Горная энциклопедия

НАУЧНАЯ ШКОЛА

горная (a. school of mining science; н. Schule, Richtung; ф. ecole scientifique; и. escuela, escuela cientifico) - форма организации коллективного труда науч. работников под руководством главы или лидера школы - обычно крупного учёного. Характеризуется единой исследоват. программой, общностью науч. взглядов и стиля науч. деятельности в конкретной области горн. наук. Глава (лидер) H. ш. является автором программной концепции - основы для решения науч. задач; коллектив учёных, составляющих H. ш., всегда различается по возрасту и квалификации, статусу и науч. компетенции, опыту и функциям. H. ш. может быть структурно организованной (лаборатория, кафедра, ин-т и др.), но может также представлять собой т.н. незримый коллектив, т.e. группу административно и территориально не объединённых специалистов. B ходе решения науч. проблем в H. ш. могут возникать новые направления исследований, складываться новые дисциплины. B H. ш. учёный (группа учёных) передаёт при помощи средств коммуникации свои знания большому числу учеников, к-рые, усваивая информацию, опыт и методы исследования руководителей, решают конкретные задачи и развивают исследоват. программу. Зарождению H. ш. предшествовало длительное накопление знаний по горн. делу; совершенствовались средства информации, возрастал терминологич. фонд, появлялись новые формы контактов, изменялась общая науч. картина мира. B 1500 Рюлейн Кальв издаёт пособие для горняков, в 1513 основывает во Фрайберге т.н. гуманитарную школу, выпускники к-рой стали носителями горн. традиций и знаний, характеризующихся единством взглядов на проблему подземной разработки рудных м-ний. Ha фоне успехов экспериментальной (опытной) науки создаётся первый энциклопедически фундаментальный труд Г. Агриколы ("O горном деле и металлургии", 1556), ставший информативной основой формирования школы горняков Саксонии, представители к-рой приглашаются во мн. страны Европы для организации добычи руд. B 17-18 вв. горн. дело становится одной из ведущих отраслей пром-сти, что стимулирует развитие науч. исследований в этой области. H. ш. зарождаются в горн. высших учебных заведениях, где технол. опыт и науч. исследования формируются в отд. науч. дисциплины. H. ш. характеризуются углублёнными исследованиями проблемных вопросов, созданием оригинальных методик, формированием устойчивого терминологич. фонда. B 19 в. сложившаяся система подготовки кадров высшей квалификации для н.-и. деятельности не была адекватна развивающемуся уровню знаний и решаемым практич. задачам в области горн. дела, что и послужило, очевидно, стимулом возникновения H. ш. более высокого уровня - неформальных науч. объединений учёных-горняков. Нек-рые учёные взяли на себя функции подготовки исследователей (Д. И. Соколов, A. И. Узатис, И. A. Тиме, П. A. Олышев, Б. И. Бокий и др.). Науч. революция (нач. 20 в.) создала предпосылки для появления новых коллективных форм исследоват. работы в виде профильных н.-и. ин-тов. Формируются H. ш. в области подземной разработки пластовых м-ний (А. M. Терпигорев, Л. Д. Шевяков), шахтной аэрологии (А. A. Скочинский), открытой разработки м-ний п. и. (E. P. Шешко) и др. Новый период развития H. ш. связан c созданием крупных специализир. н.-и. центров по отраслям горн. пром-сти и наиболее важным технол. процессам. Революц. открытия в естествознании и глубокое проникновение достижений фундаментальных наук в горн. дело приводят к формированию системы горн. наук и дальнейшему совершенствованию H. ш. Происходит становление науч. представлений o рациональной разработке м-ний нефти и газа, горнохим. и радиоактивного минерального сырья. Формируются H. ш. по разработке рудных м-ний (M. И. Агошков), разработке нефт. м-ний (А. П. Крылов), строительству горных предприятий (H. M. Покровский) и др. Совр. период в развитии H. ш. связан c науч.-техн. революцией. Возникают H. ш. по новым, проблемным направлениям горн. науки - физике г. п. и процессов (B. B. Ржевский), комплексному освоению недр (H. B. Мельников) и др. Литература: Школы в науке, M., 1977. Л. M. Гейман.

  1. научная школагорная a.em school of mining science н.em Schule Richtung ф.em ecole scientifique и.em escuela escuela cientifico форма организации коллективного труда науч. работников ...Геологическая энциклопедия
  2. научная школаодна из форм организации науч. деятельности конкретное научное сообщество созданное как правило на базе опред. науч. центра унта каф. лабораторного комплекса. Н.ш. консол...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  3. научная школаодин из типов научного сообщества особая форма кооперации научной деятельности. Развитие многих направлений науки связано с деятельностью Н. ш. Н. ш. является таким социа...Новая философская энциклопедия
  4. научная школанаучный коллектив или сообщество неформально взаимодействующих ученых сплоченных вокруг научного лидера разделяющих его основные научные идеи и реализующих единую обычно ...Современный образовательный процесс
  5. научная школасовокупность последователей ведущего ученого или сторонников одного из методологических направлений форма кооперации ученых и закрепление исследовательских традиций разно...Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  6. научная школаколлектив исследователей удовлетворяющий следующим критериям наличие научного лидера конструктора новой исследовательской программы наличие учеников последователей прив...Философия науки