Фразеологический словарь русского языка

ИГРАТЬ С ОГНЁМ

кто

Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно.
Подразумевается, чтообострение ситуации может произойти вследствие раздражения, возмущения или гнева того, от кого зависит дальнейшее развитие хода событий.Имеется в виду, чтолицо или группав т. ч.объединённых участием в общем деле лиц (Х), несмотря на предполагаемые неблагоприятные последствия, осознанно провоцирует, рискует вызвать дальнейшее обострение уже достаточно опасной ситуации.Говорится снеодобрением.реч. стандарт.Хиграет с огнём.Именная частьнеизм.В ролисказ., а также часто винф.конструкциях с элементами нельзя, не нужно, лучше не.Порядок слов-компонентовнефиксир.

⊙ Да, мы потеряли веру друг в друга - вот в чём дело. Больше того: мы стали подозревать друг друга. Не знаю, кто первый заронил искру подозрения... но думаю, что сделали это мы все сразу. Когдаиграешь с огнём- жди беды.Б. Горбатов, Мы и радист Вовнич.- План, конечно, интересный. Но неизвестно, чем это может кончиться. Лучшене шутить с огнём! (Реч.)

⊛ - Эта девочкаиграла с огнём. - То есть? - Просто ощущение - блеска и риска. Вот и доигралась.И. Булгакова, Только никому не говори.

⊜ Революция кончилась. Правительство с корнем вырывает всё, что напоминает о ней. А у тебя, мой друг, репутация чуть ли не социалиста... Тыиграешь с огнём! Попадёшь в историю, выручить тебя будет нелегко.А. Степанов, Семья Звонарёвых.

⊝ - Полицмейстер не решится закрыть газету, - убеждённо сказал Киров, - я оперировал фактами. - Знаю. А всё же мыиграем с огнём.Г. Нагаев, Ради счастья.

культурологический комментарий:Образфразеол.восходит к древнейшим формам осознания мира и отображает древнейшие мифологические представления обогнекак об одной из основных стихий мироздания (наряду с водой, землёй, воздухом), символизирующей также зарождение человеческой цивилизации. Согласно древнегреческому мифу, Прометей похитил священныйогонь- источник власти - у богов и отдал его людям, раскрыв смертному человеку тайны богов. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем.М., 2001. С. 355.) В Древней Русиогоньназывали Сварожичем,т. е.сыном Сварога - богаогня, и почитаниеогняу славян было скорее почитанием одной из сил природы, чем поклонением одному из высших богов. (Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа.М., 2000. С. 41, 42.) В народных представленияхогоньпротивопоставлен воде и одновременно сближается с ней по признакам бесформенности и текучести; так же как и вода, он является посредником, связывающим мир живых ("этот свет") и мир мёртвых ("тот свет") (ср.в волшебных сказках, заговорах образ огненной реки; в былинах, сказках, духовных стихах - образ огненного змея).фразеол.восходит также к древнейшей форме представлений об окультуренном мироустройстве - к анимизму,т. е.приписыванию неживым предметам, объектам природного мира признаков, действий, свойственных живому существу. В данном случаеогоньметафорически наделяется способностью живого своенравного существа сердиться, гневаться и мстить за непочтительное к нему отношение. Признаки персонификации (олицетворения)огнявстречаются в древнейших народных верованиях, согласно которымогонь, подобно человеку, ест, пьёт, спит. В русских фольклорных текстах его называют "царь-огонь", что подчёркивает ничтожность человека перед опасной огненной стихией, обладающей властью над ним. В связи с этим существовал целый ряд языческих обрядов, магических действий и предписаний, как обращаться согнём, чтобы не разозлить его и не запятнать его чистоту (некоторые из них сохраняются и в современном фольклоре,напр.в хозяйственных заговорах). Так, нельзя дотрагиваться доогняножом или топором, чтобы "не поранить" его, нельзя плевать вогоньили гасить его, затаптывая ногами. Утром, затапливая печь, хозяйка должна произнести особый заговор: "Встань, царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моём доме, а иметь волю в одной вольной печи <...>"; гасилиогоньна ночь со словами "Спи, батюшка огонёк!"и др.Образфразеол.соотносится через компонентогоньсо стихийно-природным кодом культуры,т. е.с совокупностью наименований явлений природы, функционирующих в роли знаков "языка" культуры.С древнейших времёногоньнаделяется неоднозначной символикой. С одной стороны,огоньвыступает как опасная разрушительная сила, яростное и мстительное пламя, грозящее смертью и уничтожением (ср.ад, пожар). С другой стороны,огнюприписывается очищающее воздействие, свойство уничтожать злых духов, возрождать к новой жизни, возвращать молодость и здоровье, о чём свидетельствует,напр., русская традиция прыгать через костёр в день Ивана Купалы (обряд очищенияогнём);огоньвоспринимается также как очистительное пламя, воплощающее творческое, активное начало (ср.гореть в руках). Кроме того, стихийныйогоньпротивопоставлен домашнему, который символически связывается с домашним очагом, несущим свет и тепло (так, приготовление пищи в печи символически свидетельствует о преобразовании природных явлений в факты культуры). (Славянская мифология. Энциклопедический словарь.М., 2002. С. 336, 337.)В Библииогоньнередко символически связывается с явлением Божества, как, например, при Синае: "Господь сошёл на неё [на гору] в огне" (Исх.19: 18); Иисус Христос при втором пришествии явится в пламенеющемогне: "очи Его - как пламень огненный" (Ап.1: 14); сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков (Деян.2: 3). Согнёмсравнивается слово Божие ["Слово Мое не подобно ли огню..." (Иер.23: 29)], и сам Господь называется "огонь поядающий" (Вт.4: 24).Огоньпредстаёт также как символ тяжёлого испытания или великой потери [последним деломогнябудет кончина мира "и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор.3: 13)] и ассоциируется с наказанием [огнёмгорят грешники в аду (Ап.14: 10)]. (Библейская энциклопедия.М., 2001. С. 551, 552.)фразеол.содержит антропную,т. е.описывающую человека и/или его действия, метафору. Она основана на "совмещении" символьной функцииогнякак опасности, разрушительной стихии и карающей силы и стереотипного представления о легкомысленном, бесшабашном, пренебрежительном поведении человека по отношению к серьёзным явлениям, создающегося за счёт глагольных компонентовиграть,шутить(ср.резвиться, забавляться, баловаться). Данные компоненты соотносятся с процессуальным кодом культуры,т. е.с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих действия, представления человека о них, его отношение к ним и выступающих как источник осмысления человеком мира.Представление обогнекак об опасной стихии характерно также для русских пословиц,напр.:Огню не верь и воде не верь; Огонь да вода - супостаты; Огню да воде бог волю дал; С огнём, с водой не поспоришь; С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь. (Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа.М., 2001. С. 368.) В русских народных лирических песнях и заговорах разрушающей стихииогняуподобляются любовное чувство и сердечные страдания:Не огонь горит, не смола кипит - / Кипит сердце молодецкое...; Он зажёг, зажёг мою душечку, / Заронил, спустил искру с пламенем в моё сердце...(Лирические песни.М., 1990. С. 283, 311); Как в печи огонь горит, дрова шибко, пылко сохнут и горят, так бы и у раба божия[имя]сердце горело и сохло, кровь горячая ключом бы кипела обо мне, рабе божьей[имя]...(Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994. С. 46.)фразеол.в целом отображает стереотипное представление о неосторожном, неосмотрительном, провоцирующем поведении человека, чреватом для него неблагоприятными последствиями.В других европейских языках есть сходные образные выражения, свидетельствующие о древности такого мифопоэтического восприятия;напр., вофранц.- jouer avec le feu, висп.- jugar con el fuego, внем.- mit dem Feuer spielen, вангл.- to play with fire.автор:И. В. Захаренко

  1. играть с огнёмРазг. Экспрес. Поступать неосмотрительно рискованно. Революция кончилась правительство с корнем вырывает вс что напоминает о ней. А у тебя друг мой репутация чуть ли не ...Фразеологический словарь русского литературного языка
  2. играть с огнемИГРАТЬ ampLTШУТИТЬampGT С ОГНЕМ [VPu subju human] to act imprudently do things that may bring about dangerous consequences X играет с огнем X is playing with fire X is ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. играть с огнём...Русско-китайский словарь
  4. играть с огнемиграть с огнем подвергать себя риску подвергать себя опасности идти вабанк искушать судьбу играть жизнью и смертью идти на риск испытывать судьбу шутить с огнем работать ...Словарь синонимов II
  5. играть с огнемиграть с огнем подвергать себя риску подвергать себя опасности идти вабанк искушать судьбу играть жизнью и смертью идти на риск испытывать судьбу шутить с огнем работать ...Словарь синонимов