История философии

АНТИПСИХОЛОГИЗМ

парадигмальная установка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом (см. Постмодернизм), которая заключается в программной элиминации субъективного фактора при интерпретации феноменов культуры. Традиция А.-П. исходно конституируется в сфере методологии и теории познания. В отличие от классической философии, фундированной презумпцией объективности содержания адекватного знания о мире, основанного на эмпирических данных чувственного опыта (идея *отражения*), философия 20 в. подвергает этот *психологизм* радикальному сомнению по меньшей мере, по трем основаниям: 1) трансцендентализм семантически сопрягает психологизм с когнитивным натурализмом, в силу чего теория познания, отвечающая требованиям анти-натурализма, мыслится как базирующаяся на парадигме А.-П. (от Марбургской школы неокантианства в модернизме до *трансцендентального эмпиризма* Делеза); 2) принцип А.-П. ставится во главу угла в программно не(анти)-психологической концепции субъективности Гуссерля (гуссерлианская программа де-натурализации и де-психологизации не только познания, но и культуры в целом); 3) неопозитивистский эмпиризм (парадигма sense data) также преодолевает психологизм эмпириокритицизма (программа дистанцирования методологии от *психологии научного открытия* у Г.Рейхенбаха и др.). Традиция А.-П. в современной ее артикуляции программной ориентации и художественной практики модернизма в искусстве, например, позднего экспрессионизма, осуществившего радикальную переориентацию с презумпции выражения субъективного состояния художника на презумпцию выражения сущности объекта *как он есть* (Э.Л.Кирхнер) вплоть до стратегии *деформации формы* как средства проникновения за феноменологическую видимость к ноуменальной сущности объекта (от Дж.Энсора к Э.Хеккелю, Э.Х.Нольде, В.Кандинскому и К.Шмидту-Ротлуффу). Классическими произведениями А.-П. этого периода могут рассматриваться: серия *Портреты городов* О.Кокошки, визуальный ряд которой фундирован не презумпцией чувственно-эмоционального их восприятия, но, напротив, рациональным знанием о специфике их истории, культуры и традиций; офорты М.Бекмана, понятые как *наборы визуальных шифров* и др. Тенденция А.-П. находит свое содержательное развитие в контексте кубизма, опирающегося на определенные идеи Платона, Канта и Гегеля (по оценке Рейнгардта, *сын пармского крестьянина Жюль Брак усвоил философию в застольных разговорах начала века*) и программно ставящего своей целью моделирование возможных миров: искусство предстает не как изобразительная, но как конструктивная деятельность. В рефлексивной самооценке Х.Гриса, *кубизм есть только новый способ представления вещей*, и, согласно *Манифесту кубизма* (1912), кубистское произведение есть концепция мира, созданная посредством знаковых кодов. (В этом отношении эволюция художественной программы кубизма претерпевает ту же эволюцию, что и экспрессионистская: от *бунта против вещей* и презумпции *выразить то, что было в нас самих* у раннего П.Пикассо до его же программного требования *слиться с объектом*, т.е. *скорее изображать вещи такими, какими их знают, чем такими, какими их видят*.) В контексте данной установки интенция кубизма на А.-П. объективируется в программе антивизуализма: принципиальное *отрицание наивного реализма* предполагало в кубизме *отказ от зрения* как традиционной основы живописи с ее презумпцией перспективы и ракурса видения объекта. Призыв П.Пикассо *уважайте объект!* предполагает восприятие последнего вне каких бы то ни было сиюминутных ассоциаций, имеющих субъективно-психологическую подоплеку. Согласно кубистской концепции творчества, художник должен быть *чист* и независим от собственного, личного и личностного видения объекта, в позднем кубизме конституируется так называемая *секта чистых* или *пуризм* (не случайно А.Сальмон сравнивал кубизм с религией гугенотов). В контексте развития А.-П. кубистская *война против зрения* (П.Пикассо) может быть рассмотрена как выражение идеи элиминации субъекта в данном случае субъективной точки зрения в предельно простом, оптико-топографическом ее понимании. По оценке Г.Аполлинера, в кубизме *художники, не будучи более ограниченными чем-то человеческим, представляют нам произведения более умозрительные, нежели чувственные*. Своего апогея в рамках модернизма стратегия А.-П. достигает в таком направлении, как футуризм с его сформулированным Маринетти программным требованием *заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материалом*. Традиционный психологизм не просто отрицается в футуризме, но заменяется пафосным механицистским объективизмом вплоть до сформулированной в *Манифесте футуристической живописи* (1910) идеи *создания механического человека с заменимыми частями*. Следует, однако, заметить, что в полемике кубизма с футуризмом в 1912 кубизм обвинял последний в сюжетности и литературности, а тем самым в уступке психологизму, конкретно имея в виду такие направления футуристической живописи, как динамизм и симультанизм, могущие быть отнесенными к неоимпрессионизму (например, тезис Дж.Баллы о том, что *у бегущих лошадей не по четыре ноги, а по двадцать*). Финальная дискредитация психологизма осуществляется в дадаизме: по признанию М.Дюшана, относящемуся к дадаистскому периоду его творчества, *я ... стремился изобретать, вместо того, чтобы выражать себя* (см. Дадаизм). Своего апогея в рамках модернизма традиция А.-П. достигает в контексте эстетической концепции *невозможного искусства*, фокусирующего внимание не на эмоциональной сфере человека, но на *свойствах материалов* и пафосно провозгласившего программу конституирования *микроэмоционального искусства*. В неклассической философии А.-П. Находит свое развитие не только в философии искусства (например, в анализе *дегуманизации искусства* у Ортеги-и-Гассета), но и во многих иных предметных областях. Так, например, в контексте проблемы интерпретации А.-П. проявляет себя как ориентация на отказ от традиционного видения интерпретации текста (понимания) как реконструкции исходного авторского замысла (эволюционное движение от *биографического анализа* Г.Миша к структурализму, ориентированному на трактовку интерпретационной процедуры как основанной на выявлении объективных гештально-организационных характеристик текста см. Интерпретация). В структурном психоанализе субъект характеризуется как *децентрированный*, растворенный в формах языкового порядка (см. Лакан). В целом, современная философия констатирует парадигмальный поворот в интерпретации самого феномена субъекта: не только психологически артикулированный (так называемый *вожделеющий*) субъект фрейдистского типа, но и рациональный субъект типа декартовского уступают место деперсонифицированной презентации культурных смыслов (языка): по оценке Деррида, неклассическая философия практически осуществила деструкцию таких фундирующих саму идею субъективности феноменов, как *самодостаточность и самоналичие*. Идущая от философского и художественного модернизма (от структурного анализа и дадаизма прежде всего), линия А.-П. как растворения субъективности в семиотическом пространстве языка находит свое развитие в философии постмодернизма. Свою цель в данной сфере постмодернизм формулирует следующим образом: *взломать ... пока еще столь герметическую преграду, которой удерживает вопрос о письме ... под опекой психоанализа* (Деррида). Согласно постмодернистскому видению дискурсивных практик письма и чтения, последние задают семиотическое пространство, в рамках которого *производимое действие совпадает с переживаемым воздействием; пишущий пребывает внутри письма, причем не как психологическая личность... а как непосредственный участник действия* (Р.Барт). Утрата субъектом психологической артикуляции приводит к тому, что он не только теряет личностные качества и деперсонифицируется (становится *кодом, не-личностью, анонимом*), но и исчезает в целом как явление: *он ничто и никто ... он становится ... зиянием, пробелом* (Кристева). (См. также *Смерть субъекта*, *Смерть Автора*, *Трансцендентальный эмпиризм*.)

  1. антипсихологизмАНТИПСИХОЛОГИЗМ парадигмальная установка постулируемая модернизмом см. Модернизм и в особенности постмодернизмом см. Постмодернизм которая заключается в программной элим...История философии II
  2. антипсихологизмф.п. антипсихологизм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  3. антипсихологизмантипсихологизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  4. антипсихологизмпарадигмальная установка постулируемая модернизмом см. Модернизм и в особенности постмодернизмом см. Постмодернизм которая заключается в программной элиминации субъективн...Словарь постмодернизма
  5. антипсихологизмАНТИПСИХОЛОГИЗМ парадигмальная установка постулируемая модернизмом см. Модернизм и в особенности постмодернизмом см. Постмодернизм которая заключается в программной элим...Энциклопедия История философии