История философии

МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ

понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной процессуальности. В постмодернистской ретроспективе классическая философия предстает как метафизика *наличия* или *присутствия* (см. Метафизика), в то время как неклассический тип философствования (начиная с критики *натуралистического объективизма* Гуссерлем и исключая интерпретацию Хайдеггером Бытия как чистого присутствия, подвергнутую Деррида критике в качестве метафизического *рецидива*) оценивается философией постмодернизма как инициировавший *критику метафизики, критику понятий бытия и знака (знака без наличествующей истины); фрейдовскую критику самоналичия, т.е. критику самосознания, субъекта, самотождественности и самообладания; хайдеггеровскую деструкцию метафизики, онто-теологии, определения бытия как наличия* (Деррида). Уже пред-постмодернистские авторы демонстрируют смену аксиологических приоритетов: семантически нагруженным оказывается в их системе отсчета не данное (*присутствующее*, или *наличное*), но, напротив, отсутствующее. Так, у Ингардена в семантическом пространстве текста центральную смысловую (смыслообразующую) нагрузку несут так называемые *места неполной определенности*. Собственно, *полное, исчерпывающее определение предметов* в литературном или музыкальном произведении оценивается им как *нечто, выходящее за пределы... эстетического*, именно, *множество возможностей, обозначенных местами неполной определенности*, открывают горизонт *актуализации* тех версий смысла, которые не являются наличными, но *пребывают лишь в потенциальном состоянии* (Ингарден). В семантико-аксиологической системе постнеклассического (постмодернистского) типа философствования понятие *presens* подвергается деструкции во всех возможных аспектах своего содержания: и presens как *наличие* в смысле завершенной данности *наличного* бытия, и presens как *присутствие* в смысле бытия в present continuous. Постмодернизм отвергает возможность метафизического учения о *смысле бытия вообще со всеми подопределениями, которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему и свою историческую связь [наличие вещи взгляду на нее как eidos, наличие как субстанция/сущность/существования (ousia), временное наличие как точка (stigme) данного мгновения, или момента (nun), наличие cogito самому себе, своему сознанию, своей субъективности, соналичие другого и себя, интерсубъективность как интенциональный феномен эго]* (Деррида). Постмодернистская текстология фундирована презумпцией *пустого знака*, выражающей постмодернистский отказ от идеи референции как гаранта наличия смысла знаковых структур (см. Пустой знак, Трансцендентальное означаемое): смысл не эксплицируется (что предполагало бы его исходное наличие), но конституируется в процессе означивания (см. Означивание) как наделения текста ситуативно актуальным значением, не претендующим на статус ни имманентного, ни предпочтительного (правильного, корректного и т.п.). Таким образом, отсутствие исходного значения делает текстовое пространство незначимым (в смысле наличия одного, *наличного*, смысла), но открытым для означивания, предполагающего версифицированную плюральность возможных семантик. Аналогична и постмодернистская концепция *нонсенса* как отсутствия смысла, являющегося условием возможности смыслогенеза. Конституирование в философии постмодернизма М.О. в качестве одной из парадигмальных презумпций во многом конгруэнтно переориентации современного естествознания *от бытия к становлению*: так, возможные версии упорядочивания неравновесных сред трактуются синергетикой в качестве диссипативных, т.е., с одной стороны, оформляющихся за счет энергетических потерь системы (энергетического отсутствия), а с другой принципиально неатрибутивных, имеющих лишь ситуативно актуальную значимость.

  1. метафизика отсутствияМЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯstrongпонятие постмодернистской философии конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИ...История философии II
  2. метафизика отсутствияпонятие постмодернистской философии конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления см. Постметафизическое мышление и фиксирующее в своем сод...Словарь постмодернизма
  3. метафизика отсутствияМЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ понятие постмодернистской философии конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления см. Постметафизическое мышление и ...Энциклопедия История философии