История философии

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА

в *Критике чистого разума* Канта противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие *идей разума* (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, *идеи разума* представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако *драма* человеческого разума, его *судьба*, по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, *иллюзорные ошибки и видимости*, свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, *односторонние видимости*, когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду *двусторонняя видимость*, т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1) *Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве*. 2) *Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого*. 3) *Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы*. 4) *К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне мира как его причины*. Важно отметить, что антиномиями Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, *воспаряющие над опытом знания*, касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает антиномии. При этом сама процедура *разрешения космологической диалектики* понимается им как ее радикальное устранение из *метафизики*, прошедшей через горнило *критического исследования*. В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов (*Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое*). Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой *синтез разнородного* феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей немецкой философии. [См. также *Критика чистого разума* (Кант).]

  1. антиномии чистого разумаАНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМАstrongв Критике чистого разума Канта противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавате...История философии II
  2. антиномии чистого разумаАНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА в Критике чистого разума Канта противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательно...Новейший философский словарь
  3. антиномии чистого разумаАНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА в Критике чистого разума Канта противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательно...Энциклопедия История философии