
  13. керамикаж.cramique f биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика села...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. керамикагреч. keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минер. добавками а также оксидов и др. неорганич. соеди...Большой энциклопедический политехнический словарь
  15. керамикагреч. keramike гончарное искусство от keramos глинаизделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральнымидобавками а также оксидов металлов и других ...Большой энциклопедический словарь II
  16. керамикаКЕРАМИКА греч. keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов металло...Большой Энциклопедический словарь V
  17. керамикабыла известна в Японии с глубокой древности. Еще в периоды Дзмон и Яй то есть до начала нашей эры создавались керамические сосуды и идолы в период Кофун существовало масс...Вся Япония
  18. керамикав вв. до н.э. греки изготавливали не только посуду применяя при этом гончар. круг но и плоские керамич. плиты предназначавш. для облицовки зданий крые в архаич. эпоху ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  19. керамикаквартал гончаров находился в сев.зап. части Афин. Часть К. лежала вне пределов города за Дипилиинскими воротами. Здесь находился некрополь где госуд. хоронило павших на в...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  20. керамикагреч. гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минер. добавками а также оксидов металлов и др. неорганич. соедине...Естествознание. Энциклопедический словарь
  21. керамикагреческое keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов металлов и др...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. керамикаКЕРАМИКА и ж. strong. Гончарное искусство и производствоem. БАС. . собирem. Гончарные изделияem. Русская керамика. БАС. КерАмики керАмик мн. Он преимущественно расписыв...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  23. керамикагреч. глина в декоративноприкладном искусстве изготовление художественных изделий из обожженной глины. Основные виды керамики фарфор фаянс майолика терракота. Глина обл...История и теория культуры
  24. керамикаКерамика figlinum ceramica...Латинский словарь
  25. керамикаи м.em Гончарное производство гончарное искусство. .strong собир.em Изделия из обожженной глины.Античная керамика. .strong спец.em Масса из которой изготовляются такие из...Малый академический словарь
  26. керамикагреч. Keramike гончарное искусство изделия и материалы из глин и их смесей с минеральными добавками и неорганическими соединениями закрепленные обжигом при очень высокой...Мировая художественная культура. Словарь
  27. керамикакорень КЕРАМ суффикс ИК окончание А Основа слова КЕРАМИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный КЕРАМ ИК А Слово Керамика содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  28. керамикаКЕРАМИКАstrong в искусстве и технике предмет изготовленный из неорганических соединений которые формуют в мягком состоянии и затем подвергают нагреву в печи для придания...Научно-технический энциклопедический словарь
  29. керамикакерамика ж. Изделия из обожженной глины. Масса из которой изготовляются такие изделия. Гончарное искусство и производство....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. керамикакерамика керамика и...Орфографический словарь
  31. керамикаu ж биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадон строй...Орфографический словарь русского языка
  32. керамикаыш...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  33. керамикаыш...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  34. керамикаcramique fu grs crame...Политехнический русско-французский словарь
  35. керамикакерамика керамики керамики керамик керамике керамикам керамику керамики керамикой керамикою керамиками керамике керамиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. керамикаОрфографическая запись слова керамика Ударение в слове керамика Деление слова на слоги перенос слова керамика Фонетическая транскрипция слова керамика [кирамк] Характери...Полный фонетический разбор слов
  37. керамикакерамка....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  38. керамикаКЕРАМИКА греч. keramik гончарное искво Изделия из обожженных глин или их смесей с разл. неорганич. соединениями. Область прикладного и декор. исква. Пластич. свойства ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  39. керамикакерамика иСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамик...Русский орфографический словарь
  40. керамикаЖ мн. нет keramika . saxs eylr . dulusuluq saxs istehsal....Русско-азербайджанский словарь
  41. керамикаceramics...Русско-английский машиностроительный словарь
  42. керамикаceramics ceramic ceramic material pottery керамика ж.uceramicsбытовая керамика potteryвакуумная керамика vacuum ceramicsглазурованная керамика плотная высокообожжнная...Русско-английский политехнический словарь
  43. керамикакерамика ж.iceramics...Русско-английский словарь
  44. керамикакерамика ж. собир. ceramics pl....Русско-английский словарь II
  45. керамикаж. бериллиевая керамика вакуумная керамика высокотемпературная сверхпроводящая керамика корундовая керамика металлооксидная керамика пьезоэлектрическая керамика сверхпров...Русско-английский словарь по физике
  46. керамикаceramics...Русско-английский словарь по электронике
  47. керамикаceramic earthenware...Русско-английский строительный словарь
  48. керамикаceramics pottery вакуумная керамика глазурованная керамика конденсаторная керамика литая керамика огнеупорная керамика строительная керамика тальковая керамикаСинонимы би...Русско-английский технический словарь
  49. керамикаN...Русско-армянский словарь
  50. керамикаКерамка...Русско-белорусский словарь
  51. керамикаиск.i керамка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  52. керамикакераuмка к керамика алюмооксидная керамика высокой плотности керамика высокотемпературная керамика иттриевая керамика иттриевой системы керамика металлооксидная керамика ...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  53. керамикакерамка к...Русско-белорусский физико-математический словарь
  54. керамикакерамика ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  55. керамикаСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадон ...Русско-ивритский словарь
  56. керамикаceramica...Русско-итальянский автомобильный словарь
  57. керамикаж. материалem ceramica f grs m ceramico изделияem ceramica f ceramiche f pl prodotti m pl ceramici керамика без глазури высокочастотная керамика глазурованная керамика...Русско-итальянский политехнический словарь
  58. керамика.керамика балшытан ыштан жасалан бйымдар. керамика сондай бйымдар жасайтын ндрс...Русско-казахский словарь
  59. керамикакйктас...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  60. керамикаыш...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  61. керамикаыш керамика...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  62. керамикакерамика ыш...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  63. керамикаыш...Русско-казахский терминологический словарь «Машиностроение»
  64. керамикакерамика кйктас...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  65. керамикакерамика...Русско-казахский химико-технологический терминологический словарь
  66. керамикаж. керамика . карапа ндрш . карападан жасалган буюмдар....Русско-киргизский словарь
  67. керамикаж собир. toqСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерам...Русско-китайский словарь
  68. керамикаkeramika...Русско-латышский словарь
  69. керамикаВааран эдлэл...Русско-монгольский словарь
  70. керамикаKeramik Steingut...Русско-немецкий политехнический словарь
  71. керамикаж. в разн. знач. Keramik f....Русско-немецкий словарь
  72. керамикагончарное искусствоem Keramik прикл....Русско-немецкий словарь по искусству
  73. керамикакерамикаж ....Русско-новогреческий словарь
  74. керамикаceramika...Русско-польский словарь
  75. керамикажcermica f биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика селадо...Русско-португальский словарь
  76. керамикакерамика кулолгар кулол...Русско-таджикский словарь
  77. керамикаseramik ж собир. seramik i биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегн...Русско-турецкий словарь
  78. керамикаseramik...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  79. керамикатехн. керамка глиносодержащая керамика конденсаторная керамика магнитная керамика огнеупорная керамика санитарнотехническая керамика стеновая керамика строительная...Русско-украинский политехнический словарь
  80. керамикаfemkeramiikka keraamiset valmisteet...Русско-финский словарь
  81. керамикаcramique...Русско-французский словарь по химии
  82. керамикаhrnstv keramick materil keramika...Русско-чешский словарь
  83. керамикасущ.жен.керамика тймран туса хртн япаласем художественная керамика илемл керамика...Русско-чувашский словарь
  84. керамика\.strong keramik...Русско-шведский словарь
  85. керамикаKeramik...Русско-шведский словарь II
  86. керамика.strong keraamika.strong keraamikatooted keraamiline toormass...Русско-эстонский словарь
  87. керамикакерамикаСинонимы биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолика материаловедение минаи нанокерамика пенокерамика полуфаянс радиокерамика сегнетокерамика ...Русское словесное ударение
  88. керамикаж.керамика...Сербско-русский словарь
  89. керамикаВ вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду применяя при этом гончарный круг но и плоские керамич. плиты предназначавшиеся для облицовки зданий которые в архаи...Словарь античности
  90. керамикаКЕРАМЕВТИКА КЕРАМИКА греч. kerameutike от keramos кирпич горшечная глина гончарное производство вообще в частности изготовление глазурованных и орнаментированных роспись...Словарь иностранных слов русского языка
  91. керамикагончарное искусство изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. По применению К. разделяют на строительную кирпич кафель черепиц...Словарь исторических терминов
  92. керамикакерамика майолика терракота фарфор фаянс Словарь русских синонимов. керамика сущ. колво синонимов биск гжель декоративноприкладное искусство керамевтика майолик...Словарь синонимов II
  93. керамикакерамика майолика терракота фарфор фаянс...Словарь синонимов
  94. керамикаМатериалы и изделия из минерального сырья глины полученные путем обжига при высоких температурах....Словарь строителя
  95. керамикаКЕРАМИКА греческое keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов мета...Современная энциклопедия
  96. керамикаКЕРАМИКА греч . keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов металло...Современный энциклопедический словарь
  97. керамикаМатериалы и изделия из минерального сырья глины полученные путем обжига при высоких температурах.Источник Словарь архитектурностроительных терминов изделия и материалы по...Строительный словарь
  98. керамикаКерамика изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов и других неорганических соединений Болгарский язык Български ...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  99. керамикакерамика [lt гр. keramike techne гончарное искусство lt keramos глина] общее название всех видов изделий из обожженной глины майолика терракота фаянс фарфо....Толковый словарь иностранных слов
  100. керамикаКЕРАМИКА и ж. . собир. Изделия из обожженной глины глиняныхсмесей. Художественная к. . Гончарное искусство. Заниматься керамикой. IIприл. керамический аяое....Толковый словарь Ожегова
  101. керамикаКЕРАМИКА керамики мн. нет ж. греч. keramike спец. . собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике. . Гончарное производство....Толковый словарь русского языка II
  102. керамикакерамика керамика и ж. собир. Изделия из обожжнной глины глиняных смесей. Художественная к. Гончарное искусство. Заниматься керамикой.прил. керамический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  103. керамикаКЕРАМИКА и ж. . собир. Изделия из обожжнной глины глиняных смесей. Художественная керамика . Гончарное искусство. Заниматься керамикой. прилагательное керамический аяое....Толковый словарь русского языка
  104. керамикаУдарение в слове керамикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове керамика...Ударение и правописание
  105. керамикаRzeczownik керамика f ceramika f...Универсальный русско-польский словарь
  106. керамикакерамика керамики керамики керамик керамике керамикам керамику керамики керамикой керамикою керамиками керамике керамиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  107. керамикагреч. keramike гончарное искусство от keramos глина неметаллич. материалы и изделия получаемые спеканием глин или порошков неорг. вв. По структуре К. подразделяют на гр...Химическая энциклопедия
  108. керамикаКерамика греч. keramike гончарное искусство от keramos глина изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями закреплнные специальным...Художественная энциклопедия
  109. керамикавозможна кража будьте внимательнее....Цыганский сонник
  110. керамикаКерамика собственно Керамевтика от греч. слова кирпич производство посуды и других предметов домашнего обихода или строительного назначения из различных сортов глины к...Энциклопедический словарь
  111. керамикагреч. keramos глина изделия и материалы получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов и других пеорганических соединений. Керамику подр...Энциклопедический словарь по металлургии
  112. керамикасобственно Керамевтика от греч. слова кирпич производство посуды и других предметов домашнего обихода или строительного назначения из различных сортов глины как таких ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  113. керамикаКерамика греч.em keramike гончарное искусство keramos глина изделия и материалы полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также окислов и других ...Энциклопедия культурологии
  114. керамикакерамика неметаллические материалы и изделия получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками а также оксидов карбидов нитридов и др. Известна с эпохи неоли...Энциклопедия техники
  115. керамикаКерамикаstrong.Немецкое keramik.Греческое keramos глина глиняные изделия.Слово проникло в русский язык во второй трети XIx в. Оно было заимствованно из немецкого языка ...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  116. керамикаКерамикаstrong. Заимств. в середине XIX в. из нем. яз. где Keramiki lt франц. cramiquei восходящего к греч. keramik techni гончарное искусство ср. арифметикаi. Греч. kera...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  117. керамикаЗаимств. в середине XIX в. из нем. яз. где Keramikem ampLT франц. cramiqueem восходящего к греч. keramik technem гончарное искусство ср. арифметикаem. Греч. keramikem су...Этимологический словарь русского языка
  118. керамикаНемецкое Keramik.Греческое keramos глина глиняные изделия.Слово проникло в русский язык во второй трети XIX в. Оно было заимствованно из немецкого языка в который попал...Этимологический словарь русского языка Семенова