Католическая энциклопедия

КАББАЛА

(евр. haq-Qabbalah — принятие, предание) — мистическое направление в иудаизме.
К. возникла в кон. XII — нач. XIII в. в Провансе и Испании. Важным центром К. был исп. город Жерона. Большую роль в возникновении К. сыграла предшествующая евр. мистика, на формирование которой оказали влияние учения неопифагореизма,неоплатонизма и гностицизма.
Наиболее систематическим источником по ср.-век. К. является кн. Зохар (евр. has-Zohar — Сияние), вероятно, написанная во 2-й пол. XIII в. Моисеем Леонским. Зохар включает в себя ряд трактатов, одни из которых представляют собой аллегорическое толкование Пятикнижия Моисея (Торы) и Книги Руфи, а другие являются самостоятельными произведениями.
Учение К. о Боге и творении основывается на различении, с одной стороны, непостижимой и невыразимой Божественной сущности — Эн-Соф (евр. En-Sop — бесконечное), а с др. стороны — проявлений Бога, Божественных атрибутов — сефирот (евр. has-Sæpirot — цифры). Насчитывается 10 сефирот: Кетер (евр. Keter — Венец), Хохма (евр. Hokmah} — Мудрость), Бина (евр. Binah — Разумение), Хесед (евр. Hesed — Любовь, или Благодать), Дин (евр. Din — Суд), Рахамим (евр. Rahamim — Милосердие), Нецах (евр. Nesah — Вечность), Ход (евр. Hod — Величие), Цаддик (евр. Saddiq — Праведник), Малхут (евр. Malkut — Царство); в списке сефирот у разных каббалистов существуют вариации. Сефирот образуют ветви космического древа, корень которого — Эн-Соф.
Творение мира, согласно К., — это единое Божественное действие, осуществляющееся одновременно в плане сефирот и в плане видимых вещей. Всякая вещь отражает в себе Бога, в особенности это можно сказать о человеке — микрокосме, который объединяет в себе все Божественные силы, действующие в творении. Нередко 10 сефирот изображаются в виде человеч. фигуры, т.к. они образуют Адама Кадмона (евр. ha-Adam haq-Qadmon) — единого небесного первочеловека. В то же время грех, совершенный человеком, отразился также на всем творении, нарушив его первоначальное единство в Боге. Подобно гностицизму, К.нередко усматривает следствие греха в самой материальности мира и связанной с ней его разделенности на отд. индивиды. Первоначальная гармония будет восстановлена в конце времен. Этому эсхатологическому восстановлению — тиккун (евр. tiqqun) — народ Израиля активно способствует изучением Торы, молитвами и добрыми делами.
Изучению Торы кн. Зохар придает особую важность. Тора рассматривается как живое существо. Каждое ее слово имеет множество уровней понимания, начиная с самого внешнего, законнического, и кончая самым глубоким, который, однако, может быть постигнут человеком лишь в конце времен. Для постижения скрытого смысла Писания К. использует сложные методы, исходящие из символического смысла отд. букв евр. алфавита и их численных значений.
Вопреки распространенному мнению, учение К. не является пантеистическим, поскольку, говоря о присутствии Бога во всех вещах, она в то же время всегда рассматривает Бога как абсолютно трансцендентного и как Личность.
После изгнания евреев из Испании в 1492 в еврейской диаспоре наблюдался повышенный интерес к мистике К., в которой евреи искали ответ на вопрос о том, почему наступление мессианских времен откладывается на столь долгий срок и в чем смысл страданий, претерпеваемых пребывающим в рассеянии Израилем. Центром изучения К. в XVI в. стал галилейский город Сафед (совр. Цефат, Израиль). Наиболее известными каббалистами в этот период были Моисей Кордоверо (1522–70) и его ученик Исаак Лурия (1534–72) — потомки выходцев из Испании. Хайм Витал (1543–1620), ученик Лурии, составил трактаты Эц-Хайим (евр. Es-Hayyim — Древо Жизни) и Сефер ха-Гилгулим (евр. Seper-hag-Gilgulim — Книга о переселении душ), в которых передал идеи Лурии.
Особыми темами лурианской К. являются происхождение зла, смысл изгнания и окончательная судьба евр. народа. Согласно Лурии, Эн-Соф, творя Вселенную, ограничивает Себя Самого, т.е. освобождает некое конечное пространство для творения, которое Он Сам должен покинуть. Это самоограничение Эн-Соф именуется цимцум (евр. simsum — сокращение). Уход Бога создает первоначальный хаос, и именно в нем, согласно Лурии, коренится возможность зла. Однако, ограничивая свою бесконечность, Эн-Соф оставляет в освободившемся пространстве некую часть своей сущности. Это присутствие Бога проявляет себя в упорядочении хаоса, т.е. в сотворении мира. Первое и самое высшее проявление Божественного присутствия в тварном мире — Адам Кадмон. Развивая тему происхождения зла, Лурия усматривал в самом начале творения катастрофу — т.н. шевират ха-келим (евр. sebirat hak-kalim) — «разбиение сосудов», не выдержавших Божественного света, который с тех пор перемешан с тьмой. Подобная исходная катастрофа произошла, согласно Лурии, и в антропологическом плане: первочеловек Адам Кадмон исходно соединял в себе все души, но его грех привел к их разделению и смешению с материей. Бог возложил задачу осуществления тиккун — восстановление первоначальной гармонии — на народ Израиля. Однако Израиль нарушил завет и был изгнан из Земли Обетованной. Это изгнание евреев подобно изгнанию Адама из рая, а также уходу Эн-Соф из сотворенного Им мира. Находясь в рассеянии, Израиль должен осуществить тиккун и тем самым сделать возможным приход мессии, что будет видимым знаком не только возвращения евр. народа на его землю, но и восстановления первоначальной дух. гармонии в масштабах всего космоса.
Важным нравственным следствием учения поздней К. об Адаме Кадмоне и единстве в нем всех человеч. душ явилось представление о глубокой внутр. солидарности всех людей как в добре, так и зле: поскольку все люди, в сущности, образуют единство, добрые дела, совершенные каждым из них, приносят пользу всем; также и грехи одного человека вредят всем.
В Новое время некоторые течения, вдохновлявшиеся К., вступили в противоречие с ортодокс. иудаизмом. Так, провозгласивший себя мессией Саббатай Цви (1625–75) утверждал, что в наступившую эсхатологическую эпоху соблюдение заповедей Торы уже не имеет значения (впоследствии сам он перешел в ислам). Похожие идеи высказывал и другой самопровозглашенный мессия — Якоб Франк (1726–91). Филос. учение Б.Спинозы о единой субстанции мира и ее атрибутах во многом восходит к учению К. об Эн-Соф и сефирот; в то же время, отвергнув понятие о Боге как Личности, Спиноза тем самым отверг саму возможность диалога между Богом и человеком, лежащего в основе всей иуд. религии.
Наиболее массовым течением внутри ортодокс. иудаизма, переведшим идеи К. в конкретную форму повседневной личной и обществ. рел. практики, стал хасидизм, возникший в 1-й пол. XVIII в. в Вост. Европе. Для хасидизма осн. значение имеют не метафиз. спекуляции К., а идеал вдохновляемого Богом праведника, своими делами способствующего осуществлению Божественного преображения мира. Хасидизм подчеркивает центр. положение человека в мироздании: всё вокруг него, в т.ч. животные, растения, орудия труда, пища, имеет душу, и человек призван праведными делами освободить эти души от сил зла, их порабощающих. М.Бубер, выросший в хасидской среде, называл хасидизм «этическим каббализмом». Философия Бубера, подчеркивающая центр. значение диалогического отношения между личностями, во многом носит отпечаток хасидской религиозности.
Начиная с эпохи Возрождения К. оказывала существенное влияние на философию и эзотерическую мистику, в т.ч. за пределами иудаизма. К. интересовались представители флорентийского платонизма — М. Фичино и, в особенности,Пико делла Мирандола, который считал, что К. восходит к единой древней рел. традиции и не находится в противоречии ни с христианством, ни с учениями Пифагора и Платона. С влиянием К. во многом связано учение Пико делла Мирандолы о центр. положении человека в космосе. И. Рейхлин, Агриппа фон Неттесгейм и Парацельс трактовали К. в натуралистическо-магическом ключе, видя в ней учение о связи микрокосма и макрокосма и орудие влияния человека на природу посредством знания символов вещей, открывающего доступ к самим вещам. Я.­Бёме в своей философии также испытал влияние К., в частности лурианской. В рус. философии воздействие К. заметно в концепции всеединства у В.­Соловьёва, в софиологии П.­Флоренского и т.д.
Источн.: Zohar / Transl. D.C. Matt. Woodstock, 2002; Зоар: Каббала: Тайное учение / Сост. М. Лайтман. М., 2002.
Лит-ра: Соколов Н.П. Каббала, или Религиозная философия евреев. Казань, 1870; Соловьев В.С. Каббала // Собрание сочинений. СПб., 1914, т. 10; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Тель-Авив, 1984; Бурмистров К. В. Соловьёв и Каббала: К постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник. М., 1997, с. 7–104; Розин М. От синайских скрижалей до Каббалы и хасидизма: Мистическая деградация современного иудаизма. Иерусалим, 1999; Дьяков А.В. Гностицизм и Каббала: Параллели и взаимодействие // Россия: Духовная ситуация времени 3–4 (2000), 63–74; Franck A. La Kabbale ou la Philosophie religieuse des HОbreux. P., 1889; MЯller E. Der Sohar und seine Lehre. W., 1932; Blau I.L. The Christian Interpretation of the Cabala in the Renaissance. NY., 1944; Vajda G. Introduction И la pensОe juive du Moyen-еge. P., 1947; Langer G. Liebesmystik der Kabbala. MЯ., 1956; Secret F. Le Zohar chez les kabbalistes chrОtiens de la Renaissance. P., 1964; Idem. Notes sur les hОbraХzants chrОtiens de la Renaissance. P., 1964; Scholem G. Kabbala. Jerusalem, 1974; Mopsik Ch. La Cabale. P., 1988; Goetschel R. La Kabbale. P., 1992; Mopsik Ch. Cabale et cabalistes. P., 1997; Anidjar G. «Our Place in al-Andalus»: Kabbalah, Philosophy, Literature in Arab Jewish Letters. Stanford, 2002.
В. Никитин, И. Лупандин, А. Горелов

Синонимы:
кабала, кабалистика, каббалистика, лженаука, предание, учение, фемура


  1. каббаладр.евр. букв. предание ср.век. религ.мистич. учение получившее распространение среди приверженцев иудаизма. й книгой в крой примерно в в. произведена запись учения К. бы...Атеистический словарь
  2. каббаладр.евр. букв. предание ср.век. религ.мистич. учение получившее распространение среди приверженцев иудаизма. й книгой в крой примерно в в. произведена запись учения К. ...Атеистический словарь II
  3. каббаладревнеевр. буквально предание мистическое течение в Иудаизме. К. соединила пантеистические построения Неоплатонизма и мифологемы Гностицизма emс иудейской верой в Библию...Большая Советская энциклопедия II
  4. каббалаж. cabala Итальянорусский словарь. Синонимы кабала кабалистика каббалистика лженаука предание учение фемура...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. каббалаот древнеевр.получать теория откровения в еврейской традиции тайная интерпретация Библии. В развитии Каббалы различают три периода докаббалистический период в. когда н...Евразийская мудрость от А до Я
  6. каббаладревнееврейское буквально предание мистическое течение в иудаизме стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы Пятикнижие в Ветхом Завете и других священных книг. ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. каббалаКаббала подревнееврейски предание мистическое течение в иудаизме стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы Пятикнижие в Ветхом Завете и других священных книг. С...Исторический словарь
  8. каббалаКАББАЛА КАБАЛА ы ж. cabale f. ampLTдр.евр. quabblah предание. strong. Средневековой мистическое учение в иудаизме проповедавшее поиск основы всех вещей цифрах и буквах ев...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  9. каббалаКаббала cabbala...Латинский словарь
  10. каббалакорень КАББАЛ окончание А Основа слова КАББАЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КАББАЛ А Слово Каббала содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  11. каббалаНачальная форма Каббала слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж имя одушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. каббалаKabbalah иврит предание гл. традиция иудейского мистицизма. Согласно каббалистическим поверьям возможен прямой контакт с божественным основанный на астрологии и изучении...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  13. каббалаот древнеевр. букв. предание традиция устная передача религиозных заповедей сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. По существу каббала ...Начала современного естествознания
  14. каббалаКАББАЛА древнеевр. Qabbalah принятие предание сокровенная тайная мудрость еврейских раввинов средневековья унаследованная из более древних эзотерических доктрин касающи...Новейший философский словарь
  15. каббаладревнеевр. Qabbalah принятие предание сокровенная тайная мудрость еврейских раввинов средневековья унаследованная из более древних эзотерических доктрин касающихся Боже...Новейший философский словарь II
  16. каббалакаббала ж. То же что кабала ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  17. каббалаот древнеевр. qabbel получать qabbalah теория откровения в еврейской традиции тайная интерпретация Библии. В развитии Каббалы различают три периода докаббалистический п...Новый философский словарь
  18. каббалакаббала каббала ы мистическое учение...Орфографический словарь
  19. каббалаu жu учение в иудаизме кабала кабалистика каббалистика лженаука предание учение фемура...Орфографический словарь русского языка
  20. каббалаОрфографическая запись слова каббала Ударение в слове каббала Деление слова на слоги перенос слова каббала Фонетическая транскрипция слова каббала [кбла] Характеристика ...Полный фонетический разбор слов
  21. каббала.strong Евр. Древнехалдейская Тайная Доктрина сокращенно Kabala. Оккультная система передаваемая устно но признавая традицию сама она не составлена из чисто традиционных ...Религиозные термины
  22. каббаласм. Кабала....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  23. каббалакаббала ы мистическое учениеem Синонимы кабала кабалистика каббалистика лженаука предание учение фемура...Русский орфографический словарь
  24. каббалакаббала ж. рел. cabbala каббалистика ж. cabbalism каббалистический cabbalistic....Русско-английский словарь II
  25. каббалакаббала...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  26. каббалакаббала...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  27. каббалаkabala zlana pareoana...Русско-латышский словарь
  28. каббалакаббала ы иem кабала ы течениев иудаизмеСинонимы кабала кабалистика каббалистика лженаука предание учение фемура...Русское словесное ударение
  29. каббалаот древнеевр. qabbel получать qabbalah теория откровения в еврейской традиции тайная интерпретация Библии. В развитии Каббалы различают три периода докаббалистический п...Сверхкраткий философский словарь
  30. каббалаот евр. qabbalah предание оккультное учение уходящее корнями в иудаизм выраженное в эзотерикосимволической форме. Согласно неортодоксальной иудейской теологии существуе...Символы, знаки, эмблемы
  31. каббалаКАББАЛА Кабала от евр. кабал приобщать посвящать во чтол. ср. араб. кыбла сторона в которую обращаются мусульмане при молитве и греч. Кибела лат. Сybele богиня плодор...Словарь астрологических терминов
  32. каббалаКАББАЛА евр. kaballah предание. Мистическое тайное учение иудеев имевшее целью объяснить св. Писание которое по мнению этого учения должно заключать тайный смысл понятный...Словарь иностранных слов русского языка
  33. каббаласредневековое религиозномистическое учение получившее распространение среди приверженцев иудаизма. В Книге творения ее анонимный автор учил что основа всего сущего едины...Словарь исторических терминов
  34. каббалакаббала кабала каббалистика предание учение Словарь русских синонимов. каббала сущ. колво синонимов каббалистика лженаука предание учение фемура Словарь синони...Словарь синонимов II
  35. каббалакаббала кабала каббалистика предание учение...Словарь синонимов
  36. каббалаB сущu см. _Приложение IIкаббалистика средневековое религиозномистическое учение получившее особое распространение в иудаизмекаббалыСведения о происхождении словаЭто древ...Словарь ударений русского языка
  37. каббаладавньовр. kabblh тамна наука и ж. Середньовчне мстичне вчення в удазм яке проголошувало пошук основи всх речей у лтерах цифрах врейсько абетки а також в амулетах форму...Словник мови Стуса
  38. каббаладр.евр. букв.предание мистич. течение в иудаизме. К. соединила пантеистич. построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. ...Советский философский словарь
  39. каббалаКАББАЛА древнееврейское буквально предание мистическое течение в иудаизме стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы Пятикнижие в Ветхом Завете и других священны...Современная энциклопедия
  40. каббалакаббала см. кабала....Толковый словарь иностранных слов
  41. каббалаКАББАЛА ж. То же что кабала ....Толковый словарь русского языка
  42. каббалаУдарение в слове каббалаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове каббала...Ударение и правописание
  43. каббалаКАББАЛА др.евр. букв. преданиеem мистич. течение в иудаизме. К. соединила пантеистич. построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир...Философская энциклопедия
  44. каббаладр.евр. букв. предание фантастич. тайное учение евреев являющееся своеобразным сочетанием вост. мифологии с идеями эллинистич. науки. К. возникла во в. и представляла ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  45. каббалапередача религиозных заповедей в устной форме. Каббала возникла у древних евреев до появления письменно изложенных религиозных законов. В более узком смысле каббала это с...Человек и общество
  46. каббалаЛаб Каббала Кабала Кааба Балка Бал Бак Бабка Баба Абак Аба Лак Каб Кал...Электронный словарь анаграмм русского языка
  47. каббалаКаббала Qabbalah мистическое учение и мистическая практика в еврействе сохранявшаяся первоначально устным преданием что обозначается и самым евр словом принятиеi в объек...Энциклопедический словарь
  48. каббалаQabbalah мистическое учение и мистическая практика в еврействе сохранявшаяся первоначально устным преданием что обозначается и самым евр словом принятиеem в объективном ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  49. каббалаили Сокровенная мудростьstrong Хохма нистерет К. как учение берет свое начало еще со времени Мишны а отдельные элементы ее были известны еще во времена Второго Храма. При...Энциклопедия иудаизма
  50. каббалаКАББАЛАдревнеевр. предание от каббель принимать эзотерическое мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то что каббала как тайное учение была получена в виде...Энциклопедия Кольера II
  51. каббалаКаббала др.евр.em букв. предание мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библи...Энциклопедия культурологии