История философии II

ЛОГОЦЕНТРИЗМ


ЛОГОЦЕНТРИЗМ
понятие, введенное постмодернистской философией (в контексте парадигмы ‘постмодернистской чувствительности’ — см.ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ) для характеристики классической культурной традиции, установки которой критически оцениваются в качестве имплицитно фундированных идеей всепроникающего Логоса, что влечет за собой неадекватное, с точки зрения постмодернизма, осмысление бытия в качестве имеющего имманентную ‘логику’ и подчиненного линейному детерминизму. Феномен логоса в рационалистическом своем истолковании, по оценке постмодернистской философии, фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности, выражающиеся в акцентировании активизма властного, формального, мужского начала, т.е. фактически фигуры внешнего причинения (критика ‘онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма’ у Деррида — см.ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ). Именно в этом своем качестве понятие логоса как краеугольный камень культуры западного образца подвергается рефлексивному осмыслению в философии постмодернизма: семантико-аксиологическая доминанта европейского рационализма фиксируется Деррида как ‘империализм Логоса’, базовая структура европейского менталитета оценена Кристевой через ‘Л. европейского предложения’, налагающий запрет на свободную ассоциативность мышления и др. Кроме того, согласно позиции Л.Сиксус, ‘логоцентризм подчиняет мысль — все концепции, коды и ценности — бинарной системе’. Вся западная культурная традиция рассматривается постмодернизмом как тотально логоцентристская, т.е. основанная на презумпции наличия универсальной закономерности мироздания, понятой в духе линейного детерминизма. (Фуко, правда, усматривает также за видимой и культивируемой ‘логофилией’ западной культуры скрытый страх перед непредсказуемыми возможностями дискурса, его потенциальной неограниченной креативностью, т.е. латентную ‘логофобию’ — ‘своего рода смутный страх перед лицом...внезапного проявления... неудержимого, прерывного... а также беспорядочного’.) При тематическом разворачивании содержания культуры такого типа для нее оказываются характерны, по оценке Фуко, как минимум, две ‘темы’: в онтологическом аспекте — ‘тема универсальной медиации’, в гносеологическом — ‘тема изначального опыта’. Первая из названных ‘тем’ аксиоматически полагает в качестве наличного ‘смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей’. Подобная посылка инспирирует такое построение философской онтологии, ‘когда повсюду обнаруживается движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира’. На этой основе формируется образ мира как книги и соответственная интерпретация когнитивных процессов: ‘если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным чтением?’ (Фуко). Линейная версия детерминизма оценивается философией постмодернизма сугубо негативно, и прежде всего — в аспекте усмотрения в ее основании идеи преформизма (разворачивания исходно наличной имманентной ‘логики’ процесса). Согласно Лиотару, линейный ‘детерминизм есть гипотеза, на которой основывается легитимация через производительность: ...последняя определяется соотношением ‘на входе’ / ‘на выходе’... что позволяет достаточно точно предсказать ‘выход’. В противоположность этому, постмодернистская философия фундирована той презумпцией, что закономерности, которым подчинена рассматриваемая ею предметность, принадлежат принципиально нелинейному типу детерминизма (см.НЕОДЕТЕРМИНИЗМ). Процессуальное бытие моделируется постмодернизмом как автохтонное и спонтанное — вне того, что Т.Д'ан называет ‘однолинейным функционализмом’. Обрисованная позиция постмодернистской философии влечет за собой и радикальную критику классической картины мира как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла (см.МЕТАФИЗИКА,ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ), который последовательно развертывается в эволюции мира и может быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в интеллектуальном когнитивном усилии (см.РАЦИОНАЛИЗМ). Попытка преодоления Л. осуществляется постмодернистской философией по обеим названным ‘темам’. Так, применительно к онтологии, Фуко постулирует тотальное отсутствие исходного ‘смысла’ бытия мироздания: ‘если генеалогист стремится скорее к тому, чтобы слушать историю, нежели к тому, чтобы верить в метафизику, что он узнает? Что за вещами находится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов’. Критике подвергается и классическая презумпция наличия ‘латентного смысла’ истории (см.ПОСТИСТОРИЯ). Соответственно, стратегией гносеологических практик оказывается для философии эпохи постмодерна: ‘не полагать, что мир поворачивает к нам свое легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир — не сообщник нашего познания, и не существует никакого пре-дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам’. Любая форма дискурса в этом контексте выступает ‘как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае — как некая практика, которую мы им навязываем’. В рамках подобной стратегии философствования центральным предметом философии оказывается дискурс, понятый в аспекте своей формы, а это значит, что центральное внимание философия постмодернизма уделяет не содержательным, а сугубо языковым моментам. Однако, в условиях отказа от референциальной концепции знака вербальная сфера также предстает ни чем иным, как спонтанной игрой означающего, находящегося, в свою очередь, в процессе имманентной самоорганизации. Начертанный на знаменах постмодернизма отказ от логоцентристской парадигмы проявляет себя и в данной области: как констатирует Р.Барт, ‘нет больше логической ячейки языка — фразы’. Деррида эксплицитно провозглашает ‘освобождение означающего от его зависимости или происхождения от логоса и связанного с ним понятия ‘истины’, или первичного означаемого’. С учетом контекста историко-философской традиции Дж.Р.Серль интерпретирует процедуру деконструкции как конституирующую ‘некое множество текстуальных значений, направленных по преимуществу на подрыв логоцентристских тенденций’. На этой основе феномен Л. дасакрализуется в культуре постмодерна (см. Логотомия) и оценивается как подлежащий логомахии (см.ЛОГОМАХИЯ). Постмодернизм осуществляет радикальный отказ от идеи линейности и традиционно сопряженной с ней идеи однозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуемой рациональности, выраженной в понятии логоса: как пишет Деррида, ‘что до линеарности, то я ее всегда ассоциировал с логоцентризмом’. Фундированная философией постмодернизма концепция трансгрессии, предполагающая выход за пределы регулируемой логосом сферы традиционно понятой рациональности (‘...по ту сторону знания, власти, сексуальности’ у Фуко) также ориентирует на ‘демонтаж Л.’, который, однако, при своей семантически исчерпывающей тотальности мыслится постмодернизмом (в силу того, что затрагивает самые основоположения западной культуры) как ‘дело деликатное’ (Деррида). (см. такжеЛОГОТОМИЯ,ЛОГОМАХИЯ,ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГОЦЕНТРИЗМ,ЦЕНТРИЗМ.)

  1. логоцентризмпонятие постмодернистской философии введнное для характеристики и критики классической культурной традиции которой свойственны признание принципов логики детерминизма и с...Большая энциклопедия по психиатрии
  2. логоцентризмтермин философии Ж.Деррида обеспечивающий деконструкцию классич. дискурса познания соц. деятельности творчества. В сфере мышления Л. предстает как уверенность в возможнос...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  3. логоцентризмпонятие введенное постмодернистской философией в контексте парадигмы постмодернистской чувствительности см. Постмодернистская чувствительность для характеристики классиче...История философии
  4. логоцентризмлогоцентризм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  5. логоцентризмФранц. logocentrisme. Понятие в культурологической концепции Дерриды. С точки зрения Дерриды все законы мироздания и человеческого общества якобы отражающие лишь желание ...Постмодернизм. Словарь терминов
  6. логоцентризмлогоцентризм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. логоцентризмпонятие введенное постмодернистской философией в контексте парадигмы постмодернистской чувствительности см. Постмодернистская чувствительность для характеристики классич...Словарь постмодернизма
  8. логоцентризмRzeczownik логоцентризм m logocentryzm m...Универсальный русско-польский словарь
  9. логоцентризмЛОГОЦЕНТРИЗМ понятие введенное постмодернистской философией в контексте парадигмы постмодернистской чувствительности см. Постмодернистская чувствительность для характер...Энциклопедия История философии