Философская энциклопедия

ЮАНЬ ЦИ

ЮАНЬ ЦИ
ЮАНЬ ЦИ (кит. — изначальная пневма) — понятие китайской философии и культуры, обозначающее изначальную субстанцию мироздания. Впервые зафиксировано в трактатах 2 в. до н. э. В даосском памятнике “Хэ Гуань-цзы” (“Мудрец в шляпе из перьев фазана”) утверждается, что “Небо и Земля исходят из изначальной пневмы, десять тысяч вещей, умножаясь, исходят из Неба и Земли”.У реформатора конфуцианства Дун Чжуншу юань ци фигурирует в двух модусах — а) “гармоничность и благоприятность” в Поднебесной, проистекающие из “праведности правителя-вана”; б) ^-“пневма”, духовно-материальная субстанция, полученная человеком от родителей и содержащая генетическую информацию: “распространение изначальной пневмы есть передача структуры (./”“-“принципа”) кожи и волос”. У Ван Чуна юань ци представлена как субстантивация изначального “хаотического” (хуньдунь) единства мироздания. В даосских по преимуществу сочинениях процесс космогенеза стал восприниматься как дифференциация юань ци. В даосскую антологию начала 11 в. “Юнь цзи ци цянь” (“Семь грамот из облачного хранилища”) включен трактат “Юань ци лунь” (“Об изначальной пневме”), в котором юань ци отождествляется с дао; тем самым подразумевается, что дао субстантивировано в “изначальной пневме” и играет роль своего рода “программы” ее дифференциации. В построениях основоположников неоконфуцианского “учения о принципе” (ли сюэ) Чэн И и Чэн Хао фигурирует понятие “пневма истинной изначальности” (чжэнь юань чжи ци); из нее рождается “внешняя пневма”, из которой образуются вещи. Сама “пиевма истинной изначальности” не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с “внешней”, но “вынашивает и вскармливает” ее до полного становления (“И шу”, цзюань 15). Редуцированная форма этого четырехслога — чжэнь ци (“истинная пневма”) впоследствии стала синонимом юань ци и общепринятым обозначением совокупности здоровых жизненных сил организма: в медицине, психотехнике (нэйгун — “внутренняя работа” или цигун — “работа с ци-пневмой”) и боевых искусствах накопление “истинной пневмы” считается важнейшей задачей.
А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. юань ци]. Кит. эквивалент санскр. пратитьясамутпада. Причинность в буд. философии обозначение отношений дхарм см. Фа [] п. между собой принципиально отличных от отношений субъе...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  2. юань цисм. причинность...Китайская философия. Энциклопедический словарь II