Юридическая энциклопедия

ФАЦЗЯ

школа законников) — древнекитайские легис- ты. Основные идеи Ф. изложены в трактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), ряд глав которого написан Шан Яном (390— 338 до н.э.). Он обосновывал идеи бюрократически централизованной империи и деспотического правления, опирающегося на жестокие законы (фа) и суровые наказания. Критикуя конфуцианство, Шан Ян писал, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки старых законов». Он считал, что мудрый творит законы, а глупый ограничен ими, и с ними не стоит говорить о государственных делах. Взаимоотношения между населением и государственной властью, согласно легистам, носят антагонистический характер: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». Для Шан Яна и в целом учения Ф. совершенно чужды представления о каких-либо правах подданных по закону, о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности лишь за вину и тл. Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи, наряду с превентивными наказаниями, придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности не только родственников подозреваемого, но и членов общин (дворов), охваченных круговой порукой. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы Ф. (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Так, Хань Фэй (III в. до н.э.) выступил за дополнение законов искусством управления. «Вообще идеал правления, — утверждал он, — это когда подданные не могут постичь тайны управления». Он предпринял также попытку легистской интерпретации ряда основополагающих идей даосизма и конфуцианства с целью совместить эти влиятельные учения. Некоторые другие теоретики школы развивали идеи исторического подхода к закону, что заметно содействовало приспособлению легистской концепции к нуждам политической практики и законодательства. В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада. Соч.: Книга правителя области Шан (Шан цзунь шу). М, 1993; Древнекитайская философия. М., 1973. Т. 2. Лит.: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985; История политических и правовых учений. М., 1995. В.С Нерсесянц

  1. фацзяФАЦЗЯ [кит. школа законников легистов] филос. школа в Др. Китае. Е осн. положения сформулировал Шан Ян i до н. э. автор легистского канона Книга правителя области Шан. З...Большая советская энциклопедия
  2. фацзя[кит. школа законников легистов] философская школа в Древнем Китае. Е основные положения сформулировал Шан Ян до н. э. автор легистского канона Книга правителя области...Большая Советская энциклопедия II
  3. фацзяшкола законников легистов философская школа в Др. Китае.Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направленана укрепление царской власти и создание ...Большой энциклопедический словарь II
  4. фацзяФАЦЗЯ школа законников легистов философская школа в Др. Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и с...Большой Энциклопедический словарь V
  5. фацзяж.i Давньокитайська флософська школа прихильники яко боролися проти пережиткв родового ладу та общиннопатрархальних традицй обстоювали абсолютизм сильну мператорську влад...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. фацзяшкола законников легистов философская школа в Древнем Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа Ф. была направлена на укрепление царской власти и создан...Словарь исторических терминов
  7. "фацзя"школа законников легистов филос. школа в Др. Китае представители крой разрабатывали проблемы управления госвом и народом. Осн. положения Ф. сформулировал Шан Ян казнен в...Советская историческая энциклопедия
  8. фацзяФАЦЗЯ школа законников легистов философская школа в Др. Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и со...Современный энциклопедический словарь
  9. фацзяж. Давньокитайська флософська школа прихильники яко боролися проти пережиткв родового ладу та общиннопатрархальних традицй обстоювали абсолютизм сильну мператорську владу...Толковый словарь украинского языка
  10. фацзяФАЦЗЯ см. Легизм. dd Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия.Гл. редакция Л. Ф. Ильичв П. Н. Федосеев С. М. Ковалв В. Г. Панов. ФАЦЗЯ школа зако...Философская энциклопедия
  11. фацзяза к о н н и к и л е г и с т ы др.кит. школа политич. мысли возникшая в сер. в. до н.э. Осн. ее принципы сформулированы в трактате Книга правителя области Шан Шанцзюнь ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. фацзяшкола в древнекит. философии. Защищала идею суверенного права приспособленного к обстоятельствам и с позиций абстрактного неэтического формализма вступила в полемику с ко...Философский энциклопедический словарь