История философии

ИСПОВЕДЬ

центральное произведение Августина Блаженного (датируется 400). Название сочинения полностью адекватно его реальному содержанию: грешник, открывая читателю собственную душу, перед лицом Бога и людей кается во всех своих грехах и возносит хвалу Господу за милость Его. В первых книгах *И.* автор воспроизводит свою биографию (см. Августин Блаженный), делясь с людьми детскими чувствами и педантично перечисляя все свои тогдашние грехи: неумеренное желание материнской груди, беспорядочный образ жизни, упрямство, злоба. Греческий язык, к примеру, юный Августин учит из-под палки. Его родной язык латинский. Лишь под давлением взрослых он все же выучил греческий язык и даже стал считаться одним из лучших учеников. В 371 щедрый меценат Романиан дает мальчику стипендию, и Августин едет учиться в риторскую школу в Карфагене. Этот город был известен в то время как средоточие порока. Юношу одолевают призывы плоти. С самого нежного возраста его мучают неудовлетворенные чувства. *Я прибыл в Карфаген: кругом меня котлом кипела позорная любовь. Я еще не любил, полюбил любить...*, и чуть позже: *Любить и быть любимым было мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной*. Августин жил довольно весело. Юноша ходил в театр, где любил смотреть пьесы о любви. Но при всем при том он не забывал об учебе и учился серьезно. Работая в библиотеке, Августин открывает для себя Цицерона, прочитав его диалог *Гортензий*, до современных читателей не дошедший. Эта книга оказалась для него своего рода озарением: *Я изучал книги по красноречию, желая в целях предосудительных и легкомысленных, на радость человеческому тщеславию стать выдающимся оратором. Следуя установленному порядку обучения, я дошел до книжки какого-то Цицерона, языку которого удивляются все, а сердцу не так. Книга эта увещевает обратиться к философии и называется *Гортензий*. Эта вот книга изменила состояние мое, изменила молитвы мои и обратила их к Тебе, Господи, сделала другими прошения и желания мои. Мне вдруг опротивели все пустые надежды; бессмертной мудрости желал я в своем невероятном сердечном смятении и начал вставать, чтобы вернуться к Тебе. Не для того, чтобы отточить свой язык (за это, по-видимому, платил я материнскими деньгами в своем девятнадцатилетнем возрасте; отец мой умер за два года до этого), не для того, чтобы отточить язык, взялся я за эту книгу: она учила меня не тому, как говорить, а тому, что говорить. Любовь к мудрости по-гречески называется философией; эту любовь зажгло во мне это сочинение. Есть люди, которые вводят в заблуждение философией, которые прикрашивают и прихорашивают свои ошибки этим великим, ласковым и честным именем Цицерона; почти все такие философы, современные автору и жившие до него, отмечены в этой книге и изобличены...*. Чтение заставило Августина *любить, искать, добиваться, овладеть и крепко прильнуть не к той или другой философской школе, а к самой мудрости, какова бы она ни была*. По замечанию автора, к изумлению своих учителей и соучеников он уже на следующий год прочел *Категории* Аристотеля и не нашел их особенно трудными. Однако молодой Августин был разочарован Библией: эту книгу *показалось мне недостойным даже сравнивать с достоинством цицеронова стиля*. Разочаровавшись в Библии, Августин пытается обрести истину в других учениях: узнав о секте манихеев, он получил обещание узнать ответы на все его вопросы. В частности, Августин впервые получил определенный ответ по проблеме сущности Зла (см. Манихейство), мучившей его всю жизнь. В манихейском же призыве к самопреодолению Августин усмотрел то средство, в котором нуждался, чтобы выполнить свое жизненное предназначение. Христианка Моника, мать Августина, как показано в *И.*, имела на сына серьезные виды. Чтобы обратить его в веру истинную, мать искала помощи влиятельных лиц: некий епископ, устав объяснять Монике, что Августин способен сам найти дорогу в жизни, потерял терпение и сказал ей: *Ступай: как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет*. В книге четвертой *И.* Августин описывает, в какой интеллектуальный тупик завели его некоторые учения магия, астрология. Смерть близкого друга и отъезд из Карфагена открыли автору *И.*, что преходящие существа не могут дать нам счастья. Лишь один Господь неизменен. Душа может обрести мир и счастливую жизнь только в Боге. К этому времени Августин уже начинает разочаровываться и в манихействе. Он обнаружил, что это учение отрицает личную свободу, а также жестко разграничивает совершенных людей, хранителей святости, и всех прочих. Августин не мог этого принять, он отмечает в *И.*: *Так как я прочел много философских книг и хорошо помнил их содержание, то я и стал сравнивать некоторые их положения с бесконечными манихейскими баснями. Мне казались более вероятными слова тех, у кого хватило разумения исследовать временный мир, хотя не обрели они Господа его*. Августин был потрясен математическим невежеством Мани, одного из авторитетов секты: *Мани много говорил по вопросам научным и был опровергнут настоящими знатоками. Ясно отсюда, каким могло быть его разумение в области, менее доступной. Он же не соглашался на малую для себя оценку и пытался убедить людей, что Дух Святой, утешитель и обогатитель верных твоих, лично в полноте своего авторитета обитает в нем. Его уличили в лживых утверждениях относительно неба, звезд, движения солнца и луны, хотя это и не имеет отношения к науке веры, тем не менее кощунственность его попыток выступает здесь достаточно: говоря в своей пустой и безумной гордыне о том, чего не только не знал, но даже исказил, он всячески старался приписать эти утверждения как бы божественному лицу*. Отправившись впоследствии в Рим и не найдя интеллектуального удовлетворения и там, Августин держит путь в Милан. В Милане он знакомится с епископом Амвросием, будущим святым. Августин восхищен его проповедями и решает окончательно порвать с манихейством (книга пятая *И.*). Благодаря Амвросию Августин принимает католические представления о вере. В философии же его привлекают вначале идеи скептицизма Новой академии (см. Неоплатонизм, Плотин). Однако уже вскоре Августин обнаружил противоречие в этом учении. Утверждая, что истина недоступна человеку, неоплатоники считали, что изучать следует лишь возможное и правдоподобное. Это не могло удовлетворить Августина, считавшего, что мыслитель должен познавать Мудрость. В книгах седьмой и восьмой *И.* рассказывается о пути Августина к Богу, сущность которого он впервые пытается определить с философской точки зрения. Августин пока еще не считает его чистым духом. Перед ним неотступно стоит вопрос о происхождении зла. Можно ли подкупить Бога? Не только молитвы, но и стремление матери познакомить сына с людьми, способными наставить его на путь веры, дают свои результаты. И все же это непросто. В глубинах души Августина идет бурная внутренняя борьба. (Как отмечал мыслитель, *...когда я стал высвобождаться из-под безусловного подчинения Господу моему, как если бы я обрел свою часть и участь, то понял, что то был Я, который хотел, Я, который не хотел: то был именно Я, который желал одержимо этого безраздельно и отвергал это также безраздельно. И стал я тогда бороться с самим собой, раздирая самого себя...*.) Августин постоянно возвращается к вопросу об отношениях между плотью и духом. Августин приходит к выводу, что Бога необходимо полагать абсолютным существом. Все сущее, будучи творением Божиим, является добром. Зло состоит в отходе от Господа. Случайно Августин обращает внимание на одно место в Послании апостола Павла. Это та благодать Господня, которой ему не хватало для того, чтобы сделать последний шаг в обращении. Августин осознал, что *не в пирах и пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение плоти не превращайте в похоти*. Августин объявляет матери, что готов к обращению. В книге девятой *И.* рассказывается о духовном пути новообращенного мыслителя и его крещении. В конце этой книги рассказывается о смерти его матери и приводится подробное описание ее жизни. В книге десятой *И.* Августин анализирует свойства памяти. Он считает память тем вместилищем или сокровищницей, где скрыты бесчисленные образы, получаемые нами от внешних чувств. По мысли Августина, в памяти содержатся не только образы вещей, отпечатавшихся в духе (объектов, воспринятых органами чувств, воспоминаний о себе самом, составных и расчлененных образов и т.д.), но и сами вещи, которые не могут свестись к образам: научное знание и эмоциональные состояния. Самосознание существует благодаря памяти, которая соединяет прошлое с настоящим и позволяет предвидеть будущее. Память *превращает в настоящее* опыт прошлого и надежду па будущее. Ее постоянное присутствие, которое подтверждается даже забывчивостью, необходимое условие любого человеческого действия. Специфическая функция памяти проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин различает чувственный элемент, например хранящиеся в памяти образы звуков, и объект знания как таковой, который не воспринимается чувствами и, следовательно, не может прийти извне. Понятия вначале содержатся в сердце и в отдаленной области памяти, в разрозненном и беспорядочном состоянии. С помощью рефлексии память их отыскивает, упорядочивает и ими распоряжается. Это и называется знанием. В книге одиннадцатой *И.* Августин обращается к проблеме времени. Он размышляет об акте Творения. Если голос произнес: *Да будут небо и земля!*, значит, существовало тело, обладавшее этим голосом. Если же тело уже существовало, то откуда оно появилось? Следовательно, трудно понять, каким образом акт Творения совместим с вечностью Божией. По мысли Августина, *вот мой ответ спрашивающему: *Что делал Бог до сотворения неба и земли?* Я отвечу не так, как, говорят, ответил кто-то, уклоняясь шуткой от настойчивого вопроса: *Приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком*. Одно понять, другое осмеять. Так я не отвечу. Я охотнее ответил бы: *Я не знаю того, чего не знаю*. Августин утверждает, что невозможно представить себе время, существовавшее до создания мира, потому что Бог создал их вместе. Что же такое время? *Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени*. По Августину, измеримо лишь настоящее. Прошлое и будущее существуют только в нашем представлении. *Есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего*. Эти три вида времени нигде не существуют, кроме нашей души. *Настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего его непосредственное созерцание; настоящее будущего его ожидание*. Во времени Августин видел все же средство измерения движения. В конце одиннадцатой книги он размышляет о необходимости различать время, принадлежащее предмету (выражаемое в воспоминании), и время, измеряемое движением тел (небесных светил). Книга двенадцатая *И.* начинается с размышлений о бесформенной материи, существовавшей вне времени. Автор стремится адекватно осмыслить *Бытие* книгу Библии о происхождении человека. Он долго пытается определить свою позицию по отношению к комментаторам *Бытия*. После долгих размышлений Августин приходит к выводу, что в Священном Писании многое нам недоступно, но в нем содержится истина, а значит, к нему нужно относиться со смирением и благоговением. Августин отмечает: *И вот люди идут и с удивлением смотрят на высокие горы и далекие моря, на бурные потоки и океан и небесные светила, но в это время забывают о самих себе*. В завершении книги тринадцатой *И.* Августин, размышляя о функциях духовного, предает себя милости Господа, творящего, находясь в покое и вне времени. Осмысливая вневременную значимость *И.*, Ясперс в книге *Великие философы* отмечал: *Обращение есть предпосылка августиновой мысли. Лишь в этом преображении вера обретает определенность, не как пришедшая через доктрину, но как Божий дар. Кто не испытал на себе это преображение, всегда найдет нечто постороннее во всем строе мысли, на вере основанной. Что оно означает? Это не то пробуждение, которое мог спровоцировать Цицерон, не то блаженное преобразование в духовном мире, которое дает чтение Плотина, но уникальное и чрезвычайное происшествие, по сути своей отличное от всего: осознание непосредственного прикосновения Самого Бога, в результате которого человек преображается даже в телесности своей, в бытии своем, в целях своих... Вместе с образом мышления меняется и образ бытования... Такое обращение не философская перемена-ломка, которую затем необходимо день за днем осознавать... это внезапный прорыв, биографически датируемый, в жизнь, которая вдруг обретает новый фундамент... В этом движении философской мысли, от той, что автономна, до той, что синкретична с верой, мы, кажется, видим те же черты философствования. Тем не менее, всякая деталь преломляется. Отныне античные идеи сами по себе бессильны, они становятся лишь инструментом мышления. В результате обращения оценка философии стала невозвратно иной. Для молодого Августина рациональное мышление обладало высшей ценностью. Диалектика дисциплина дисциплин, она учит правильному употреблению логики и способам учить. Она показывает и выделяет сущее, делает явным то, что я хочу, она знает знаемое. Диалектика одна способна сделать умного мудрецом, и вдруг она получает негативную оценку. Внутренний свет, оказывается, много выше... Августин признается, что его восхищение философией в прошлом было преувеличенным. Блаженство не в ней, а в страстном влечении к Богу, однако блаженство это принадлежит лишь будущему, есть одна только дорога к нему, и этот путь Христос. Ценность философии (как простой диалектики) снижена. Библейско-теологическое мышление становится существенным*. Как отвечал Августин в *И.* на вопрос: что же люблю я, любя Бога?: *... я люблю некий свет, и некий голос, некий аромат, и некую пищу, и некие объятия когда люблю Бога моего; это свет, голос, аромат, пища, объятия внутреннего моего человека там, где душе моей сияет свет, который не ограничен пространством, где звучит голос, который время не заставит умолкнуть, где разлит аромат, который не развеет ветром... Вот у меня тело и душа, готовые служить мне; одно находится во внешнем мире, другая внутри меня. У кого из них спрашивать мне о Боге моем?.. Лучше, конечно, то, что внутри меня*. По мысли Августина, подчинившись миру внешнему, освоившись с ним, люди *уже не могут рассуждать. Мир же созданный отвечает на вопросы только рассуждающим... он нем перед одним и говорит другому; вернее, он говорит всем, но этот голос внешнего мира понимают только те, кто, услышав его, сравнивают его с истиной, живущей в них*. *Познавший себя узнает, откуда он*, делает вывод Августин.

  1. исповедьИСПОВЕДЬ см.также РАСКАЯНИЕ ПОКАЯНИЕ Есть такие лестные для человека грехи что исповедоваться в них значило бы впасть в грех тщеславия. Александр Арну Искренность исповед...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. исповедьИсповедь см. ltltПокаяние.Синонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. исповедьангл. confession. . Автобиографические мемуарные заметки в которых автор повествует о своей жизни обещая откровенно и честно сообщить предать гласности сугубо личные факт...Большая психологическая энциклопедия
  4. исповедьпокаяние христианское таинство см. в ст. Таинства....Большая Советская энциклопедия II
  5. исповедьж. confessione f тж. перен. Итальянорусский словарь. Синонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. исповедьисповедь ж Beichte f c перен. тж. Bekenntnis n a ss признаниеСинонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. исповедьж Beichte f перен. тж. Bekenntnis n ss признаниеem Синонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. исповедьисповедьBeichteСинонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. исповедьИСПОВЕДЬ англ. confession. Автобиографические мемуарные заметки в которых автор повествует о своей жизни обещая откровенно и честно сообщить предать гласности сугубо личн...Большой психологический словарь
  10. исповедьж.confesin f...Большой русско-испанский словарь
  11. исповедьсущ. жен. рода. религ. покаяние в грехах перед священником. перен. откровенное признание сообщение своих мыслей взглядовсповдь . ходить на исповедь ходити на сповдь . и...Большой русско-украинский словарь
  12. исповедьж. рел. confession f идти на исповедь aller . confesse перен. confession f он выслушал мою исповедь il a cout ma confession...Большой русско-французский словарь
  13. исповедьИдти на исповедь.strong . Жарг. студ.em Сдавать экзамен. . Жарг. арест.em Идти к коменданту на отметку. Росси . Исповедь нищего.strong Жарг. арм. Шутл.ирон.em Письмо дом...Большой словарь русских поговорок
  14. исповедьВот как трактовала болгарская прорицательница Ванга сны в которых какимто образом присутствовала исповедь Если во сне вы исповедуетесь то наяву совершите недостойный пост...Большой универсальный сонник
  15. исповедьж. рел. confession f идти на исповедь aller . confesse перен. confession f он выслушал мою исповедь il a cout ma confession допрос дух покаяние признание сознание таин...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. исповедьИСПОВЕДЬ покаяние в христианстве таинство раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения отпущение грехов именем Христа....Большой Энциклопедический словарь V
  17. исповедьсм.u тайна исповеди. допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Большой юридический словарь
  18. исповедьИСПОВЕДЬ см. Тайна исповеди....Большой юридический словарь II
  19. исповедьодно из христ. таинств заключ. в том что верующий открывает исповедует свои грехи перед священником и получает от него как учит церковь видимое прощение при невидимом про...Древний мир. Энциклопедический словарь
  20. исповедьодно из христ. таинств заключ. в том что верующий открывает исповедует свои грехи перед священником и получает от него как учит церковь видимое прощение при невидимом про...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  21. исповедьтаинство церкви раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения отпущения грехов именем Иисуса Христа. Исповедь сначала была публичной затем стала...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. исповедьИСПОВЕДЬstrongцентральное произведение Августина Блаженного датируется . Название сочинения полностью адекватно его реальному содержанию грешник открывая читателю собстве...История философии II
  23. исповедьИсповедь confessio confessionis sacramentum confessio piacularis piacula...Латинский словарь
  24. исповедьИСПОВЕДЬstrong разновидность лирич. самовыражения культивируемая Л. как лит. жанр но сохраняющая связь со своим первонач. значением она одно из семи христ. таинств в кры...Лермонтовская энциклопедия
  25. "исповедь"ИСПОВЕДЬstrong юношеское стих. Л. соединяет в себе особенности исповедальной лирики и ораторского монолога см. Исповедь. Выражающее разочарование в мире и людях в собств...Лермонтовская энциклопедия
  26. исповедьИСПОВЕДЬ см. Мемуарная литература. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под редак...Литературная энциклопедия
  27. исповедьсм. Мемуарная литра....Литературная энциклопедия II
  28. исповедьИСПОВЕДЬ см. Мемуарная литература....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  29. исповедьи ж.em Обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов. .strong перен.em Откровенное признание в чемл. откровенное чистосердечное изложение...Малый академический словарь
  30. исповедькорень ИСПОВЕДЬ нулевое окончаниеОснова слова ИСПОВЕДЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ИСПОВЕДЬ Слово Исповедь содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  31. исповедьНачальная форма Исповедь винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  32. исповедьисповедь ж. Обряд покаяния в своих грехах перед священником у христиан. перен. Откровенное признание комул. в чемл....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. исповедьисповедь исповедь и...Орфографический словарь
  34. исповедьu жu Р.u Д.u Пр.u исповеди мн.u исповеди Р.u исповедей допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Орфографический словарь русского языка
  35. исповедьтаинство православной церкви называемое таинством покаяния. Исповедь это искреннее раскаяние в содеянных грехах перед священнослужителем с целью получения прощения у Бог...Основы духовной культуры
  36. исповедьУстное признание своих грехов перед священником. Исповедник м. или исповедница мужчина или женщина кающиеся в грехах. Исповедовать гл . Следовать какойлибо религии. Напр...Основы православной культуры
  37. исповедьисповедь исповеди исповеди исповедей исповеди исповедям исповедь исповеди исповедью исповедями исповеди исповедях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  38. исповедьИсповедьИсповедь см. Покаяние....Полная популярная библейская энциклопедия
  39. исповедьОрфографическая запись слова исповедь Ударение в слове исповедь Деление слова на слоги перенос слова исповедь Фонетическая транскрипция слова исповедь [испавит] Характер...Полный фонетический разбор слов
  40. исповедьвидимая обрядовая часть таинства покаяния состоящая в том что христианин перед Богом в присутствии свидетелясвященника исповедует свои грехи. По окончании исповеди священ...Православный энциклопедический словарь
  41. исповедьОбщение И. у. о. крое характеризуется особой открытос тью искренностью предполагающей полное доверие. И. у. о. явление наиболее характерное для этапа юношеского возраста ...Психология общения. Энциклопедический словарь
  42. исповедьсповдь ди переносно зврювання звряння кому чого....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  43. исповедьИСПОВЕДЬ внешняя видимая или обрядовая сторона таинства покаяния. Принимать И. кающегося человека исповедовать могут только епископы и священники женатые и монашествующи...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  44. исповедьрелигиознофилософский трактат Толстого написанный в гг. Готовилась публикация в г. в журн. Русская мысль но была запрещена духовной цензурой. Впервые напечатан в Женеве...Русская философия
  45. исповедьтаинство отпущения грехов совершенных после крещения. В исповеди христианин кается в своих грехах перед священником для получения их прощения от Бога.Источник Энциклопеди...Русская энциклопедия
  46. исповедьисповедь иСинонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русский орфографический словарь
  47. исповедьЖ . aq etiraf etiraf etm boynuna alma . tvb tvb etm xristian dinind kei qabanda tvb etm v keiin gnahlar balama mrasimi....Русско-азербайджанский словарь
  48. исповедьж....Русско-английский психологический словарь
  49. исповедьисповедь ж.iconfession...Русско-английский словарь
  50. исповедьисповедь ж. confession быть на исповеди be at confession....Русско-английский словарь II
  51. исповедьconfession церк....Русско-английский словарь политической терминологии
  52. исповедьN...Русско-армянский словарь
  53. исповедьСповедзь...Русско-белорусский словарь
  54. исповедьцерк. перен.i споведзь жен.i...Русско-белорусский словарь II
  55. исповедьgyns ж рел допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русско-венгерский словарь
  56. исповедьи Синонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русско-ивритский словарь
  57. исповедьconfesin...Русско-испанский юридический словарь
  58. исповедьconfessione...Русско-итальянский юридический словарь
  59. исповедь. тубе. шын клден ашып айту авторская исповедь автор сыры...Русско-казахский словарь
  60. исповедьжалбарыну аынан жарылу...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  61. исповедьжансыры...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  62. исповедь. церк. тобо кылуу кнсн моюнга алып кечирим суроо . перен. з оюн ички сырларын ачык айтуу же жазуу....Русско-киргизский словарь
  63. исповедьцерк. chnhu перен. zbiавторская исповедь допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русско-китайский словарь
  64. исповедьцерковное слово gna qaruv покаяние tevbe tbe...Русско-крымскотатарский словарь
  65. исповедьцерковное слово гуна чыкъарув покаяние тевбе тбе...Русско-крымскотатарский словарь II
  66. исповедьbikts grksdze grku sdzana atzans grksdze...Русско-латышский словарь
  67. исповедьipaintis ies b...Русско-литовский словарь
  68. исповедьж. религ. Beichte f перен. тж. Bekenntnis n признание....Русско-немецкий словарь
  69. исповедьBiecht...Русско-нидерландский словарь
  70. исповедьисповедьж прям. перен ....Русско-новогреческий словарь
  71. исповедьkonfesjon допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русско-норвежский словарь
  72. исповедьжconfisso f допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русско-португальский словарь
  73. исповедьИсповедьkitubio vi mwungamo mi...Русско-суахили словарь
  74. исповедьисповедь омурзиш...Русско-таджикский словарь
  75. исповедьж .тб кылу .кч.чын келдн сйлп бир...Русско-татарский словарь
  76. исповедьitiraf церк. gnahln kartmaбыть на исповеди у когол.em birine gnahn gnahlarn kartmak перен. признаниеem itiraf etme aka syleme itirafatСинонимы допрос дух покаяние при...Русско-турецкий словарь
  77. исповедьfem synnintunnustus rippi kuvem tunnustus...Русско-финский словарь
  78. исповедьpiznn vyznn zpov...Русско-чешский словарь
  79. исповедьсущ.жен.син. покаание исповедь ылх каарттарнй церковная исповедь чиркре ылх каарттарнй...Русско-чувашский словарь
  80. исповедьbikt.strong bikt...Русско-шведский словарь
  81. исповедь.strong piht.strong pihtimus...Русско-эстонский словарь
  82. исповедьисповедь иСинонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Русское словесное ударение
  83. исповедьИСПОВЕДЬЕсть такие лестные для человека грехи что исповедоваться в них значило бы впасть в грех тщеславия. Александр Арну Искренность исповедующегося небескорыстна. Стани...Сводная энциклопедия афоризмов
  84. исповедьхристианское таинство покаяние раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения отпущения грехов именем Христа....Словарь исторических терминов
  85. исповедьи ж.iЦерковный обряд раскаяния в грехах перед священником.И на той же исповеди учили бы как молитвы своя к богу возсылати. Псш. КСБ . Бальзамо велfontл женfont своей итти...Словарь русского языка XVIII в
  86. исповедьисповедь таинство признание треба сознание покаяние Словарь русских синонимов. исповедь см. признание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русск...Словарь синонимов II
  87. исповедьисповедь таинство признание треба сознание покаяние...Словарь синонимов
  88. исповедьИСПОВЕДЬ таинство православной церкви иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек исповедующий свои грехи с искренним раскаянием получает раз решение ...Словарь церковных терминов II
  89. исповедьтаинство православной церкви иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек исповедующий свои грехи с искренним раскаянием получает раз решение и оставлен...Словарь церковных терминов
  90. исповедьИСПОВЕДЬ см. Тайна исповеди.Синонимы допрос дух покаяние признание сознание таинство треба...Словарь юридических терминов
  91. исповедьh исповедьbig сущ.жен.неод.i ед.вин. Чтоб исповедь начать Из шумного я заседанья.ГоУ . привожу солдат к шахзиде он их берет на исповедь поодиночке подкупает не имеет ни ...Словарь языка Грибоедова
  92. исповедьпокаяние в христ. религии таинство заключающееся в том что верующий открывает исповедует свои грехи перед священником и получает от него как учит церковь прощение грехов...Советская историческая энциклопедия
  93. исповедьИСПОВЕДЬ таинство церкви раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения отпущения грехов именем Иисуса Христа. Исповедь сначала была публичной за...Современная энциклопедия
  94. исповедьВаша исповедь во сне означает недостойный поступок наяву. И хотя никто никогда не узнает о нем вам будет очень стыдно за себя. Сон в котором вы выступаете в роли исповедн...Современный сонник
  95. исповедьИСПОВЕДЬ покаяние в христианстве таинство раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения отпущение грехов именем Христа....Современный энциклопедический словарь
  96. исповедьСон в котором вы исповедуетесь в своих грехах раскаиваясь и прося благословения это знак беды в которую вас ввергла собственная гордыня и слабость духа. Исповедаться и п...Сонник от А до Я
  97. исповедьИмеешь наступающих врагов исповедоваться сердце неспокойно....Сонник Хассе
  98. исповедьПокаяниеодно из семи таинств в католич. и православной церквах. Сущность и. заключается в раскаянии верующего в своих проступках и получении прощения грехов от имени Иису...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  99. исповедьИСПОВЕДЬ и ж. . У христиан признание в своих грехах передсвященником отпускающим грехи от имени церкви и Бога церковное покаяние.Быть на исповеди. . перен. Откровенное пр...Толковый словарь Ожегова
  100. исповедьИСПОВЕДЬ исповеди ж. . В христианской церкви покаяние в своих грехах перед священником обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося церк. Во время исповеди....Толковый словарь русского языка II
  101. исповедьисповедь исповедь и ж. У христиан признание в своих грехах перед священником отпускающим грехи от имени церкви и Бога церковное покаяние. Быть на исповеди. перен. Открове...Толковый словарь русского языка II
  102. исповедьИСПОВЕДЬ и ж. . У христиан признание в своих грехах перед священником отпускающим грехи от имени церкви и Бога церковное покаяние. Быть на исповеди. . перен. Откровенное ...Толковый словарь русского языка
  103. исповедьУдарение в слове исповедьУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове исповедь...Ударение и правописание
  104. исповедьRzeczownik исповедь f spowied f Przenony wyznanie n...Универсальный русско-польский словарь
  105. исповедьисповедь исповеди исповеди исповедей исповеди исповедям исповедь исповеди исповедью исповедями исповеди исповедях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зали...Формы слова
  106. исповедьПие Пиво Песо Пес Пед Пво Ось Осип Опись Овес Испод Подвес Подсев Исповедь Пос Посев Пье Свед Свод Своп Сев Ипс Иов Идо Седи Сип Совдеп Депо Все Вод Вип Вие Видео Вид Вес...Электронный словарь анаграмм русского языка
  107. исповедьИсповедь см. Покаяние....Энциклопедический словарь
  108. исповедьпредставляет собой достаточно редкую в современной прессе жанровую разновидность. Основная часть публикаций в прессе посвящена исследованию окружающей авторов действитель...Энциклопедический словарь СМИ
  109. исповедьсм. Покаяние....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  110. исповедьИСПОВЕДЬ центральное произведение Августина Блаженного датируется . Название сочинения полностью адекватно его реальному содержанию грешник открывая читателю собственную...Энциклопедия История философии
  111. исповедьИСПОВЕДЬв христианстве подробное исповедание грехов совершенных после принятия крещения канонически рукоположенному священнику с целью получения прощения. Нет достоверных...Энциклопедия Кольера II
  112. исповедьв христианстве подробное исповедание грехов совершенных после принятия крещения канонически рукоположенному священнику с целью получения прощения. Нет достоверных свидете...Энциклопедия Кольера
  113. исповедьИсповедьstrong.Греческое exomologesis покаяние признание.Слово встречается в русских письменных памятниках датируемых xi в.В русский язык пришло из старославянского в ко...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  114. исповедьИсповедьstrong. Заимств. из ст.сл. яз. где оно является словообразоват. калькой греч. exomologsisi покаяние признание суф. производного от exomologei признаю исповедую. С...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  115. исповедьЗаимств. из ст.сл. яз. где оно является словообразоват. калькой греч. exomologsisem покаяние признание суф. производного от exomologeem признаю исповедую. Ср. заповедьem ...Этимологический словарь русского языка
  116. исповедьГреческое exomologesis покаяние признание.Слово встречается в русских письменных памятниках датируемых XI в.В русский язык пришло из старославянского в котором оно образ...Этимологический словарь русского языка Семенова