Художественная энциклопедия

ИКОНОПИСЬ

Иконопись

писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см.Стенные росписи, Фреска) и миниатюры, произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в технике энкаустики (см.Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее (в основном с XVIII в.) масляной живописи. Техника изготовления сближает произведения иконописи со станковой живописью (см.Станковое искусство), однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбль иконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения. Термин "Иконопись" употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовый живописи.

Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии, в том числе с Синайского полуострова, и относятся к VI в. На основе позднеэллинистической традиции погребальных портретов (см.Файюмские портреты) создавались вначале якобы портретные изображения святых, мучеников, а затем и др. персонажей христианских легенд. Несколько позднее в иконописи появились сюжетные композиции, имевшие вначале главным образом символический, а впоследствии (с X-XI вв.) также и повествовательный характер. Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии; самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Исключительная художественная яркость и своеобразие приобрела древнерусская иконопись.

В средние века роль иконописи никогда не сводилась к её ритуальному функционированию: в условных и отвлечённых формах, определённых особенностями средневекового теологического мировоззрения, она отражала эстетический опыт народа, была одним из основных средств художественного освоения мира.Эстетика иконописи требовала воплощения "божественного", сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах, призванных, по мысли теологов, передавать некую внутреннюю духовную сущность реального мира. В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения действительности: отсутствовала передача реальных объёмов и трёхмерного пространства, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко "золотом" фоне, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся задаче выявления символического или повествовательного смысла композиции. Главную роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, вырази- тельность линии и цвета, чаще всего локального. В придворно-аристократическом средневековом искусстве, где были сильны традиции античности, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Для иконописи местных школ часто более характерными оказывались фольклорные (а иногда и дохристианские) представления, сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность.

Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображений, мастера иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Иконопись привнесла в искусство ряд новых психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Необходимость следовать строгому иконографическому канону (см.Иконография), задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала средневековых иконописцев особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образов.

Целостность эстетических принципов иконописи была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения. С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для искусства нового времени, иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Литература:В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; его же, Русская иконопись от истоков до начала XVI в., кн. 1-6, М., 1983; М. В. Алпатов, Древнерусская живопись, 3 изд., М., 1984; Onasch К., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
и́конопись
искусство создания икон, вид религиозной живописи, для которой характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Иконопись является неотъемлемой частью православной традиции; иконописцы создают образы, предназначенные для молитвы, воплощающие представление о Божественном мире и выражающие религиозное чувство. Сложение принципов и правил иконописания происходило вместе со сложением богословских наук – догматики (научное изложение и обоснование догматов – основных положений – христианского вероучения) и литургики (теория христианского церковного богослужения). Догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (787) и окончательно утверждён в 843 г. в результате победы над иконоборчеством. Икона (от греч. eikṓn – изображение, образ) – священный образ, в котором для верующего человека соединены видимое и невидимое, телесное и духовное, земное и небесное. Образы икон обращены к вечности, где уже совершилась победа добра над злом и света над мраком; поэтому язык иконописи – символы и знаки. Для этого искусства невозможен реалистический метод изображения. Собственно иконой является не только образ, написанныйтемперойили восковыми красками на доске, но и любое изображение, которому свойствен художественный язык иконописи: мозаика, фреска, вышивка, книжная миниатюра, рельефная резьба и т. д.


«Страшный суд». 16 в. Русский Север. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург


Иконы пришли на смену раннехристианским изображениям Христа (3–4 вв.), в которых он символически представал в образахагнца, Доброго Пастыря (пастуха). Иконопись выросла из позднеэллинистической живописи, изфаюмского портрета. Постепенно язык живописи становился всё условнее, изображение тяготело к плоскостности, телесная оболочка лишалась материальности, растворялась в свете. По христианскому преданию, первым иконописцем был св. евангелист и апостол Лука, создавший первообразные чудотворные иконы Богородицы; образ Богоматери Владимирской считался списком (копией) с одной из первых икон, написанных св. Лукой. Самые ранние из сохранившихся икон относятся к 5–6 вв.; они появились в странах Передней Азии, в том числе на Синайском полуострове. Крупнейшие школы иконописи сложились в Византии, среди коптов (христиан) Египта, в Эфиопии, южнославянских странах, Грузии. После разделения Римской империи на восточную и западную части стало различным и отношение к священным образам. Западноевропейские богословы отводили им роль лишь живописной иллюстрации к священным текстам, что привело к переходу от иконы к религиозной картине в эпохуВозрождения.


«Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»). Кон. 12 в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


На Руси иконопись начала развиваться с принятием христианства (988). Первым выдающимся иконописцем был преподобный Алипий, монах Киево-Печерского монастыря, живший на рубеже 11–12 вв. Высшего расцвета русская иконопись достигла в 14–15 вв. в творчествеФеофана Грека, АндреяРублёваиДионисия. Имена знаменитых иконописцев стали известны благодаря летописным источникам. Древнерусские художники никогда не подписывали свои произведения, осознавая себя лишь благоговейными посредниками в таинстве воплощения святых образов. Не случайно на многих иконах и книжных миниатюрах встречается изображение ангела, водящего рукой иконописца.


«Чудо от иконы “Знамение”» («Битва новгородцев с суздальцами»). 15 в. Историко-архитектурный музей-заповедник. Новгород


Неглубокое, без второго и дальних планов, пространство икон наполнено сиянием золотого света (символ Божественного света, Царствия Небесного, в котором нет теней). Божественный свет – в золотых фонах икон, внимбахвокруг голов священных персонажей, в сверкающих золотых линиях-лучах (ассистах) на одеждах. Таким образом, людям явлен горний (высший, небесный) мир. Ближе всего к золотому по своему символическому значению белый, также обозначающий и цвет, и свет (символ праведности, чистоты, преображения). Этот цвет играет важную роль в очищающих душу пламенных образах Феофана Грека. Противопоставлен белому чёрный, в котором нет света; это цвет, наиболее удалённый от Бога, цвет зла и смерти (чёрным на иконах обозначали пещеры, олицетворяющие могилы и зияющую адскую бездну). В остальных случаях применения чёрного цвета избегали; даже контуры фигур обводили тёмно-красным или коричневым. Коричневым или тёмно-зелёным окрашивали полосу внизу иконы, символически обозначающую землю («позём»). Смешиваясь с царственным пурпуром (тёмно-красным цветом) в одеждах Богоматери, коричневый напоминал о её тленной (смертной) человеческой природе, в то время как пурпур свидетельствовал о величии Царицы Небесной. Пурпурный (багряный) цвет играл важнейшую роль в византийской культуре. Это символ высшей власти – Бога на небе, императора на земле. Зелёный цвет, природный, живой, – цвет Святого Духа, надежды, вечного цветения жизни. Красный – цвет тепла, жизненной энергии, Воскресения и в то же время – крови, страданий и жертвы Христа. В красных одеждах с крестами в руках писали мучеников. Красный и синий вместе означают земное и небесное, воплотившееся в образах Спасителя и Богоматери, поэтому их одежды пишут этими цветами.


«Богоматерь с Младенцем». Византийская фреска. 6 в. Монастырь Осиос Лукас в Фокиде. Греция


Лики на иконах изображаются фронтально; даже при воспроизведении обращённых друг к другу персонажей их фигуры и лики даются в трёхчетвертном развороте. В профиль изображаются только отрицательные персонажи (Иуда) либо второстепенные (слуги, люди из толпы и т. п.). В вечности, явленной на иконах, исчезают бытовые подробности, не существуют земное время и трёхмерное пространство. Все события – совершившиеся, грядущие и происходящие в данный момент – слиты воедино, у них нет начала и конца. В иконописных образах не выражаются человеческие бурные эмоции, они лишены психологизма (в этом их отличие от религиозных картин). Икона изображает не лицо человека, а очищенный от всего случайного и преходящего просветлённый лик святого, отрешённого от земных страстей и взирающего на мир людей широко открытыми, «душою исполненными» глазами.


«Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий». Вторая пол. 13 в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


По особым правилам строится иконописное пространство. В нём не применяется прямаяперспектива; предметы видны со всех сторон, линии не убегают вдаль, к линии горизонта (которой на иконах нет), а сходятся к стоящему перед иконой, открывая перед человеком мир вечности и бесконечности. Так в иконописи создаётся т. н. обратная перспектива.


«Чудо Георгия о змие». 15 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Символически отделяя иконное изображение от земного мира, в доске делают углубление (ковчег), затем наносят грунт (левкас), поверх которого пишут изображение, как правило, темперными красками (на Руси их замешивали на яичном желтке). В древнерусском искусстве живопись была представлена главным образом иконами ифресками. В 18 в. в результате петровских реформ начинает преобладать светская живопись, однако традиции иконописи сохранились до наших дней. Иконы продолжали писать на протяжении веков мастера старинных художественных центров (Палех, Мстёра, Холуй). Сегодня искусство иконописи возрождается вновь, создаются иконописные мастерские при храмах и монастырях.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
изография


  1. иконописьвид станковой живописи имеющей культовое назначение. Иконопись получила особенное развитие в тех странах где господствующей религией явилось православие которое не призна...Архитектурный словарь
  2. иконописьот греч. eikon изображение образ создание живоьписных изображений существ богов святых и т. п. крые являются объектами религ. почитания. Икона включена в систему религ. к...Атеистический словарь
  3. иконописьот греч. eikon изображение образ создание живоьписных изображений существ богов святых и т. п. крые являются объектами религ. почитания. Икона включена в систему религ. ...Атеистический словарь II
  4. иконописьписание икон вид средневековой живописи религиозной по темам и сюжетам культовой по назначению. В отличие от стенописи см. Стенные росписи Фреска и миниатюры См. Миниатюр...Большая Советская энциклопедия II
  5. иконописьж. pittura sacra pittura di icone Итальянорусский словарь. Синонимы изография...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. иконописьиконопись ж Ikonenmalerei fСинонимы изография...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. иконописьжIkonenmalerei f изография...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. иконописьж.pintura de iconos...Большой русско-испанский словарь
  9. иконописьсущ. жен. рода рел.отрасль религиозной живописи писание иконконопис уem мен. чол. роду искусство древнерусской иконописи мистецтво давньоруського конопису...Большой русско-украинский словарь
  10. иконописьж. peinture f dicnes...Большой русско-французский словарь
  11. иконописьж.peinture f dicnes изография...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. иконописьИКОНОПИСЬ христианская главным образом православная станковая культовая живопись энкаустика в средние века преимущественно темпера на дереве позже масляная живопись. В с...Большой энциклопедический словарь III
  13. иконописьИКОНОПИСЬ христианская главным образом православная станковая культовая живопись энкаустика в средние века преимущественно темпера на дереве позже масляная живопись. В ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. иконописьписание икон вид живописи главным образом средневековой православной религиозной по темам и сюжетам культовой по содержанию выполненной на деревянных досках холсте и т.д....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. иконописьживописное изображение Иисуса Христа Богородицы святых и сцен из их жизни....Краткий исторический словарь II
  16. иконописьи ж.em Вид религиозной живописи писание икон.Памятники древнерусской иконописи. изография...Малый академический словарь
  17. иконописьвид станковой религиозной живописи обладающей особым кругом религиозных сюжетов материальной основой техникой приемами и методами исполнения. Главной функцией иконописи б...Мировая художественная культура. Словарь
  18. иконописькорень ИКОН соединительная гласная О корень ПИСЬ нулевое окончаниеОснова слова ИКОНОПИСЬВычисленный способ образования слова Сложение основ ИКОН соединительная гласна...Морфемный разбор слова по составу
  19. иконописьНачальная форма Иконопись винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. иконописьиконопись ж. Христианская станковая культовая живопись искусство писания икон....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. иконописьиконопись иконопись и...Орфографический словарь
  22. иконописьu жu Р.u Д.u Пр.u иконописи изография...Орфографический словарь русского языка
  23. иконописьиконопись иконописи иконописи иконописей иконописи иконописям иконопись иконописи иконописью иконописями иконописи иконописях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. иконописьОрфографическая запись слова иконопись Ударение в слове иконопись Деление слова на слоги перенос слова иконопись Фонетическая транскрипция слова иконопись [иканапс] Хара...Полный фонетический разбор слов
  25. иконописьспецифический жанр живописи история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. С...Православный энциклопедический словарь
  26. иконописьискусство малювання образв конопись си конопис су иконная живопись конне образове малювання кони кон образи зв. Церковь украшена писью церкву прикрашено конним малювання...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  27. иконописьИКОНОПИСЬ искво писания икон. Иконы пишутся темперой на деревянной доске покрытой левкасом наиб. традиционный вид И. маслом на холсте получил особ. распространение в нов...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  28. иконописьПисание икон см.u иконаstrong вид религиозной живописи.Искусство иконописи в Древнюю Русь см.u Русьstrong пришло из Византии откуда приехали в Киев первые мастера чтобы р...Россия. Лингвострановедческий словарь
  29. иконописьиконопись иСинонимы изография...Русский орфографический словарь
  30. иконописьЖ мн. нет ikona km bax икона....Русско-азербайджанский словарь
  31. иконописьиконопись ж.iiconpainting...Русско-английский словарь
  32. иконописьиконопись ж. iconpainting....Русско-английский словарь II
  33. иконописьN...Русско-армянский словарь
  34. иконописьканапс...Русско-белорусский словарь
  35. иконописьжен. жив.i канапс муж.i...Русско-белорусский словарь II
  36. иконописьиконопись ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  37. иконопись. Синонимы изография...Русско-китайский словарь
  38. иконописьikonu glezniecba svtbilu glezniecba...Русско-латышский словарь
  39. иконописьIkonenmalerei...Русско-немецкий словарь по искусству
  40. иконописьиконописьж ....Русско-новогреческий словарь
  41. иконописьжpintura de cones изография...Русско-португальский словарь
  42. иконописьиконопись иконакаш...Русско-таджикский словарь
  43. иконописьж икона язу...Русско-татарский словарь
  44. иконописьf...Русско-финский словарь
  45. иконописьиконопись и [неem иконопись\]Синонимы изография...Русское словесное ударение
  46. иконописьписание икон вид Ср.век. живописи религиозной по темам и сюжетам культовой по назначению. В христианстве И. появляется уже в в. вероятно в подражание грекоегип. портрета...Словарь античности
  47. иконописьсоздание живописных изображений богов святых и др. которые являются объектами религиозного почитания икон. Христианская церковь создала систему жестких правил написания и...Словарь исторических терминов
  48. иконописьиконопись изография Словарь русских синонимов. иконопись сущ. колво синонимов изография Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы изография...Словарь синонимов II
  49. иконописьиконопись изография...Словарь синонимов
  50. иконописьA сущu см. _Приложение IIСинонимы изография...Словарь ударений русского языка
  51. иконописьИКОНОПИСЬ писание икон вид живописи главным образом средневековой православной религиозной по темам и сюжетам культовой по содержанию выполненной на деревянных досках хол...Современная энциклопедия
  52. иконописьИКОНОПИСЬ христианская главным образом православная станковая культовая живопись энкаустика в средние века преимущественно темпера на дереве позже масляная живопись. В с...Современный энциклопедический словарь
  53. иконописьИКОНОПИСЬ и ж. Вид религиозной живописи писание икон.Древнерусская и. II прил. иконописный ая ое....Толковый словарь Ожегова
  54. иконописьИКОНОПИСЬ иконописи мн. нет ж. книжн. Отрасль религиозной живописи писание икон....Толковый словарь русского языка II
  55. иконописьиконопись иконопись и ж. Вид религиозной живописи писание икон. Древнерусская и.прил. иконописный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  56. иконописьИКОНОПИСЬ и ж. Вид религиозной живописи писание икон. Древнерусская иконопись прилагательное иконописный ая ое....Толковый словарь русского языка
  57. иконописьУдарение в слове иконописьУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове иконопись...Ударение и правописание
  58. иконописьиконопись иконописи иконописи иконописей иконописи иконописям иконопись иконописи иконописью иконописями иконописи иконописях Источник Полная акцентуированная парадигма п...Формы слова
  59. иконописьПиск Пион Пинск Пинок Пино Пинк Пико Пик Оськин Ось Осокин Осок Осип Опись Оон Онко Оникс Окь Окоп Око Окно Окись Нпо Носик Нос Нок Никс Нии Кси Косо Поиск Покос Пони Пон...Электронный словарь анаграмм русского языка
  60. иконописьИКОНОПИСЬ христианская главным образом православная станковая культовая живопись энкаустика в средние века преимущественно темпера на дереве позже масляная живопись. В ...Энциклопедический словарь естествознания