История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ЯВОРСКИЙ БОЛЕСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

(1877—1942) — музыковед, композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, создатель оригинальной теории музыкального мышления, пытавшейся найти место субъективно-психологическим факторам в объективных законах музыкальной речи. Д-р искусствоведения (1941), профессор Киевской (1916) и Московской консерваторий (1938). В 1895-1897 гг. учился на математическом отделении Киевского ун-та. В 1889 г. окончил Киевское музыкальное училище по классу фортепиано В.В. Пухальского. В 1903 г. — Московскую консерваторию по классу фортепиано Н.Е. Шишкина. По теоретическим дисциплинам учился в классе СИ. Танеева, М.М. Ипполитова-Иванова. Преподавал в музыкальных училищах Москвы (1903—1907), участвовал в организации Народной консерватории и преподавал в ней (1906—1916). В 1912— 1916 гг. — профессор Киевской консерватории по классу фортепиано и теории композиции. С 1921 г. в Москве занимался преподавательской деятельностью, вел музыкально-общественную и организационно-педагогическую работу. В 1921 — 1931 гг. -чл. ГАХН (позднее ГАНС). В 1938-1942 гг. — профессор Московской консерватории. В основе теории музыкального мышления или ладового ритма, созданной Я., лежало понимание музыки как своеобразного вида речи, средства общения. Я. впервые выделил лад как самостоятельную и наиболее специфическую для музыки категорию. Огромное значение теория ладового ритма придавала музыкально-психологическим факторам. Согласно Я., лад есть организация музыкального мышления и речи на основе внутренней слуховой настройки, разнообразие типов которой определяется социально-историческими факторами. Я. активно искал такое психологическое обоснование процессов образования творчески обусловленной слуховой настройки , которое позволило бы объяснить и логику истории музыкального мышления. В противовес сложившейся в то время традиции обоснования психологических явлений музыкального слышания законами акустики, Я., по существу, исходил из собственно музыкальных феноменов слуха. Он предположил, что явления ладовой устойчивости и неустойчивости не должны смешиваться с акустическими качествами консонирования и диссонирования. Устойчивость-неустойчивость — прежде всего эстетические и психологические качества звучания. При этом чувство неустойчивости тритона Я. полагал врожденным для человеческого слуха. Он пытался обосновать связь ладового развития с закономерностями организации внимания, ритмом дыхания и непрерывного сознания. Для Я. только музыкальная психология, данные непосредственного восприятия и их последующая систематизация могут лечь в основу как теории, так и истории музыки. Иными словами, Я. здесь был близок психологизму , как одному из ведущих умонастроений рубежа XIX—XX вв., утверждавшему приоритет психологии в познании объективной действительности как таковой. В этом смысле понятен метод, использованный Я. при разграничении исторических стилей в музыке, где критерием или принципом организации творческого мышления в разные исторические эпохи выступает то или иное личностно-харак-терологическое свойство, приобретающее художественно-эстетический смысл (темпераментность, истовость и т.п.). Я. также ставил задачу (оставшуюся невыполненной) всесторонне исследовать и научно обосновать исполнительский процесс, создать теорию музыкального исполнительства. Теория ладового ритма Я. была в результате широких дискуссий отвергнута, многие его идеи так и не получили дальнейшего развития и обоснования. Тем не менее влияние личности Я., оригинальности его мышления на отечественную музыкальную культуру, на художественно-эстетические взгляды многих выдающихся музыкантов, исследователей, педагогов было исключительно велико. Основные труды: Восприятие ладовых мелодических построений / Экспериментально-психологические исследования, Л., 1926, вып.1; Конструкция мелодического процесса / Структура мелодии /совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской, М., 1929; Избранные труды, т.1, М., 1964,1972; т.2,М., 1987. М.С. Старчеус

  1. яворский, болеслав леопольдовичрод. музыкальный деятель и ученый. Ученик В. В. Пухальского ф.п. и С. И. Танеева сочинение. В профессор Киевской консерватории. С работает в Москве где основывает му...Большая биографическая энциклопедия
  2. яворский болеслав леопольдовичЯворскийstrong Болеслав Леопольдович [. Харьков . Саратов] советский музыковед пианист и композитор доктор искусствоведения . В окончил Московскую консерваторию по клас...Большая Советская энциклопедия II
  3. яворский болеслав леопольдовичЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович российский музыковед и пианист доктор искусствоведения. Создал теорию т. н. ладового ритма. Один из организаторов Народной консерватории ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. яворский, болеслав леопольдовичмузыковед композитор пианист педагог общественный деятель др искусствоведения профессор Киевской и Московской консерваторий. Ученик С.И. Танеева. С участвовал в орган...Педагогический терминологический словарь
  5. яворский болеслав леопольдович[. Харьков . Саратов] музыковед композитор пианист педагог обществ. деятель дер искусствоведения проф. Киевской и Моск. консерваторий. Окончил Моск. консерваторию по ...Российская педагогическая энциклопедия
  6. яворский болеслав леопольдовичмузыковед пианист педагог композитор муз.обществ. деятель. Окончил Моск. конс. по кл. композиции С. И. Танеева по кл. фп. Н. Е. Шишкина. Участвовал в работе Муз.этногра...Российский гуманитарный энциклопедический словарь