История философии

ПЛОТЬ МИРА

(франц. chair du monde) термин философской системы Мерло-Понти, семантическая определенность которого оформляется на стыке концепций тела, складки и Другого. Согласно Мерло-Понти (работа *Видимое и невидимое*), человек обладает *активно функционирующим телом*, наделенным атрибутивным свойством *касаемости-в-себе* (франц. tangible en soi), которое выступает условием возможности и всякого иного (вовне ориентированною) касания. Последнее, тем не менее, в любой ситуации преломляется, с одной стороны, как *касание мною предмета*, с другой как *касание предметом меня*. Это преломление образует *складку*, и именно посредством таковых складок прочерчивается контур сенсорного чувственно-когнитивного ареала субъекта (ср. у Бахтина: *внутренней территории у культурной области нет, она вся расположена на границах... каждый культурный акт существенно живет на границах*). Однако свою информационно-сенсорную значимость складка обретает лишь при условии наличия Другого, конституирующегося в философии Мерло-Понти, в свою очередь, в качестве *складки-в-себе*: *Другой является условием различения... структур знания и восприятия, складкой-в-себе, тем первоначальным разрывом в структуре бытия, который сплетает между собой разорванное*. Именно посредством Другого как *ты* в отличие от фактически не выделенного из предметного ряда *он* (ср. с идеей Рикёра о невключенности *он* в коммуникативное пространство) и конституируется в концепции Мерло-Понти субъект, открытый для сенсорного опыта (ср. у Марселя: *телесность как пограничная зона между быть и иметь*). Собственно, и само обладание телом как *касанием-в-себе*, по Мерло-Понти, обеспечивается для субъекта *благодаря тому, что Другой открывает нам наше потенциальное тело, виртуально непрерывно сгибая первое во второе, соединяя их складкой*. Свершающееся в виртуальном пространстве вне-пространственной складки *сплетение разорванного*, делающее возможной целостность сенсорного опыта, обеспечивается за счет заполнения пустот разрывов П.М., понятой как *изначальная присутствуемость* (франц. nerprasentierbarkeit). Сама будучи *невидимой*, т.е. не обретая онтологически артикулированной определенности (и, соответственно, не обладая сенсорно значимым модусом существования), П.М., тем не менее, *делает другое видимым* и, таким образом, выступает фундаментальным условием возможности *видимого*. Согласно установке Мерло-Понти, чтобы обозначить П.М., *необходимо ввести старый термин *элемент* в том смысле, в каком он используется, когда говорят о воде, воздухе, земле, огне... Плоть именно в этом смысле является элементом бытия*. При очевидных коннотациях, возникающих в данном контексте в связи с ретроспекцией архаичных (магия касания в *доисторических* культурах и трактовка *мана* в качестве своего рода сенсорного флюида) и классических (трансцендентность абсолютного Бытия в философских онтологиях) традиций, семантика понятия П.М. конституируется у Мерло-Понти вне устоявшегося горизонта онтолого-метафизических концепций. П.М., по Мерло-Понти, будучи *стихией стихий*, вместе с тем, *не является ни материей, ни духом, ни субстанцией*. Таким образом, термин *П.М.* располагается принципиально за рамками категориальных структур, фундированных радикальной оппозицией духа и плоти. По оценке Делеза, *именно Мерло-Понти показал нам, как радикальная *вертикальная* видимость складывалась в Само-видение, и с этой точки зрения сделал возможным горизонтальное отношение между видением и видимым*.

  1. плоть мирафранц. chair du monde термин философской системы МерлоПонти семантическая определенность которого оформляется на стыке концепций тела складки и Другого. Согласно МерлоПо...Словарь постмодернизма
  2. плоть мираПЛОТЬ МИРА франц. chair du monde термин философской системы МерлоПонти семантическая определенность которого оформляется на стыке концепций тела складки и Другого. Согла...Энциклопедия История философии