История философии II

РОДЖЕР БЭКОН


РОДЖЕР БЭКОН
(Roger Bacon) (около 1214 — после 1294) — философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения: ‘Большое сочинение’ (‘Opus Majus’), ‘Малое сочинение’ (‘Opus Minus’), ‘Третье сочинение’ (‘Opus Tertium’), ‘Компендий философии’ (‘Compendium Studii Philosophiae’) и др. Р.Б. полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание. Уделяя большое внимание ‘опытной науке’ как ‘владычице умозрительных наук’, Р.Б. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой.Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р.Б. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Математика как ‘естественная’ логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им ‘школьной’ — схоластической — логике, которую он отождествляет с грамматикой. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. Р.Б. различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств; внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р.Б. в духе мистического озарения у Августина; и праопыт, которым Бог наделил ‘святых Отцов’ Церкви. Познание не мыслится Р.Б. без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные причины невежества Р.Б. видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях Р.Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Р.Б. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что ‘священники знания’ — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии; выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение Р.Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об ‘опытной науке’, достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.

  1. роджер бэконРОДЖЕР БЭКОН Roger Bacon около после философ и естествоиспытатель представитель оксфордской школы отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов...Новейший философский словарь
  2. роджер бэконШироко известный францисканский монах живший в тринадцатом веке в Англии. Он был алхимиком твердо верившим в существование Философского Камня выдающимся механиком химиком...Религиозные термины
  3. роджер бэконРОДЖЕР БЭКОН Roger Bacon около после философ и естествоиспытатель пред ставитель оксфордской школы отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интере...Энциклопедия История философии