История психологии в лицах

ЛОКК

(Locke) Джон (1632-1704) -английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса и прежде всего сенсуалистическую теорию познания. Родился в пуританской семье мелкого чиновника-юриста. Окончил Вестминстерскую школу, учился в ун-тах Лондона и Оксфорда (1656), где вскоре защитил дис. на звание магистра. В течение нескольких лет преподавал в Оксфорде греческий язык, литературу и философию, а затем занялся еще и медицинской практикой. В 1668 г. был избран в Лондонское королевское общество. Увлекся политикой и в Лондоне поступил на службу к высокопоставленному политическому деятелю. В 1681 г. после участия в неудавшемся заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в Голландию. В 1688 г. возвращается на родину и публикует ряд своих философских и политических трудов, написанных им ранее: Опыт о человеческом разумении (1690), над которым работал около 20 лет; Письма о веротерпимости; Трактаты о государственном правлении, где впервые выдвинул идею о государстве, построенном на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Позднее был опубликован трактат О пользовании разумом (1706) и др. В своих основных трудах Л. развивает теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира, а также концепцию человека, в которой отрицал декартовскую идею о существовании врожденных идей (в том числе врожденности идеи Бога). Человек от рождения, утверждал Л., не обладает никакими знаниями (его сознание — чистая доска), и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт, считает Л., является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка (сопоставление и абстрагирование), после чего простые идеи преобразуются в сложные (модусы, субстанции и отношения). В этом, по Л., и состоит процесс познания. Идеи по степени значимости для знания Л. разделял на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. По достоверности делил знание на бесспорное и вероятное (т.е. мнение). По степени точности различал три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное или интуитивное), демонстративное (доказывающее) и чувственное, т.е. достигаемое посредством чувств. Большое значение для ранней истории научной психологии имело локковское различение первичных и вторичных качеств простых идей внешнего опыта. Первичные качества простых идей существуют вне зависимости от нашего восприятия и являются характеристиками объекта (например, размер и форма объекта). Вторичные — существуют только в нашем восприятии: это вкус, запах, цвет, звук, прикосновение. Например, боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану. Подобные взгляды до Л. высказывал Г. Галилей (1564— 1642), и они полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. А если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия есть ни что иное, как реальность субъективная. Отсюда характеристики предметов, которые присущи им независимо от любого восприятия — это первичные качества. Различение первичных и вторичных качеств было впоследствии поставлено под сомнение Дж. Беркли (1685—1753), который утверждал, что все качества являются вторичными, поскольку физические объекты существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Еще одним важным научным вкладом Л. была разработка теории ассоциации идей. Представления о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа Л. объединил в психохимическую концепцию, развиваемую в теории ассоциации идей. Согласно этой точке зрения сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей. Именно так, по Л., в полном согласии с законами физики работает сознание человека. Базовые элементы психики (простые идеи) являются неделимыми (как и их материальные аналоги — атомы в галилеевско-ньютоновской системе Вселенной). Из сочетаний, взаимодействий и комбинаций простых идей и образуется все многообразие знания, которое истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Несмотря на утверждение, что реальная сущность вещей остается неизвестной и ум имеет дело лишь с номинальными сущностями, Л. нельзя считать агностиком. Он обратил внимание на активность субъекта в познавательном процессе и видел выход в том, что задача человека — знать не все, а только то, что важно для его поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечивается способностями человека. Идеи Л. оказали большое влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и развитие философии, психологии и др. наук (в Англии: Дж. Толланд, Дж. Пристли, Дж. Беркли, Д. Юм; во Франции: Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро). Идеи Л. положили начало ассоцианиз-му в психологии, в том числе развитию представлений о деятельности психики и тела по аналогии с работой машины. Основные труды Л.: Works, v. 1-10, L, 1801; В рус пер. Избранные философские произведения, т.1-2,М, 1960; Сочинения, т. 1-3, М., 1985. Л.А. Карпенко

  1. локкLocke Джон английский философ основательлиберализма. В Опыте о человеческом разумении разработалэмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идейутв...Большой энциклопедический словарь II
  2. локкЛокк Джон англйський флософ полтик. Найважливш прац Локка так як Послання про вротерпимсть Два трактати про державне правлння Есе про людське пзнання Думки з привод...Енциклопедія політичної думки
  3. локкЛОККstrongLocke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставра...История философии II
  4. локкЛОКК Вилльям Джон William John Locke английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение лет был секретарем Королевского института британских архитектор...Литературная энциклопедия
  5. локкВилльям Джон [William John Locke ] английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение лет был секретарем Королевского института британских архитекторов. ...Литературная энциклопедия II
  6. локкЛОКК Вилльям Джон William John Locke английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение лет был секретарем Королевского института британских архитектор...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. локкЛОКК Locke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в...Новейший философский словарь
  8. локкLocke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англ...Новейший философский словарь II
  9. локкЛокк прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  10. локкЛокк Локк Джон Locke John strong Английский философсенсуалист положивший начало эмпиризму в психологии основоположник ассоциативной психологии основатель либерализма сч...Сводная энциклопедия афоризмов
  11. локклокк сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  12. локкLocke Джон .VIII. .X. англ. философ автор трудов по философии теологии политич. теории педагогике экономич. вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксф...Советская историческая энциклопедия
  13. локкЛОКК Locke Джон английский философ создатель идейнополитической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая ...Современная энциклопедия
  14. локкЛОКК Locke Джон августа Рингтон октября Отс английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медиц...Современный энциклопедический словарь
  15. локкЛОКК Locke Джон английский философ основатель либерализма. В Опыте о человеческом разумении разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных и...Современный энциклопедический словарь
  16. локкЛОКК Locke Джон англ. философ и политический мыслитель разработал эмпирическую теорию познания и идейнополитическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окон...Философская энциклопедия
  17. локкдив. Локк Джон...Філософський енциклопедичний словник
  18. локкЛокк Джон Locke род. августа г. Отец его диссидентпуританин дал сыну строго религиозное воспитание. Из вестминстерской монастырской школы Л. поступил в оксфордский уни...Энциклопедический словарь
  19. локкДжон Locke род. августа г. Отец его диссидентпуританин дал сыну строго религиозное воспитание. Из вестминстерской монастырской школы Л. поступил в оксфордский унив. гд...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  20. локкЛОКК Locke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в...Энциклопедия История философии
  21. локкЛокк Locke Джон . . Уайт английский философпросветитель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи естеств...Энциклопедия социологии