История философии

ЛОГОЦЕНТРИЗМ

понятие, введенное постмодернистской философией (в контексте парадигмы *постмодернистской чувствительности* см. Постмодернистская чувствительность) для характеристики классической культурной традиции, установки которой критически оцениваются в качестве имплицитно фундированных идеей всепроникающего Логоса, что влечет за собой неадекватное, с точки зрения постмодернизма, осмысление бытия в качестве имеющего имманентную *логику* и подчиненного линейному детерминизму. Феномен логоса в рационалистическом своем истолковании, по оценке постмодернистской философии, фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности, выражающиеся в акцентировании активизма властного, формального, мужского начала, т.е. фактически фигуры внешнего причинения (критика *онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма* у Деррида см. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм). Именно в этом своем качестве понятие логоса как краеугольный камень культуры западного образца подвергается рефлексивному осмыслению в философии постмодернизма: семантико-аксиологическая доминанта европейского рационализма фиксируется Деррида как *империализм Логоса*, базовая структура европейского менталитета оценена Кристевой через *Л. европейского предложения*, налагающий запрет на свободную ассоциативность мышления и др. Кроме того, согласно позиции Л.Сиксус, *логоцентризм подчиняет мысль все концепции, коды и ценности бинарной системе*. Вся западная культурная традиция рассматривается постмодернизмом как тотально логоцентристская, т.е. основанная на презумпции наличия универсальной закономерности мироздания, понятой в духе линейного детерминизма. (Фуко, правда, усматривает также за видимой и культивируемой *логофилией* западной культуры скрытый страх перед непредсказуемыми возможностями дискурса, его потенциальной неограниченной креативностью, т.е. латентную *логофобию* *своего рода смутный страх перед лицом... внезапного проявления... неудержимого, прерывного... а также беспорядочного*.) При тематическом разворачивании содержания культуры такого типа для нее оказываются характерны, по оценке Фуко, как минимум, две *темы*: в онтологическом аспекте *тема универсальной медиации*, в гносеологическом *тема изначального опыта*. Первая из названных *тем* аксиоматически полагает в качестве наличного *смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей*. Подобная посылка инспирирует такое построение философской онтологии, *когда повсюду обнаруживается движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира*. На этой основе формируется образ мира как книги и соответственная интерпретация когнитивных процессов: *если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным чтением?* (Фуко). Линейная версия детерминизма оценивается философией постмодернизма сугубо негативно, и прежде всего в аспекте усмотрения в ее основании идеи преформизма (разворачивания исходно наличной имманентной *логики* процесса). Согласно Лиотару, линейный *детерминизм есть гипотеза, на которой основывается легитимация через производительность: ...последняя определяется соотношением *на входе* / *на выходе*... что позволяет достаточно точно предсказать *выход*. В противоположность этому, постмодернистская философия фундирована той презумпцией, что закономерности, которым подчинена рассматриваемая ею предметность, принадлежат принципиально нелинейному типу детерминизма (см. Неодетерминизм). Процессуальное бытие моделируется постмодернизмом как автохтонное и спонтанное вне того, что Т.Д&ан называет *однолинейным функционализмом*. Обрисованная позиция постмодернистской философии влечет за собой и радикальную критику классической картины мира как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла (см. Метафизика, Постметафизическое мышление), который последовательно развертывается в эволюции мира и может быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в интеллектуальном когнитивном усилии (см. Рационализм). Попытка преодоления Л. осуществляется постмодернистской философией по обеим названным *темам*. Так, применительно к онтологии, Фуко постулирует тотальное отсутствие исходного *смысла* бытия мироздания: *если генеалогист стремится скорее к тому, чтобы слушать историю, нежели к тому, чтобы верить в метафизику, что он узнает? Что за вещами находится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов*. Критике подвергается и классическая презумпция наличия *латентного смысла* истории (см. Постистория). Соответственно, стратегией гносеологических практик оказывается для философии эпохи постмодерна: *не полагать, что мир поворачивает к нам свое легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир не сообщник нашего познания, и не существует никакого пре-дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам*. Любая форма дискурса в этом контексте выступает *как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае как некая практика, которую мы им навязываем*. В рамках подобной стратегии философствования центральным предметом философии оказывается дискурс, понятый в аспекте своей формы, а это значит, что центральное внимание философия постмодернизма уделяет не содержательным, а сугубо языковым моментам. Однако, в условиях отказа от референциальной концепции знака вербальная сфера также предстает ни чем иным, как спонтанной игрой означающего, находящегося, в свою очередь, в процессе имманентной самоорганизации. Начертанный на знаменах постмодернизма отказ от логоцентристской парадигмы проявляет себя и в данной области: как констатирует Р.Барт, *нет больше логической ячейки языка фразы*. Деррида эксплицитно провозглашает *освобождение означающего от его зависимости или происхождения от логоса и связанного с ним понятия *истины*, или первичного означаемого*. С учетом контекста историко-философской традиции Дж.Р.Серль интерпретирует процедуру деконструкции как конституирующую *некое множество текстуальных значений, направленных по преимуществу на подрыв логоцентристских тенденций*. На этой основе феномен Л. дасакрализуется в культуре постмодерна (см. Логотомия) и оценивается как подлежащий логомахии (см. Логомахия). Постмодернизм осуществляет радикальный отказ от идеи линейности и традиционно сопряженной с ней идеи однозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуемой рациональности, выраженной в понятии логоса: как пишет Деррида, *что до линеарности, то я ее всегда ассоциировал с логоцентризмом*. Фундированная философией постмодернизма концепция трансгрессии, предполагающая выход за пределы регулируемой логосом сферы традиционно понятой рациональности (*...по ту сторону знания, власти, сексуальности* у Фуко) также ориентирует на *демонтаж Л.*, который, однако, при своей семантически исчерпывающей тотальности мыслится постмодернизмом (в силу того, что затрагивает самые основоположения западной культуры) как *дело деликатное* (Деррида). (См. также Логотомия, Логомахия, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Центризм.)

  1. логоцентризмпонятие постмодернистской философии введнное для характеристики и критики классической культурной традиции которой свойственны признание принципов логики детерминизма и с...Большая энциклопедия по психиатрии
  2. логоцентризмтермин философии Ж.Деррида обеспечивающий деконструкцию классич. дискурса познания соц. деятельности творчества. В сфере мышления Л. предстает как уверенность в возможнос...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  3. логоцентризмЛОГОЦЕНТРИЗМstrongпонятие введенное постмодернистской философией в контексте парадигмы постмодернистской чувствительности см. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ для хара...История философии II
  4. логоцентризмлогоцентризм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  5. логоцентризмФранц. logocentrisme. Понятие в культурологической концепции Дерриды. С точки зрения Дерриды все законы мироздания и человеческого общества якобы отражающие лишь желание ...Постмодернизм. Словарь терминов
  6. логоцентризмлогоцентризм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. логоцентризмпонятие введенное постмодернистской философией в контексте парадигмы постмодернистской чувствительности см. Постмодернистская чувствительность для характеристики классич...Словарь постмодернизма
  8. логоцентризмRzeczownik логоцентризм m logocentryzm m...Универсальный русско-польский словарь
  9. логоцентризмЛОГОЦЕНТРИЗМ понятие введенное постмодернистской философией в контексте парадигмы постмодернистской чувствительности см. Постмодернистская чувствительность для характер...Энциклопедия История философии