История философии

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. и Р. употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития *родовой сущности* человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики *деятельностных способностей* субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание: 1) О. как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной знаково оформляемой и ценностно нагружаемой форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания *сущности* (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О. и Р. и самой терминологии во многом произошло в результате *эпистемологического поворота* в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций феноменология) идею О. и Р. с рассмотрения отношения человек предмет (вещь) на отношение человек знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О.как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии. Здесь они понимаются как технологии Р. знания (снятия содержания и выхода в *чистую* рамку) посредством *выталкивания* его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением *чистой* рамки, т.е. переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. и Р. выступают идеи чтения письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.

  1. опредмечивание и распредмечиваниеОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ категории марксистской философии выражающие собой противоположности единством и взаимопроникновением крых является человеческая предметн...Большая советская энциклопедия
  2. опредмечивание и распредмечиваниекатегории марксистской философии выражающие собой противоположности единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Опредмечивание...Большая Советская энциклопедия II
  3. опредмечивание и распредмечиваниехарактеристики человеческой деятельности. Опредмечивание процесс в котором человеческие способности переходят в предмет благодаря чему предмет становится социальнокульту...Глоссарий философских терминов
  4. опредмечивание и распредмечиваниеОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕstrongпонятия оформившиеся в историкофилософской традиции на стыке немецкой трансцендентальнокритической философии и традиционного маркси...История философии II
  5. опредмечивание и распредмечиваниеОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ понятия оформившиеся в историкофилософской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. Исхо...Новейший философский словарь
  6. опредмечивание и распредмечиваниекатегории выражающие противоположность человеческой предметной деятельности. Опредмечивание процесс в котором человеческие способности психические силы переходят в предм...Прикладные аспекты современной психологии
  7. опредмечивание и распредмечиваниезаттандыру мен затсыздандыру...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  8. опредмечивание и распредмечиваниекатегории марксистской философии выражающие собой противоположности единством и взаимопроникновением крых является человеч. предметная деятельность. Опредмечивание это пр...Советский философский словарь
  9. опредмечивание и распредмечиваниепонятия оформившиеся в историкофилософской традиции на стыке немецкой трансцендентальнокритической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. п...Социологическая энциклопедия
  10. опредмечивание и распредмечиваниеОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ категории марксистской философии выражающие собой противоположности единством и взаимопроникновением которых является человеч. предметна...Философская энциклопедия
  11. опредмечивание и распредмечиваниекатегории марксистской философии раскрывающие внутр. динамизм предметной деятельности взятой в ее наиболее чистом виде как всеобщий способ бытия человеч. культуры способ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. опредмечивание и распредмечиваниесоотносительные категории диалектикоматериалистической философии выражающие существенные стороны деятельности. Под О. понимается процесс материализации в человеческой дея...Философский энциклопедический словарь
  13. опредмечивание и распредмечиваниеОпредмечивание и распредмечивание категории культурологии выражающие характерные особенности практической деятельности человека опредмечивание процесс перехода и воплоще...Энциклопедия культурологии