Юридическая энциклопедия

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

деятельность государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм, а также на их совершенствование. Осуществляется также непосредственно народом путем референдума. В процессе П. происходит возведение государственной воли в закон, в общеобязательные юридические предписания, посредством которых государство целенаправленно воздействует на социальные отношения. В современных цивилизованных государствах П. подчинено определенным руководящим началам, или принципам, — таким, как демократизм, законность, гуманизм, научный характер, техническое совершенство принимаемых актов. П. можно исследовать с материальных и формально- юридических позиций. Так, с одной стороны, содержание правовых норм, являющихся результатом П., отражает влияние экономических, политических, идеологических и иных социальных факторов. В этом процессе происходит сложное многоаспектное формирование права — от возникновения объективных условий правового регулирования с его спецификой и осознания потребности в определенном нормативно- правовом регулировании данных отношений до формулирования права в виде нормативного акта, С другой стороны, П. как «технология» включает в себя сознательно- волевой процесс (формы, способы, процедуры) формулирования правовых норм в законах и других общеобязательных актах. Исследование с материальных позиций позволяет говорить о цивилизационном аспекте П., раскрывающем его особенности в различных культурах в разные исторические эпохи. Так, в странах мусульманского Востока до прихода туда европейцев в силу слитности права и религии государственное нормотворчество носило подзаконный характер, а условием вступления в силу актов правителя было их соответствие исламу. В Оттоманской империи, например, такие акты получали своеобразную санкцию в форме «фетвы» высшего религиозного авторитета — шейх-уль-ислама. Элементы этого исламского «конституционного контроля » в ряде стран мусульманского Востока существуют до нашего времени. Культурно-цивилизационные особенности П. отчетливо проявляются при рассмотрении двух исторических эпох в развитии права — традиционной и цивилизованной. В первую право (существующее еще в зачаточном состоянии), как и окружающий мир, считается нерукотворным и воспринимается как элемент «мирового порядка», а роль государства в формировании права еще крайне незначительна. Задачей законодателя было не установление новых, а отбор в традиционных правилах наиболее мудрых и справедливых предписаний. Поиском» и «извлечением» права занимаются специально подготовленные люди, сведущие в праве и религии. В этих условиях основным способом развития и приспособления права к изменяющимся условиям было толкование. Пережиточные формы такого П. сохраняются в ряде регионов Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Океании и т.д. В условиях цивилизации решающую роль в П. играет государство. В этом случае можно рассматривать П. с формально-юридической точки зрения по таким его «параметрам», как: 1) характер субъектов П.; 2) степень участия в П. государства; 3) степень обобщенности издаваемых норм; 4) характер правотворческого процесса. Так, субъектами правотворчества могут быть компетентные органы государства, народ, выражающий свою волю путем референдума, а также общественные институты — политические партии, профсоюзы и т д . В рамках государства П. осуществляется парламентом, главой государства, правительством, судами (там, где судебные акты признаются источником права), а в федеративном государстве — федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации. В международном праве субъектами П. могут быть государства, заключающие двух- и многосторонние соглашения, и международные организации. По степени участия государства П. можно разделить на непосредственное и опосредованное, или косвенное. При непосредственном нормы права создаются (изменяются или отменяются) государственными органами либо народом при референдуме. Это — наиболее распространенный вид П. При косвенном П. (санкционировании) государство, не создавая непосредственно правовых норм, придает обязательную силу нормам права, воспринятым от других режимов, либо обычаям, нормам общественных организаций, частных компаний и т д . Например, в Великобритании местный обычай, действующий «с незапамятных времен », считается правовым уже в силу этого факта, а в странах романо-германского права он не считается правовым без санкции государства. Обычай может быть санкционирован отсылкой к нему, содержащейся в законе, или использованием его в качестве основы судебного решения. В ряде стран существует практика санкционирования норм негосударственных институтов (к примеру, правил, издаваемых в Великобритании частными компаниями — газовыми, электрическими, железнодорожными и т.д.). В ряде стран Европы и Америки торговые палаты, банки и другие частноправовые институты устанавливают общие условия бизнеса и кодексы поведения, профессиональной этики, дают авторитетное толкование коммерческих терминов. Не имея предварительной санкции государства, их правила признаются тем не менее обязательными не только в рамках соответствующих структур, но и в отношениях с субъектами, не входящими в эти структуры. К с а н к ц и о н и р о в а н ию примыкает рецепция права — заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху (например рецепция римского права в странах Западной Европы в 12—15 вв.). По степени обобщенности издаваемых норм П. может быть нормативным и казуальным. Нормативное П. осуществляется там, где законодатель (в широком смысле) формулирует нормы общего характера. Казуальное П. — это правотворчество по поводу свершившегося факта. Здесь конкретное решение суда приобретает в будущем качества юридической нормы при рассмотрении на его основе аналогичных дел. Такая форма П. наиболее характерна для стран англосаксонского права, следующих доктрине судебного прецедента. Кроме того, в рамках практики Европейского Суда в случаях пробелов и/или неясности в праве используются общие нормы и принципы, формулируемые самим Судом ЕС применительно к конкретным делам, а также при реализации преюдициальной компетенции. Распространение правила на нормативное законотворчество означает придание закону обратной силы, что в некоторых сферах правового регулирования (например в сфере уголовного права) недопустимо. Правотворческий процесс включает в себя два этапа: правоподготовительный (т.е. сбор материалов, разработку концепции будущего акта, составление его первоначального варианта и тд.) и правоустанови- тельный, или официальное возведение правящей воли в закон. Официальным основанием для начала этого процесса являются план правотворческих работ либо решение компетентного органа о необходимости издания акта либо, наконец, правотворческая инициатива. Официальный, или правоустановительный, этап правотворческого процесса представляет собой комплекс стадий П., по прохождении которых проект нормативно- правового акта вступает в силу или отклоняется. Эти стадии следующие: 1) правотворческая инициатива; 2) обсуждение проекта; 3) голосование по проекту (в случае принятия нормативного акта коллегиальным органом); 4) официальное опубликование акта. Указанные стадии присущи правотворческому процессу в целом, хотя его особенности во многом обусловлены юридической силой принимаемых актов. Г.И. Муромцев

  1. правотворчествоПРАВОТВОРЧЕСТВО деятельность rocва по руководству обществом осуществляемая в форме издания нормативных актов выражающих гос. волю правящего класса в виде общеобязат. прав...Большая советская энциклопедия
  2. правотворчестводеятельность государства по руководству обществом осуществляемая в форме издания нормативных актов выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательны...Большая Советская энциклопедия II
  3. правотворчествоособая форма государственной и общественной деятельности по созданию изменению и отмене правовых норм учитывающая социальные потребности и интересы общества....Большой толковый социологический словарь II
  4. правотворчествоодна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями но везде оно направлено на создание и совершенствование единой внутренне...Большой юридический словарь
  5. правотворчествоПРАВОТВОРЧЕСТВО одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями но везде оно направлено на создание и совершенствование...Большой юридический словарь II
  6. правотворчестводеятельность управомоченных органов государства направленная на создание изменение или отмену правовых норм а также на их совершенствование. В процессе п. происходит возв...Государство и право
  7. правотворчествосоциальная государственная и общественная деятельность в результате которой создается система законодательных актов и других правовых норм обеспечиваемых принудительной с...Краткий социологический словарь
  8. правотворчествоНачальная форма Правотворчество винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  9. правотворчествоправотворчество правотворчество а...Орфографический словарь
  10. правотворчество.Правотворчество деятельность по планированию правотворчества разработке принятию изданию подписанию опубликованию и мониторингу правовых актов. Источникstrong ЗАКОН г....Официальная терминология
  11. правотворчествоОрфографическая запись слова правотворчество Ударение в слове правотворчество Деление слова на слоги перенос слова правотворчество Фонетическая транскрипция слова правотв...Полный фонетический разбор слов
  12. правотворчествоправотворчество а...Русский орфографический словарь
  13. правотворчествосущ. lawmakingсубъект правотворчества законодательem lawmaker судебное правотворчество...Русско-английский юридический словарь
  14. правотворчествосущ. lawmakingсубъект правотворчества законодательem lawmaker судебное правотворчество...Русско-английский юридический словарь
  15. правотворчествоRechtsschpfung Rechtssetzung...Русско-немецкий юридический словарь
  16. правотворчествоправотворчество...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  17. правотворчествоПРАВОТВОРЧЕСТВО одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями но везде оно направлено на создание и совершенствование...Словарь юридических терминов
  18. правотворчествоособая форма государственной и общественной деятельности по созданию изменению и отмене правовых норм учитывающая социальные потребности и интересы общества....Социология права. Словарь специальных терминов
  19. правотворчествоправовая форма деятельности органов государства и населения страны направленная на официальное создание санкционирование изменение и отмену норм права. Субъекты правотвор...Теория государства и права
  20. правотворчествоУдарение в слове правотворчествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове правотворчество...Ударение и правописание
  21. правотворчестводеятельность направленная на подготовку издание совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы непосредственное П. референдум и опосредованное г...Экономика и право
  22. правотворчествоСоч Сотр Соте Сортер Сорт Сорорат Сор Сопр Сопот Сопор Соотво Совр Совет Сова Соавтор Сеча Сетора Сет Серп Серовато Серов Серо Серв Сера Септ Севр Сев Свч Сворот Свора Св...Электронный словарь анаграмм русского языка
  23. правотворчествоодна из важнейших сторон деятельности государства форма его активности имеющая непосредственной целью формирование правовых норм их изменение дополнение или отмену. По св...Энциклопедический словарь конституционного права
  24. правотворчестводеятельность направленная на подготовку издание совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы непосредственное П. референдум и опосредованное г...Энциклопедический словарь экономики и права
  25. правотворчествоодна из важнейших сторон деятельности государства форма его активности имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм их изменение отмену или дополнение....Энциклопедия юриста