Энциклопедия История философии

ЛОКК

ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности. В процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Вскоре после славной революции 1688 Л. возвращается в Англию и выпускает один за другим свои философские и политические труды, написанные им ранее. Важнейший из них - Опыт о человеческом разуме (1690), написанию которого он посвятил в общей сложности около 20 лет. Почти одновременно были опубликованы Письма о веротерпимости, Трактаты о государственном правлении и др. К названным примыкают следующие значительные произведения: О пользовании разумом (1706), Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге(1694). В своем основном труде Л. развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека - отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который понимается философом как сугубо индивидуальный, а не результирующий из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей, которыми Л. обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Эти составляющие - т.наз. простые идеи, которые входят в состав либо внешнего (external), либо обращенного внутрь (inward) опыта. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, который Л. называет рефлексией, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи - еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано деятельностью рассудка (абстракции). Посредством данной деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Процесс познания, по Л., и характеризуется как восхождение от простых идей к сложным. Простые идеи внешнего опыта делятся на две группы, различные по их содержанию, - идеи первичных и идеи вторичных качеств. Только идеи первичных качеств, с точки зрения Л., дают нам истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если их группировать соответствую- щим образом, позволяют нам, самое большее, различать в настоящем вещи по их номинальным сущностям. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущность вещей, с его т.зр., остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями. Однако Л. нельзя считать агностиком. По Л., наша задача - знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Он обратил также внимание на активность субъекта в познавательном процессе. Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее), что вносит в концепцию Л. рационалистический элемент. В основе социальной философии Л. лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о естественном правеи общественном договоре, согласующееся с его теорией познания. Политическая теория, изложенная им в Двух трактатах о государственном правлении (1690), направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом. Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Данная концепция подводит Л. к созданию теории разделения властей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную. Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Правительство не имеет права действовать произвольным образом, оно само обязано подчиняться законам, по сути дела, не им первоначально сформулированным. Народ остается при этом безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. развивает идею буржуазного конституционного правления. Конституционная парламентская монархия, с его т.зр., выступает как наиболее оптимальная форма такого баланса. Он отрицал абсолютный политический приоритет королевской власти. Л. не создал последовательного этического учения. Его этика имеет своим отправным пунктом отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов. На этой основе он развивает концепцию буржуазного здравого смысла. Морально благим он именует то, что ведет к длительному, непреходящему удовольствию человека, т.е. то, что полезно. Морально злым является, наоборот, то, что ведет к длительным страданиям, т.е. вредно. Всеобщий закон нравственности, считал Л., должен иметь основание в Божественном откровении. Представление о Боге у каждого сугубо индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость - одно из условий законного правления. Защите религиозной свободы Л. посвятил четыре письма о веротерпимости. Философия Л. была вершиной в развитии британского материализма нового времени. Его идеи положили начало эмпиризму как одному из направлений французского материализма и ассоцианизму в психологии; использовались в теориях Беркли и Юма. В различной степени, и подчас очень противоречиво, теория познания Л. оказала влияние на деиста А.Коллинза, моралистов Д.Шэфтсбери и Б.Мандевиля, естествоиспытателя Д.Гартли. Этические и политические взгляды Л. во многом были восприняты Толандом, Монтескье. Его политическая философия нашла отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций. [См. также Опыт о человеческом разумении (Локк), Трактат о гражданском правлении (Локк).] И.Н. Андреева


  1. локкLocke Джон английский философ основательлиберализма. В Опыте о человеческом разумении разработалэмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идейутв...Большой энциклопедический словарь II
  2. локкЛокк Джон англйський флософ полтик. Найважливш прац Локка так як Послання про вротерпимсть Два трактати про державне правлння Есе про людське пзнання Думки з привод...Енциклопедія політичної думки
  3. локкLocke Джон английский философпросветитель педагог основоположник социальнополитической доктрины либерализма создатель основ эмпирической психологии. Развил многие филосо...История психологии в лицах
  4. локкЛОККstrongLocke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставра...История философии II
  5. локкЛОКК Вилльям Джон William John Locke английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение лет был секретарем Королевского института британских архитектор...Литературная энциклопедия
  6. локкВилльям Джон [William John Locke ] английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение лет был секретарем Королевского института британских архитекторов. ...Литературная энциклопедия II
  7. локкЛОКК Вилльям Джон William John Locke английский писатель. Учился в Кембриджском университете. В течение лет был секретарем Королевского института британских архитектор...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. локкЛОКК Locke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в...Новейший философский словарь
  9. локкLocke Джон английский философпросветитель политический деятель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. Работы Л. относятся к эпохе Реставрации в Англ...Новейший философский словарь II
  10. локкЛокк прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  11. локкЛокк Локк Джон Locke John strong Английский философсенсуалист положивший начало эмпиризму в психологии основоположник ассоциативной психологии основатель либерализма сч...Сводная энциклопедия афоризмов
  12. локклокк сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  13. локкLocke Джон .VIII. .X. англ. философ автор трудов по философии теологии политич. теории педагогике экономич. вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксф...Советская историческая энциклопедия
  14. локкЛОКК Locke Джон английский философ создатель идейнополитической доктрины либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая ...Современная энциклопедия
  15. локкЛОКК Locke Джон августа Рингтон октября Отс английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медиц...Современный энциклопедический словарь
  16. локкЛОКК Locke Джон английский философ основатель либерализма. В Опыте о человеческом разумении разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных и...Современный энциклопедический словарь
  17. локкЛОКК Locke Джон англ. философ и политический мыслитель разработал эмпирическую теорию познания и идейнополитическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окон...Философская энциклопедия
  18. локкдив. Локк Джон...Філософський енциклопедичний словник
  19. локкЛокк Джон Locke род. августа г. Отец его диссидентпуританин дал сыну строго религиозное воспитание. Из вестминстерской монастырской школы Л. поступил в оксфордский уни...Энциклопедический словарь
  20. локкДжон Locke род. августа г. Отец его диссидентпуританин дал сыну строго религиозное воспитание. Из вестминстерской монастырской школы Л. поступил в оксфордский унив. гд...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. локкЛокк Locke Джон . . Уайт английский философпросветитель основоположник социальнополитической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи естеств...Энциклопедия социологии