Философская энциклопедия

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ
— способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурно-исторической т.зр. идея и понятие С. складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается как автономная — не ориентированная на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятива С. возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями, ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.
С. исторически коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед самим собой».В др.-греч. мифологии функцию, аналогичную С. выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса». Лат. слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные.
Согласно традиции христианского учения, С. как «Божия сила» и глубочайшая сущность человека раскрывается в полной мере благодаря откровению Христа. В христианстве С. трактуется как показатель нравственной обязанности, в первую очередь перед Богом. Вместе с тем апостол Павел говорит о С. как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и С. различна (1 Кор 8,7,10), а потому С. нуждается в христианском очищении (Евр 9, 14), достигаемом благодаря вере и любви. В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий»; муки С. воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин).
В средневековой литературе углубление анализа феномена С. было опосредствовано появлением особого термина — «sinderesis» и формирования дополнительного по отношению к традиционному лат. «conscientia» понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое в отличие от «закона разума» (lex rationis) внушено человеку Богом.
Во многих новоевропейских учениях С. представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У И. Канта С. обозначает практический разум. Развитие этой линии в анализе феномена С. естественно, вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «С.» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций.
В наиболее общем плане С. трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается как независимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как др. Я. С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С: 1) С. — это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво (Т. Гоббс, К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд, Ж.П. Сартр); 2) С. выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж. Локк) и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж. Батлер, Г.В. Лейбниц); близко этому С. трактуется как голос беспристрастной рациональной личности (Дж. Ролз); 3) С. не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами С.» как бы говорит Всеобщий закон, высшая истина. С. — это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Дж. Локк), присутствия-Dasein (М. Хайдеггер).
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная С. предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Однако и в своей негативности С. может трактоваться иначе: в наиболее общем, метафизическом, плане голос С. самим фактом своего призыва свидетельствует человеку о неподлинности, неаутентичности его существования, «не-по-себе его бытия». Как позитивная С. в отличие от расхожих представлений о ней предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва ксовершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности.
Как форма морального самосознания и самоконтроля С. выражает осознание человеком неисполнен-ности долга, несовершенности добра; в этом отношении С. сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры С. указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
Выражение «свобода С.» означает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода С.» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

СОВЕСТЬ
категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний(напр., «угрызений С.»).
см. также Мораль, Этика.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

СОВЕСТЬ
способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля (Вюнш). Для Канта авторитарный судья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призывзаботы.Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности вMan к свободена основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).

Философский энциклопедический словарь.2010.

СО́ВЕСТЬ
категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия.
В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. συνείδησις, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что "...если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, "внутреннего" характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую "... мы в своей собственной душе даем своим поступкам" – "Карманное богословие", М., 1959, с. 172).
В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для познания их достаточно "...углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести" ("О влиянии наук на нравы", СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. "чистого Я", а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование "абсолютно свободному" индивидуальному замыслу, отказ человека от "дурной веры" в существование к.-л. объективных критериев.
Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. "имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой", "определяет, исходя из себя самой". Но эта самодостоверность С. влечет за собой "произвол отдельного лица", к-рое может "придать ... свою добросовестность" любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во "всеобщем самосознании" благодаря "всеобщей среде" (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: "Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга ...есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный... Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы..." (там же, с. 351–52).
Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. "другим Я" человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает "чудесным путем самозарождения". "Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом... Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой... или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630).
Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что "идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий" (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. "...При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой... В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197).
Лит.:Ленин В. И., О коммунистической нравственности, М., 1961; Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1908; его же, Основоположение к метафизике нравов, М., 1912; Карринг Г., С. при свете истории, пер. с нем., СПБ, 1909; Кропоткин П. Α., Этика, ч. 1, П.–М., 1922; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–61; его же, Философия права, т. 7, М.–Л., 1934; Сартр Ж.-П., Экзистенциализм – это гуманизм, М., 1953; Волченко Л. Б., Марксистско-ленинская этика о С., "ВФ", 1962, No 2; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, Свердл., 1963; Бербешкина З. Α., Проблема С. в марксистско-ленинской этике, М., 1963; Sartre J. P., L'être et le néant, P., 1943; Revers W. J., Charakterprägung und Gewissensbildung, Nürnberg, 1951; Hollenbach J. M., Sein und Gewissen, Baden-Baden, 1954; Das Gewissen des Kindes, Stuttg., 1956; Niebuhr R., An interpretation of Christian ethics, Ν. Υ., 1956; его же, Moral man and immoral society, N. Y.–L., 1960; Вrunner E., Gott und sein Rebell, Hamb., 1958.
О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

СОВЕСТЬ
СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт (“укоры, муки совести”), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание, человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название “совестного”, свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное “стыд перед самим собой” (Демокрит, Сократ) — своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегреческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в “Оресте” Еврипида она была осмыслена как “сознание совершенного ужаса”. Соответствующее греч. слово — sineidesis (συνειδησιζ] — восходит к глаголу ουνείδηνατ, использовавшемуся в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Также и латинское слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки какдостойные или недостойные.
В христианстве совесть трактуется как “Божия сила”, как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) — в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7,10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина — sindeiesis — и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от “закона разума” (lex rationis), внушено человеку Богом. Совестьsynderesis в отличие от совести-conscientia, т. е. способности человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения “изначальной правильности”, чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св. Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире — морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т. е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово “совесть” родственно и созвучно словам, обозначающим “сознание”, “знание”), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия “совесть”. В наиболее общем плане она трактуется как “внутренний голос”; различия касаются понимания источника этого “голоса”, который воспринимается или как не зависимый от “я” человека, или как голос его сокровенного “я”, или как “другое я”. С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть — это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф. Ницше, 3. Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К. Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж. Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж. Батлер, Г. Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж. Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как “голос иного”; “устами совести” как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос (“зов”) трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присугствия-Desein (М. Хайдеггер).
Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других — на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и “решимости” (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.
Выражения “спокойная совесть” или “чистая совесть” в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена “чистой совести” различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, “чистая совесть” подтверждает сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету. В этом отношении “чистая совесть” есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э. Фромм). Во-вторых, “чистая совесть” может выражать амбицию человека на достигнугость совершенства, на внутреннюю цельность и подноту Состояние “чистой”, “успокоившейся” совести выражает самодовольное (или лицемерное) сознание (Гегель); в конечном счете это — бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (Кант).
Выражение “свобода совести” обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле “свобода совести” означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.
Лит.: Кант И. Метафизика нравов.— Соч., т. 4 (2). M., 1965, с. 335—36; Гегель Г. Дух христианства и его судьба. Он же. Философия религии, т. 1.М., 1975,с. 114—15; Ницшеф. Генеалогия морали.— Соч. в 2 т., т, 2. M., 1990, с. 438—70; Фромм Э. Человекдля самого себя.— Он же. Психоанализ и этика. М„ 1993, с. 113—35; Хайдеггер M. Бытие и время. М., 1997, с. 266—301; Ильин И. А. Путь духовного обновления.— Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. ^&—9&;Дробт1ЦкийО. Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1974, с. 337—40; Butler J. Sermons, XI.- Ethical Theories. Englewood Cliffs. N.J., 1967.
P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
ответственность, стыд, убежденность


Антонимы:
бессовестность


  1. совестьсамоконтрольstrong моральstrong совесть нравственный самоконтрольнравственная ответственность за свое общественное поведениесубъективное сознание соответствия поведени...Идеографический словарь русского языка
  2. совестьСм. согласиеВ. В. Виноградов.История слов ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...История слов
  3. совестьспособность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль требовать от себя их выполнения и производи...Словарь практического психолога
  4. совестьСОВЕСТЬ см.также РАСКАЯНИЕ ПОКАЯНИЕ СВОБОДА СЛОВА СВОБОДА СОВЕСТИ СТЫД Совесть тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть это тоненький голосок который просит тебя не де...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. совестькатегория этики выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам линии поведения. ...Атеистический словарь
  6. совестькатегория этики выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам линии поведения. ...Атеистический словарь II
  7. совестьstrong С. это данное человеку Богом второе я греч. сюнейдесис совесть сознание крое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его когда он пос...Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. совестьнепосредственное ощущение человеческой души ее отношения к тому нравственному закону который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека одобряя или осуждая е...Библейский энциклопедический словарь
  9. совестьсовесть нравственное чувство сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений Рим. . Совесть не есть голос Божий как думают некоторые. Сов...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  10. совестьспособность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить с...Большая психологическая энциклопедия
  11. совестьСОВЕСТЬ категория этики характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требова...Большая советская энциклопедия
  12. совестькатегория этики характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от се...Большая Советская энциклопедия II
  13. совестькалька с греч. symboulion . в религиозном контексте нравственное ядро личности человека данное ему от природы свыше абсолютный нравственный императив некий внутренний го...Большая энциклопедия по психиатрии
  14. совестьж. coscienza угрызения совести rimorsi m pl scrupoli m pl di coscienza голос совести voce della coscienza по совести in concienza потерять совесть perdere ogni riteg...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. совестьсовесть ж Gewissen n d а свобода совести Gewissensfreiheit f со спокойной совестью seelenruhig по совести говоря um die Wahrheit zu sagen на совесть tadellos безукоризнен...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. совестьжGewissen nсвобода совести Gewissensfreiheit fсо спокойной совестью seelenruhigпо совести говоря um die Wahrheit zu sagenна совесть tadellos безукоризненно ответствен...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. совестьсовестьGewissenСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. совестьСОВЕСТЬ см. Интуиция совести....Большой психологический словарь
  19. совестьимей совестьимейте совестьна совестьнадо совесть знатьнадо и совесть знатьне за страх а за совестьпоимей совестьпоимейте совестьпоимел бы ты совестьпора совесть знатьпора...Большой русско-английский фразеологический словарь
  20. совестьж.conciencia fстая соuвесть conciencia suciaстая соuвесть conciencia limpiaния соuвести remordimientos de concienciaтывать угрызеuния соuвести acusar la concienciaть ...Большой русско-испанский словарь
  21. совестьсущ. жен. рода только ед. ч.совсть лежать на совести лежати на совст сущ. жен. родасумлння мен. сер. роду угрызения совести докори сумлння на совесть сумлнно...Большой русско-украинский словарь
  22. совестьж. conscience f у него нечистая совесть il na pas la conscience propre угрызения совести remords m pl иметь чтолибо на совести avoir qch sur la conscience со спокойной...Большой русско-французский словарь
  23. совестьБояться совести и стыда.strong Одесск.em Стыдиться чегол. КСРГО. Идти по доброй совести.strong Сиб. Одобр.em Жить честно. ФСС . На совестиstrong чьей у кого. Разг.em О мо...Большой словарь русских поговорок
  24. совестьconscience персональное ощущение правоты и неправоты которое стесняет поведение и причиняет чувство вины если его требования не выполняются. Эти нравственные осуждения ус...Большой толковый социологический словарь
  25. совестьангл. conscience нем. Gewissen. Моральное осознание убежденность в том что является добром и злом осознание нравственной ответственности за свое поведение способность ли...Большой толковый социологический словарь II
  26. совестьТерзающие во сне муки совести изза какогото совершенного вами обмана снятся к искушению. Вам следует постоянно быть начеку чтобы не поддаться соблазну. А если даже во сне...Большой универсальный сонник
  27. совестьж.conscience fу него нечистая совесть il na pas la conscience propreугрызения совести remords m plиметь чтолибо на совести avoir qch sur la conscienceсо спокойной сове...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  28. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том чтоявляется добром и злом сознание нравственной ответственности за своеповедение. Совесть выражение способности...Большой энциклопедический словарь II
  29. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение с...Большой энциклопедический словарь III
  30. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение ...Большой Энциклопедический словарь V
  31. совестьэтическая категория выражающая высшую способность личности к моральному самоконтролю усвоенному ограничению владению собой. Совесть проявляется как в форме рационального ...Геоэкономический словарь-справочник
  32. совестьспособность человека осуществлять моральный самоконтроль самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнение и производить самооц...Глоссарий философских терминов
  33. совестьсовместное знание ведать знать способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение б...Евразийская мудрость от А до Я
  34. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способнос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  35. сӧвестьсовесть свесть мучитм угрызения совестимыжавны кодск свесть абутмн обвинить коголибо в отсутствии совестисвесть оз лэдз совесть не велит свестьыд пиньтм а йир погов. ...Коми (зырянский)-русский словарь
  36. совестьсостояние души при котором она дает знать сознанию Человека о нарушении им принятых его душой критериев являющихся частью его этического пространства. Голос совести это ...Краткий критериологический словарь
  37. совестьсоотносится с ведать знать весть буквально сознание совместное знание нравственное сознание нравственное чутье внутреннее сознание добра и зла чувство побуждающее к исти...Краткий психолого-филологический словарь
  38. совестьгреч. syneidesis лат. conscientia обычно трактуется как способность человека различать добро и зло как внутренний голос говорящий нам о нравственной правде о высших ценно...Краткий религиозно-философский словарь
  39. совестьСовесть conscientia mala conscientia ob sceleris conscientiam mortem sibi conscissere manus sibi inferre conscientiam suam criminibus polluisse fides по совести salva bo...Латинский словарь
  40. совестьи ж.em Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой перед окружающими людьми обществом нравственные принципы взгляды убежде...Малый академический словарь
  41. совестькорень СОВЕСТЬ нулевое окончаниеОснова слова СОВЕСТЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СОВЕСТЬ Слово Совесть содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  42. совестьНачальная форма Совесть винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  43. совестьсовесть ж. Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою окружающими людьми и обществом....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. совестьсубъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать д...Нравственное развитие взрослого человека
  45. совестьОбоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически теист...Оксфордский толковый словарь по психологии
  46. совестьОбоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически теист...Оксфордский толковый словарь по психологии
  47. совестьсовесть совесть и...Орфографический словарь
  48. совестьu жu Р.u Д.u Пр.u совести ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Орфографический словарь русского языка
  49. совестьст.слав. единая весть высшая форма духовного мира в человеке его естественное моральное сознание душевная способность различать добро и зло осуществлять самоконтроль св...Основы духовной культуры
  50. совестькатегория этики отражающая моральную ответственность человека перед самим собой внутренняя потребность поступать справедливо система моральных убеждений личности и одновр...Педагогический словарь
  51. совестьспособность человека критически оценивая свои поступки мысли желания осознавать и переживать сво несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурноистори...Педагогический терминологический словарь
  52. совестьсовесть совести совести совестей совести совестям совесть совести совестью совестями совести совестях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  53. совестьОрфографическая запись слова совесть Ударение в слове совесть Деление слова на слоги перенос слова совесть Фонетическая транскрипция слова совесть [совист] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  54. совестьврожденное Богом данное нравственное чутье побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.Синонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестн...Православный энциклопедический словарь
  55. совестьодин из элементов морального самосознания личности который заключается в способности личности критически оценивать с нравственной точки зрения свои намерения и поступки п...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  56. совестьнравственное сознание чувство или знание того что хорошо и что плохо справедливо или несправедливо субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного пове...Профессиональное образование
  57. совестьспособность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить о...Психологический лексикон
  58. совестьДля очистки совести.hЩоб мати свтле око щоб чиста була совсть щоб мати чисте сумлння щоб спокйна була совсть.Есть совесть есть и стыд а стыда нет и совести нет.hУ кого с...Російсько-український словник сталих виразів
  59. совестьвнутренний духовнонравственный закон русского православного человека. Является особой формой выражения таких основополагающих понятий православного христианства как любов...Русская энциклопедия
  60. совестьсовесть иСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русский орфографический словарь
  61. совестьЖ мн. нет . vicdan insaf dalt mrvvt . abr hya на совесть rkl vicdanla insafla работать на совесть rkl vicdanla ilmk угрызения совести vicdan zab свобода совести vicdan az...Русско-азербайджанский словарь
  62. совестьж.угрызения совести remorse pangs of conscience scruples...Русско-английский психологический словарь
  63. совестьсовесть ж.iconscience чистая совесть good clear conscience нечистая совесть guilty conscience иметь чтол. на своей совести have smth. on ones conscience с чистой сове...Русско-английский словарь
  64. совестьсовесть ж. conscience чистая совесть goodclear conscience совесть мучает когол. smb. has pangs of conscience у него совесть нечиста he has a badguilty conscience потерят...Русско-английский словарь II
  65. совестьconscience...Русско-английский словарь политической терминологии
  66. совестьНечего тому бояться у кого совесть чиста Н Нечистая совесть спать не дает Н Совесть без зубов а гложет С У кого совесть чиста у того подушка под головой не вертится У У к...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  67. совестьconscience...Русско-английский экономический словарь
  68. совестьсущ.идти против совести to go against ones conscienceиспытывать угрызения совести to be smitten with feel remorseне испытывать угрызений совести to have no remorse for...Русско-английский юридический словарь
  69. совестьN со спокойной совестью...Русско-армянский словарь
  70. совестьСумленне угрызения совести мук дакоры згрызоты сумлення не за страх а за совесть добрасумленна не зза страху а па сумленню по совести говоря шчыра кажучы поработали на...Русско-белорусский словарь
  71. совестьжен.i сумленне ср.iугрызения совести мук дакоры згрызоты сумленняне за страх а за совесть добрасумленна не зза страху а па сумленнюпо совести говоря шчыра кажучыпорабо...Русско-белорусский словарь II
  72. совестьlelkiismeret ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русско-венгерский словарь
  73. совестьсовесть ж угрызения и...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  74. совестьсо ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русско-ивритский словарь
  75. совестьар ждан нечистая совесть аржданы таза емес угрызения совестьи жданы алдында азап шегу не иметь ни стыда ни совестьи арят ждан дегеннен жрдай болусвобода совестьи полит. ж...Русско-казахский словарь
  76. совестьар ждан...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  77. совестьждан...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  78. совестьж. уят ынсап со спокойной совестью кл тынчып уялбай турган болуп у него совесть нечиста анын знд да бир балаа бар а жагынан з да соо эмес угрызения совести з кнсн сезип к...Русско-киргизский словарь
  79. совестьlingxinпоступить по совести потерять совесть люди с чистой совестью нечистая совесть угрызения совести усыпить совесть по совести говоря лежит на совести на с...Русско-китайский словарь
  80. совестьVicdan insaf arnamus...Русско-крымскотатарский словарь
  81. совестьвидждан инсаф арнамус...Русско-крымскотатарский словарь II
  82. совестьsirdsapzia...Русско-латышский словарь
  83. совестьsin...Русско-литовский словарь
  84. совестьСэтгэл санаа дотоод сэтгэл ичих нр...Русско-монгольский словарь
  85. совестьж. Gewissen n с чистой со спокойной совестью mit gutem Gewissen по совести говоря um die Wahrheit zu sagen....Русско-немецкий словарь
  86. совестьGeweten...Русско-нидерландский словарь
  87. совестьsamvittighet ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русско-норвежский словарь
  88. совесть...Русско-персидский словарь
  89. совестьsumienie...Русско-польский словарь
  90. совестьжconscincia f чистая совесть угрызения совести со спокойной совестью иметь чтол на совести не иметь совести свобода совести по совести на совесть делать на совесть не за ...Русско-португальский словарь
  91. совестьСовестьmoyo mioyo nyoyo imani...Русско-суахили словарь
  92. совестьсовесть видон инсоф...Русско-таджикский словарь
  93. совестьж намус вдан долг совести намус бурычы моя с. чиста намусым чиста саф йзем ак имей с. намусы кайда испытывать угрызения совести вдан газабы кичер ни стыда ни совести ояты...Русско-татарский словарь
  94. совестьжvicdan insafголос совести vicdan sesiу меня совесть чиста vicdanm rahat yrm ak aklm pakего совесть мучает vicdan azab ekiyorбудь у него совесть . onda insaf olsa .в ...Русско-турецкий словарь
  95. совестьinsof vijdon...Русско-узбекский словарь Михайлина
  96. совестьf...Русско-финский словарь
  97. совестьsvdom...Русско-чешский словарь
  98. совестьсущ.жен.намс совесть чун с чистой совестью таса чунпа он потерял совесть вал намса ухатн сделано на совесть пйт тпл тун по совести говоря вводн. сл. чннипе каласан для о...Русско-чувашский словарь
  99. совестьsamvete.strong samvete...Русско-шведский словарь
  100. совестьSamvete...Русско-шведский словарь II
  101. совесть.strong sisetunne.strong sdametunnistus sme...Русско-эстонский словарь
  102. совестьСОВЕСТЬСовесть тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть это тоненький голосок который просит тебя не делать того что ты только что сделал.Совесть это дворняжка которая св...Сводная энциклопедия афоризмов
  103. совестьбессовестностьСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Словарь антонимов
  104. совестьвысшая форма способности личности к моральному самоконтролю сторона ее самосознания. В отличие от мотива чувства долга С. включает и самооценку уже совершенных действий н...Словарь конфликтолога
  105. совестьСОВЕСТЬ пизда....Словарь матерных слов
  106. совестьспособность человека критически оценивать свои поступки мысли желания осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным ...Словарь по биомедицинской этике
  107. совестьвысшее нравственное чувство человека основанное на индивидуально принятой системе норм морали нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфиче...Словарь по конфликтологии
  108. совестьвысшее нравственное чувство человека основанное на индивидуально принятой системе норм морали нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфиче...Словарь по конфликтологии II
  109. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способнос...Словарь по педагогической психологии
  110. совестькатегория этики характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от себя ...Словарь по этике
  111. совестьсовесть см. стыд без зазрения совести вступать в компромисс с совестью лежать на совести по совести поступать против совести по чистой совести угрызения совести...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  112. совестьсм.uПусть лучше лопнет моя совесть чем мочевой пузырьСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Словарь русского арго
  113. совестьсовестьСм. стыдбез зазрения совести вступать в компромисс с совестью лежать на совести по совести поступать против совести по чистой совести угрызения совести....Словарь синонимов II
  114. совестьсовесть См. стыд без зазрения совести вступать в компромисс с совестью лежать на совести по совести поступать против совести по чистой совести угрызения совести. Словарь ...Словарь синонимов II
  115. совестьсовесть пизда жопа хуй яйца стыд убежденность ответственность...Словарь синонимов
  116. совестькатегория этики отражающая моральную ответственность человекаперед самим собой внутренняя потребность поступать справедливо системаморальных убеждений личности и одноврем...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  117. совестьЗов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой причем в модусе взывания к его наиболее своему бытиювиновным. Зов совести...Словарь терминов Хайдеггера по книге «Бытие и время»
  118. совестьсущ. мысль помышление совесть. Сожженный в совестиem Тим. . ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Словарь церковнославянского языка
  119. совестьсовесть беспокойная Андреев гостеприимная Станюкович змеиная Пушкин Когтистый зверь. Пушкин мутная Амфитеатров незапятнанная Андреев подмоченная Г.Успенский растленная Хо...Словарь эпитетов III
  120. совестьБольная взбаламученная разг. возмущенная глубокая глухая дремлющая забывчивая кристальная кристальночистая незапятнанная непогрешимая неспокойная нечистая потерянная потр...Словарь эпитетов II
  121. совестьСОВЕСТЬ. Больная взбаламученная разг. возмущенная глубокая глухая дремлющая забывчивая кристальная кристальночистая незапятнанная непогрешимая неспокойная нечистая потеря...Словарь эпитетов
  122. совестьh совестьbig сущ.жен.неод.i ед.им. Прочь совесть и боязнь!.ГН . тебе и не пишу тебе совесть мучит.Пс. Верьте что для меня моя совесть важнее чужих пересудовПс. ед.вин. В...Словарь языка Грибоедова
  123. совестьспособность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки внутренний голос предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. ...Словарь-справочник по психоанализу
  124. совестькатегория этики характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от се...Советский философский словарь
  125. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение с...Современная энциклопедия
  126. совестьЧувствовать во сне уколы совести изза совершенной провинности или обмана означает что ктото будет подстрекать вас на совершение недостойных поступков и действий. Такой со...Современный сонник
  127. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение с...Современный энциклопедический словарь
  128. совестьОщущать во сне что Вас мучает совесть изза совершенного обмана означает что люди будут искушать Вас совершить чтото нехорошее. Вам следует постоянно быть начеку.Чувствова...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  129. совестьвнутренний нравственный судья человека являющийся основным законом морали. Совесть специфическй механизм нравственного самоопределения это ведущий стимул совершенствовани...Тематический философский словарь
  130. совестьConscience. Значение лат. слова conscientia складывается из префикса con и основы scio знать вместе с кемлибо обладать знанием крое мы разделяем с другими. Совесть это со...Теологический энциклопедический словарь
  131. совестьэтическая категория выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выно...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  132. совестьсовесть сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет чего совестиstrong чему совестиstrong вижу что совестьstrong чем совестьюstrong о чм о совести . Совестьюstrong называют ...Толковый словарь Дмитриева
  133. совестьСОВЕСТЬ ж. нравственное сознание нравственное чутье или чувство в человеке внутреннее сознание добра и зла тайник души в котором отзывается одобрение или осуждение каждог...Толковый словарь живого великорусского языка
  134. совестьСОВЕСТЬ и ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведениеперед окружающими людьми обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста укогон. Со спокойной совестью де...Толковый словарь Ожегова
  135. совестьСОВЕСТЬ совести мн. нет ж. Внутренняя оценка внутреннее сознание моральности своих поступков чувство нравственной и за свое поведение. ничто не может нас среди мирских пе...Толковый словарь русского языка II
  136. совестьсовесть совесть и ж. Чувство нравственной ответственности за сво поведение перед окружающими людьми обществом. Люди с чистой ю. С. нечиста у когон. Со спокойной ю делать ...Толковый словарь русского языка II
  137. совестьСОВЕСТЬ и ж. Чувство нравственной ответственности за сво поведение перед окружающими людьми обществом. Люди с чистой совестью. Совесть нечиста у когонибудь Со спокойной с...Толковый словарь русского языка
  138. совестьd. Gewisseniсумленьне...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  139. совестьУдарение в слове совестьУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове совесть...Ударение и правописание
  140. совестьRzeczownik совесть f sumienie n...Универсальный русско-польский словарь
  141. совестьот соведать одно из основных понятий этики и главный составляющий элемент морального сознания и нравственности. Совесть представляет собой способность человека осознават...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  142. совестьспособность личности самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнения производить нравственный самоконтроль и самооценку совер...Философия права, словарь-минимум
  143. совестькатегория этики обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания требовать от себя их и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  144. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение выражение способности личност...Философские термины
  145. совестьспособность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями способ каким чувство ценности становится значимым для...Философский энциклопедический словарь II
  146. совестьспособность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями способ каким чувство ценности становится значимым для...Философский энциклопедический словарь
  147. совестьсовесть совести совести совестей совести совестям совесть совести совестью совестями совести совестях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Сино...Формы слова
  148. совестьОтвес Ось Ость Ост Отсев Свес Овес Сесть Совесть Совет Соте Тес Все Вест Вес Весть Весь Вето Есть Сост Сеть Сет Есь Сев Осесть...Электронный словарь анаграмм русского языка
  149. совестьСовесть Во всех европейских языках греческ. латинск. conscientia французск. conscience итальянск. coscienza англ. conscience немец. Gewissen это слово образовано из кор...Энциклопедический словарь
  150. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение ...Энциклопедический словарь естествознания
  151. совестьВо всех европейских языках греческ. латинск. conscientia французск. conscience итальянск. coscienza англ. conscience немец. Gewissen это слово образовано из корня обозна...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  152. совестьангл. conscience нем. Gewissen. Моральное осознание убежденность в том что является добром и злом осознание нравственной ответственности за свое поведение способность лич...Энциклопедия социологии
  153. совестьСовестьstrong. Заимств. в виде совстьi из ст.сл. яз. где оно является словообразоват. калькой греч. syneidsisi. См. ведатьi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  154. совестьрод. п. и. Заимств. из цслав. ст.слав. съвсть Супр. калька греч. conscientia Булич РФВ Унбегаун RЕS . Подробнее см. ведать....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  155. совестьЗаимствование из старославянского языка где было образовано по методу кальки с греческого syneidesis вторая часть слова совесть восходит к тому же корню что и глагол веда...Этимологический словарь Крылова
  156. совестьЗаимств. в виде совстьem из ст.сл. яз. где оно является словообразоват. калькой греч. syneidsisem. См. ведатьem.Синонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессов...Этимологический словарь русского языка
  157. совестьсовесть совестьрод. п. и. Заимств. из цслав. ст.слав. съвсть Супр. калька греч. conscientia Булич РФВ Унбегаун RЕS . Подробнее см. ведать....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  158. совестьспособность индивида к нравственному самоконтролю самооценке своих поступков проявление социальной сущности человека....Юридическая психология