История философии

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

понятие, введенное в оборот Бергсоном (*Два источника морали и религии*, 1932); активно использовалось Поппером в книге *Открытое общество и его враги* для преодоления методологических установок *историцизма* как (по его мнению) адекватного теоретического обоснования ценностей тоталитаризма. Поппер рассматривал *историцизм* как средство защиты *закрытого* общества. *Закрытым*, по Попперу, выступает общество, организованное на основе авторитарно установленных неизменных норм. В противовес ему, О.О. основано, по убеждению Поппера, на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения встающих перед ним проблем. *Я не во всем и не всегда против насильственной революции, писал Поппер во втором томе вышеуказанного сочинения, вместе с христианскими мыслителями средневековья и Возрождения я готов оправдать тираноубийство, когда насильственный переворот не имеет альтернативы. Однако думаю, что любая революция имеет смысл, если имеет целью восстановление демократии, но не в расхожем смысле (*правление народа*, или *власть большинства*), а тогда, когда социальные институты (особенно всеобщие выборы, право народа сместить правительство) реализуют общественный контроль за деятельностью управленческих структур и ненасильственные реформы*. По мысли Поппера, О.О. суть такое общество, в устройстве которого присутствует в качестве неотъемлемой процедура перманентного пересмотра доминирующих общественных проектов и устранение от власти тех, кто с ними неразрывно связан. Концепция О.О. выступила своеобычным приложением философии познания Поппера к социальным, экономическим и политическим проблемам. Так как ничего нельзя знать наверняка, а можно лишь высказывать предположения, которые, в свою очередь, могут оказаться ошибочными, то процесс пересмотра ошибочных предположений и составляет суть развития знания. Поэтому, согласно Попперу, главным в этом процессе является гарантия возможной фальсификации (опровержения теории), которой не помешают ни догма, ни внутренние интересы научного сообщества. Демократия понималась Поппером как возможность смены правительства без применения насилия: *...В своей книге Открытое общество и его враги я предложил рассматривать в качестве основной проблемы рациональной политической теории совершенно иной вопрос. В отличие от старого, новый вопрос можно сформулировать так: как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития, без насилия?*. Интерпретируя понятие и принцип демократии, лежащей в основании О.О., Поппер отмечал следующее: 1). Демократию в принципе недопустимо характеризовать как правление большинства, даже в контексте важности института всеобщих выборов. Действия властей должны быть реально ограничены правом народа сместить их без кровопролития. Следовательно, если власть предержащие не обеспечивают эффективности социальных институтов, гарантирующих меньшинству право инициировать адекватные реформы, такой режим определенно может квалифицироваться как тирания и диктатура. 2). Демократическая конституция, следовательно, изначально исключает лишь единственный тип изменений в наличной совокупности законов трансформации, подвергающие опасности саму демократию. 3). Демократия, в целом призванная поддерживать меньшинство, не распространяется, по мнению Поппера, в первую очередь на тех людей, кто попирая закон, подстрекает других к насильственному ниспровержению демократии. 4). Политическая линия на всестороннее развитие охраняющих демократию общественных институтов не должна абстрагироваться от реальной и универсальной тенденции наличия скрытых антидемократических интенций во властных структурах и массе индивидов. 5). Падение демократии не имеет сопоставимой социальной цены это исчезновение всех прав. Даже при условии сохранения экономического роста социальное повиновение произволу властей становится императивом. 6). Стрессовый эффект насильственных перемен для каждой цивилизации практически всегда реанимирует антидемократические тенденции. Поппер впоследствии выделил главные характеристики О.О.: отказ от любых притязаний кого бы то ни было на владение абсолютной истиной; законность свободных обсуждений любых социальных проблем вкупе с традицией того, чтобы результаты публичных дискуссий оказывали влияние на политику; наличие институтов, содействующих свободе тех, *кто не ищет выгоды*. О.О., согласно Попперу, и реальность, и некий идеал. Демократия, по Попперу, когда она есть, указывает путь в реальное О.О. По мнению Поппера, только в условиях демократии и О.О. существует реальная возможность уйти от многих бед. С точки зрения Поппера, *если мы насильственно разрушим социальный порядок, мы будем ответственны не только за бесчисленные жертвы, но создадим ситуацию, при которой несправедливость и репрессии станут нормой... К сожалению, государство неизбежное зло, которое нельзя упразднить... Нет ничего проще, чем уничтожить человечество, достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конфликты которого разрешаются по большей мере разумным путем*. Чувство социальной ответственности и любовь к свободе наследие, которое, согласно Попперу, мы *обязаны сохранить живым*. Проблема неоднозначности перспектив трансформации ценностей и идеалов О.О. в иные культурные системы освещалась в ряде исследований. Так, очерк Дж.Горера (Gorer) *Культурное сообщество и культурное многообразие*, опубликованный в сборнике *Опасность равенства* (*The Danger of Equality*. London, 1966), был посвящен демонстрации тезиса о том, что четыре базовые свободы, введенные в круг главных ценностей О.О. и устоев демократии и либерализма, свобода слова, свобода религии, свобода от страха и свобода от нужды не имеют пространства адекватных интерпретаций ни в одном языке, кроме английского. Согласно Гореру, ни в одном другом языке нет слова, однозначно соответствующего англоязычному понятию *freedom*, ибо последнее совмещает в себе два значения: *подлежать защите от* и *не иметь препятствий для*. (Ср. у Фромма: *свобода от* и *свобода для*.) Во второй половине 20 в. беспрецедентные усилия в сфере проблематизации, пропаганды и глобального осуществления О.О. предпринял Дж.Сорос. Созданный им *Институт Открытого Общества* внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в совокупность О.О. В книге *Кризис мирового капитализма* (1998) Дж.Сорос отмечает, что хотел бы найти новое понятие *О.О.*, содержащее не только *рыночные*, но и *социальные* ценности. (См. также Бергсон, Поппер.)

  1. открытое обществоОткрытое общество Из книги Два источника морали и религии французского философа Анри Бергсона сторонника интуитивизма и философии жизни. Там же он ввел в обиход и друго...Словарь крылатых слов и выражений
  2. открытое обществоopen society концепция свободного общества Карла Поппера в котором все формы знания и всякая социальная политика могут открыто критиковаться. Он расценивает его как един...Большой толковый социологический словарь
  3. открытое обществолиберальнодемократическое общество в отличие от авторитарного закрытого. Понятие предложено философом Карлом Поппером....Геоэкономический словарь-справочник
  4. открытое обществообщество в котором обеспечен полный обмен информацией и свободный ее выбор со стороны граждан а также не ограничено их перемещение из одной страны в другую....Глоссарий по социологии
  5. открытое обществопонятие введенное К. Поппером и обозначающее демократическое общество которое характеризуется плюрализмом в экономике политике культуре развитыми структурами правового го...Евразийская мудрость от А до Я
  6. открытое обществоОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВОstrongпонятие введенное в оборот Бергсоном Два источника морали и религии активно использовалось Поппером в книге Открытое общество и его враги для прео...История философии II
  7. открытое обществообщество предложенное Джорджем Соросом как общество высшей свободы относительно которого Сорос не дал никакой концепции. Исходя из принципов Духовной Этики открытое общес...Краткий критериологический словарь
  8. открытое обществоэто общество демократическое легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Открытое общество противоположно закрытому т.е. догматическиавторит...Основы духовной культуры
  9. открытое обществофонд Сороса международный благотворительный фонд учрежден в американским предпринимателем Дж. Соросом российскими государственными и общественными организациями. Финанси...Политическая наука - Словарь-справочник
  10. открытое обществоОткрытое общество фонд Сороса международный благотворительный фонд учрежден в американским предпринимателем Дж. Соросом российскими государственными и общественными орга...Политология. Словарь.
  11. открытое обществоopen society...Русско-английский словарь политической терминологии
  12. открытое обществоoffene Gesellschaft...Русско-немецкий экономический словарь
  13. открытое обществоoteven spolenost...Русско-чешский словарь
  14. открытое обществосоциальнофилософское понятие используемое для обозначения демократических обществ характеризуемых плюрализмом в экономике политике культуре развитыми гражданскими и право...Современная западная философия
  15. открытое обществотип общественного устройства в большей степени утвердившийся в развитых демократических странах и являющийся базой для наиболее приемлемой на современном этапе развития ч...Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
  16. открытое обществопонятие введенное в оборот А. Бергсоном Два источника морали и религии активно использовалось К. Поппером в книге Открытое общество и его враги для преодоления методолог...Социологическая энциклопедия
  17. открытое обществообщество где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены....Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  18. открытое обществотип общества характеризующийся высоким уровнем мобильности динамизмом демократической идеологией плюрализмом и охраной прав индивида....Социология права. Словарь специальных терминов
  19. открытое обществотип общества характеризующийся динамичной социальной структурой высокой мобильностью способностью к инновациям критицизмом индивидуализмом и демократической плюралистичес...Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
  20. открытое обществоОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО понятие используемое рядом западных социальнофилософских учений для обозначения демократических обществ античной древности и современ...Философская энциклопедия
  21. открытое обществоОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО понятие введенное в оборот Бергсоном Два источника морали и религии активно использовалось Поппером в книге Открытое общество и его враги для преодоле...Энциклопедия История философии
  22. открытое обществоОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВОПонятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества оно впоследствии употреблял...Энциклопедия Кольера II