История философии

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА СИЦИЛИЯ (490 487 482 430 424 423)

древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: ноэмы *Очищения* и *О природе* сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза с элементами научного рационализма, первобытная по сути демонология с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в литературно-философской историографии Э. именуют то *поэтичнейшим из философов*, то *философичнейшим и ученейшим поэтом*.) Объяснения этому феномену выдвигались различные: от скачкообразной духовной эволюции Э. до его принципиального дуализма (наличие *водонепроницаемых перегородок* в его голове и, соответственно, в философском учении). По Гегелю, *Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до настоящего времени*. Космогония Э. в целом носила натуралистический характер: оболочка космоса затвердевший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в пространстве. Космос лишь небольшой фрагмент Вселенной, остальное необработанная материя. Разделяя мистическое миропонимание орфиков, Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, *корни всех вещей* (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотворимы и неуничтожимы. Элементы эти, произошедшие *от природы и случаем*, по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное абсолютного разделения под воздействием активных нематериальных начал *Любви* и *Вражды*. (Кодировка главных понятий миропонимания Э. являлась чисто мифологической: огонь Зевс, земля Гера и т.д.) Одной из фаз этого процесса у Э. выступает ступень зоогоническая. (У Э. идея морфологической соотнесенности Вселенной и человека, макро-и микрокосма, как и у философии досократиков в целом, принципиальна и осознана.) Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособленных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных *монстров*, последние, в свою очередь, в бисексуальные образования. Последней стадией этого процесса является формирование полноценных животных с половой дифференциацией. Не разделяя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверждал, описывая наряду с физическими и физиологическими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоянно отделяются материальные *истечения*, проникающие в *поры* органов чувств. Э. выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений,животных и людей как наказании за преступление меры (ср. с семантикой апейронизации у Анаксимандра). После очищения от скверны этот *круг рождений* завершается. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. бросился в кратер Этны). В 20 в. к творчеству Э. обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэрроллу), его трактовали как основоположника *неевклидовского видения реальности*, как протагониста художественной картины мира неклассического типа. По текстам Э. предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. всегда оттеняют *какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи*). Творчество Э. рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка; его словаря и спектра вербальных средств выразительности; логических и коммуникативно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его понимания рационального знания: субъект философии Э. не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность.