История философии

ТОЛАНД ДЖОН (16701722)

английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные сочинения: *Племя левитов* (1691, не сохранилось), *Христианство без тайн* (издано анонимно в 1696), *Свободная Англия* (1701), *Письма к Серене* (1704), *Адеисидемон* (1708), *Письма против духовенства* (1712), *Назарянин* (1718), *Тетрадимус* (1720), *Пантеистикон* (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических основаниях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. По мысли Т., *кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек*. Усматривал процесс целенаправленного формирования у людей религиозных предрассудков *на всех ступенях нашей жизни* и у людей *всех званий*. Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности которых *не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях*. Придерживаясь идеи о возможности адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: *У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у самого презренного из его творений*. Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Разум способность души обнаруживать *несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным*. Сформулировал постулаты о единстве материи и движения, трактуя последнее (правда, вне его качественного *измерения*) как атрибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности (*...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна*) и самодвижении материи (*...всякая вещь претерпевает бесконечные изменения, т.е. находится... в непрестанном движении*; *...движение есть существенное свойство всей материи в целом*). Разделяя воззрения о материальности и бесконечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая постулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества (*мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности*). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, *может производить только телесное*. Будучи сторонником тезиса о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного английского материализма 17-18 вв., утверждавшего материалистическое миропонимание уделом элиты, а религию пригодной для утешения масс.