Фразеологический словарь русского языка

БЕЗ МЫЛА ВЛЕЗТЬ В ЧУЖУЮ ДУШУ

ктокого, кому, к кому, чью

Добиваться от кого-л. расположения и откровенности.
Имеется в виду, чтолицо или группа лиц (Х) обычно с помощью хитрости и уловок стремится к тому, чтобы другое лицо или другая группа лиц (Y) поделились с ними своими сокровенными мыслями и чувствами.

Человек оказался общителен и как-тобез мылабыстровлез в душу. Сообщил, что сам он из Сочи, спросил, бывал ли я там.А. Антонов, Два туза в прикупе.

К таким, как он, можно без опасений поворачиваться спиной, зная, что они не скажут тебе вслед какой-нибудь гадости. Вот и теперь он ни о чём меня не расспрашивал и нелез в душу без мылас притворным сочувствием, за что я была ему безмерно благодарна.Е. Яковлева, Опасная тихоня.

[Лена:] Почему ты спрашиваешь меня, как там и что?.. Или ты забыл? [Миша:] Я не забыл, конечно, не выдумывай, но чего я будулезтьк тебев душу без мыла. Захочешь, расскажешь.В. Шамиров, Одни.

культурологический комментарий:Он так и вьётся, так и лезет в душу-т. е.льстит, обольщает. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1.М., 1999. С. 504.)Компонентфразеол.душавосходит к одной из древнейших форм осознания мира, для которой характерно анимистическое,т. е.одушевляющее, восприятие как видимого мира, так и мира невидимого;см.комментарий к В САМОЙ ГЛУБИНЕ ДУШИ.Образфразеол.навеян и религиозными представлениями о том, чтодушачеловека, сотворённая Богом, искушается, соблазняется дьяволом.Вдушу, не освящённую благодатию Святого Духа, может проникнуть, "влезть" нечистая сила;ср.В него как бес вселился; Он взбесилсяи т. п.Таким образом, компонентдушасоотносится с антропно-религиозным кодом культуры, который указывает на всю совокупность представлений одушекак о "двойнике" человека, его "втором Я", средоточии его эмоциональной жизни и о божественной природедуши. Глагольные компонентывлезать/влезть,залезать,лезть/залезтьсвязаны с пространственно-деятельностным кодом культуры.В основе образафразеол.лежит метафора, уподобляющаядушунекоторому сокровенному пространству (ср.в глубине души, в самой глубине души), которое может быть "открыто" для другого только по воле самого человека;ср.Он открыл ей всю свою душу. Насильственное же проникновение в это пространство нарушает цельностьдушии губительно для человека, поэтому заслуживает осуждения. Образфразеол.в целом соотносится с пространственным кодом культуры, на что указывает и предлог "в".Компонентчужаявосходит к древнейшему архетипическому противопоставлению "свой - чужой". В образефразеол.чужой человек воспринимается как "инаковый человек", душевный мир которого закрыт для других.Образфразеол.в целом выступает в роли стереотипного представления о навязчивом, бесцеремонном интересе к интимно-личной жизни другого человека.Об универсальности этого образа в мировидении европейцев свидетельствуют сходные образные выражения в других европейских языках;напр., висп.- meterse en el alma.автор:Д. Б. Гудков, С. В. Кабакова